ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-118/2015 от 29.01.2016 Икрянинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

29 января 2016 года с. Икряное

Судья Икрянинского районного суда Астраханской области Финникова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Лукойл- Нижневолжскнефть» на постановление ФИО1- начальника отдела по надзору на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному федеральному округу по делу об административном правонарушении <номер изъят> от <дата изъята> о привлечении администрации к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

<дата изъята> в отношении ООО «Лукойл- Нижневолжскнефть» ФИО1- начальником отдела по надзору на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному федеральному округу вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

ООО «Лукойл- Нижневолжскнефть» не согласившись с указанным постановлением подал жалобу, в которой просит признать его незаконным- и отменить по следующим основаниям.

ООО «Лукойл- Нижневолжскнефть» вменяется осуществление погрузо-разгрузочных работ в границах внутренних вод и территориального моря в отсутствие положительного заключения ГЭЭ, чем не соблюдены требования ч. 1, ч.2 ст.34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (далее - Закон №155-ФЗ), предусматривающих что ГЭЭ подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения ГЭЭ, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря. На этапе планирования строительства Комплексной транспортно-производственной базы (КТПБ) у Общества имелось «Заключение экспертной комиссии ГЭЭ по материалам ТЭО (проект) «КТПБ ООО «Лукойл -Нижневолжскнефть» от <дата изъята> (утв. Приказом Управления Ростехнадзора по Астраханской области от <дата изъята><номер изъят>) сроком действия до <дата изъята>. <дата изъята> причал с берегоукреплением в составе КТПБ ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», расположенный по адресу <адрес> введен в эксплуатацию на основании разрешения выданного Администрацией МО «р.п.Ильинка» Икрянинского района Астраханской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата изъята> серия <номер изъят>.

В порядке установленном ст.14 Федерального закона N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Обществом получена Лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах на причале с берегоукреплением расположенным по адресу <адрес> (лицензия от <дата изъята> серия <номер изъят><номер изъят>).

На основании Приказа Росприроднадзора N <номер изъят> от <дата изъята> в период с <дата изъята> по <дата изъята> проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» по вопросу соблюдения природоохранного законодательства.

<дата изъята>, по результатам проверки составлен Акт <номер изъят> и выдано Предписание <номер изъят>, в котором ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» предписано «осуществлять хозяйственную и иную деятельность связанную с использованием причалов Комплексной транспортной производственной базы (КТПБ), с целью проведения погрузо-разгрузочных работ и перевалки производственных отходов и оборудования, с судов на причалы и, наоборот, в границах внутренних морских вод РФ; а также осуществлять эксплуатацию и использование искусственных сооружений - ледостойких стационарных платформ <номер изъят> и <номер изъят>, производить погрузо-разгрузочные работы и перевалку производственных отходов и оборудования с судов на платформы и наоборот, осуществлять добычу минеральных ресурсов - полезных ископаемых нефти и газа на месторождении им. Ю.Корчагина в северной части Каспийского моря. в границах внутренних морских вод и территориального моря РФ, - только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее также - ГЭЭ), с учетом нарушений указанных в Акте проверки от <дата изъята>. Срок исполнения предписания - <дата изъята>.

<дата изъята> постановлением по делу об административном правонарушении <номер изъят> - ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.4 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от <дата изъята> по делу размер штрафа снижен до <данные изъяты> руб., суд установил, что на этапе планирования строительства Комплексной транспортно-производственной базы (КТПБ) у Общества имелось «Заключение экспертной комиссии ГЭЭ по материалам ТЭО (проект) «КТПБ ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» от <дата изъята>, однако сделал вывод, что объект ГЭЭ ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, в случае, в частности, истечения срока действия заключения, вновь является объектом ГЭЭ федерального уровня. Уменьшая размер административного штрафа, суд также указал на отсутствие события административного правонарушения в части требований о необходимости проведении ГЭЭ в отношении хозяйственной деятельности осуществляемой на МЛСП им.Ю.Корчагина, поскольку положения Закона №155-ФЗ не могут применяться к какой-либо деятельности на участке Каспийского моря.

<дата изъята>, <дата изъята>, <дата изъята> и <дата изъята> ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», предпринимало все зависящие от него меры и попытки для прохождения ГЭЭ, направляя соответствующие запросы в Росприроднадзор и его территориальный орган по ЮФО с просьбой указать перечень документов подаваемых на рассмотрение в случае проведения ГЭЭ на погрузочно-разгрузочную деятельность на объекте уже введенном в эксплуатацию (Запрос <номер изъят> от <дата изъята>, <номер изъят> от <дата изъята>); сообщая об объективных причинах препятствующих своевременному проведению общественных слушаний по проекту и прося содействия Административного органа в сложившейся ситуации в целях скорейшего на правления проекта на ГЭЭ (Запрос <номер изъят> от <дата изъята>); а также ходатайствуя об отмене Предписания от <дата изъята> как незаконного, либо продлении срока его исполнения с указанием на перечень конкретных действий которые для этого необходимо совершить Обществу (Письмо <номер изъят> от <дата изъята>). Ответы на указанные запросы Общества не содержали каких-либо конкретных и четких разъяснений, что указывает на формальный подход в решении сложившейся ситуации и бездействие со стороны Росприроднадзора и его территориального органа по ЮФО, в связи с чем, <дата изъята> Общество письмом <номер изъят> направило материалы документации «Деятельность по эксплуатации КТПБ ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть»» в Росприроднадзор.

На основании Приказа Департамента Росприроднадзора по ЮФО <номер изъят> от <дата изъята>., проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания от <дата изъята>, по результатам которой составлен Акт <номер изъят> от <дата изъята>; выдано Предписание <номер изъят> от <дата изъята> о необходимости в срок до <дата изъята> получить положительное заключение ГЭЭ на погрузочно-разгрузочную деятельность на КТПБ. <дата изъята>, одновременно с проведением в порядке, предусмотренном Федеральным законом №294-ФЗ внеплановой проверки административным органом в порядке предусмотренном ст.28.7 КоАП РФ было вынесено Определение <номер изъят> от <дата изъята> о проведении административного расследования имеющего лишь цель привлечь Общество к административной ответственности, а не пресечение нарушений и устранение их последствий.

<дата изъята>, Управлением Росприроднадзора по Астраханской области, проводившем ГЭЭ представленной документации направленной Письмом Общества <номер изъят> от <дата изъята> было указано, что КТПБ эксплуатируется в полном соответствии с проектной документацией, ранее получившей положительное заключение ГЭЭ, в связи с чем Управление не имеет законных оснований для организации и проведения ГЭЭ по представленной документации на осуществляемую погрузочно-разгрузочную деятельность (Письмо <номер изъят> от <дата изъята>).

Несмотря на изложенное, по результатам проведенной проверки исполнения ранее выданного предписания, а также проведенного в порядке ст.28.7 КоАП РФ административного расследования - начальником отдела по надзору на море (<адрес>) Департамента Росприроднадзора по ЮФО, старшим государственным инспектором по ЮФО ФИО1 вынесено оспариваемое Постановление от <дата изъята>.

В соответствии с ст.1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Кроме того, экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности и обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы. При этом, положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ (ст. 3, ч.5 ст.18 ФЗ «Об экологической экспертизе» №174-ФЗ).

Из положений ст.34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от <дата изъята> № 155-ФЗ, применяемого в рассматриваемой ситуации, буквально следует, что объектами ГЭЭ является документация, обосновывающая виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах.

Исходя из системного анализа указанных норм, должна проводиться ГЭЭ документации, обосновывающей намечаемую или планируемую деятельность, но никак не деятельность на стадии её осуществления (текущую хозяйственную деятельность), что свидетельствует об отсутствии необходимости проведения новой экологической экспертизы каких-либо документов обосновывающих деятельность на КТПБ после реализации проекта ее строительства в установленном законом порядке.

То есть, ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» обязано производить ГЭЭ только проектной документации на строительство КТПБ, при этом само по себе осуществление вида деятельности по произведению погрузо-разгрузочных работ на причале КТПБ отдельно не требует наличия какой-либо документации, обосновывающей данный вид деятельности, которая могла бы, стать предметом ГЭЭ. Обоснование планируемой деятельности осуществлялось на стадии проектирования строительства КТПБ. <дата изъята> Приказом Ростехнадзора по Астраханской области <номер изъят> утверждено заключение ГЭЭ материалов ТЭО (проект) «Комплексная транспортно-производственная база ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть»», которым установлено соответствие принятых технических решений требованиям природоохранного законодательства, обоснована возможность осуществления намечаемой деятельности и предусмотрены все природоохранные мероприятия.

Также, в жалобе указано, что из положений ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 №24-ФЗ и п.9 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623) следует, что причал это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов. Следовательно, погрузочно-разгрузочные работы являются частью функционирования причальных сооружений, в то время как ГЭЭ проводится в отношении планируемой деятельности, до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.

В силу пункта 28 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.

Из анализа п. 3 - 5, 7 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 №193) следует, что проведение ГЭЭ при обосновании лицензии на осуществление указанных работ не предусмотрено.

На основании изложенного, имеющаяся у ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» лицензия (серия <номер изъят> от <дата изъята>) предоставляет право на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах без прохождения государственной экологической экспертизы.

Кроме того, в жалобе Общества указано, что отсутствует какое- либо правовое регулирование проведения ГЭЭ документов, обосновывающих хозяйственную деятельность, кроме проектной документации и если бы осуществляемая ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» погрузочно-разгрузочная деятельность подлежала ГЭЭ, это было бы отражено в нормативных правовых актах, однако такое правовое регулирование отсутствует.

Так, в соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» ГЭЭ объектов, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения ГЭЭ и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, документации, подлежащей ГЭЭ в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ.

В соответствии с п.4 «Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы», утв. Постановлением Правительства РФ от <дата изъята><номер изъят>, перечень материалов, представляемых на ГЭЭ, по объектам ГЭЭ, указанным в статье 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», определяется нормативными актами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, разработанными с учетом статьи 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и в соответствии с требованиями, установленными для разработки соответствующих видов документации.

Объем, содержание, перечень документации, обосновывающей осуществляемую погрузочно-разгрузочную деятельность, не определены.

Согласно п.4 «Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы», обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.

В соответствии с п.1.4 «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», утв. Приказом Минприроды РФ от <дата изъята><номер изъят>, экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности в документации осуществляется для оценки экологической опасности намечаемых мероприятий, своевременного учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия планируемых объектов на окружающую среду.

На основании изложенного, Общество просит суд признать незаконным и отменить Постановление <номер изъят>/ПР/2015 от <дата изъята>, вынесенное начальником отдела по надзору на море (<адрес>) Департамента Росприроднадзора по ЮФО, старшим государственным инспектором по ЮФО ФИО1, о назначении ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Производство по делу прекратить в соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании поддержали жалобу по указанным в ней обстоятельствам.

Выслушав представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствие с частью 1 статьи 8.4 КоАП Российской Федерации невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения экологического правопорядка, законности и экологической безопасности.

Предметом правонарушения является порядок проведения экологической экспертизы. Указанный порядок регламентирован Федеральным законом от 23.11.1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Объективная сторона правонарушения (ч. 1 комментируемой статьи) выражается в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В судебном заседании материалами дела установлено следующее.

<дата изъята> Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее -Росприроднадзор) в лице начальника отдела по надзору на море (<адрес>) Департамента Росприроднадзора по ЮФО, старшим государственным инспектором по ЮФО ФИО1 вынесено Постановление о назначении административного наказания <номер изъят>, согласно которому, ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.4. КоАП РФ за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно указанного Постановления, ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» вменяется то, что оно в период с <дата изъята> по <дата изъята> в рамках осуществления хозяйственной и иной деятельности с использованием причалов Комплексной транспортной производственной базой по адресу: <адрес> проводило погрузо-разгрузочных работ и перевалку производственных отходов и оборудования с судов на причалы и наоборот на акватории водного объекта- р.Волга в границах внутренних морских вод РФ в отсутствие положительного заключения ГЭЭ, чем нарушило требования ч.1, ч.2 ст.34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ».

Как следует из вышеуказанного постановления, в качестве основания необходимости проведения экспертизы, административный орган указал на положения требований ч. 1, ч.2 ст.34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», предусматривающих что ГЭЭ подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения ГЭЭ, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Как следует из материалов дела, ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» 22.07.2005 получено положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов ТЭО (проект) «Комплексная транспортно-производственная база ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть»» (Приказ №295 от 22.07.2005), которым установлено соответствие принятых технических решений требованиям природоохранного законодательства, обоснована возможность осуществления намечаемой деятельности и предусмотрены все природоохранные мероприятия.

Следовательно, указанная проектная документация реализована ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» - причал с берегоукреплением построены и введены в эксплуатацию до истечения срока действия положительного заключения.

В соответствии с определением статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

На основании анализа вышеуказанных норм, ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» обязано производить ГЭЭ только проектной документации на строительство КТПБ, при этом само по себе осуществление вида деятельности по произведению погрузо-разгрузочных работ на причале КТПБ отдельно не требует наличия какой-либо документации, обосновывающей данный вид деятельности, которая могла бы, стать предметом ГЭЭ.

Также необходимо отметить, что постановлением И.о. Мирового судьи судебного участка №1 Икрянинского района Астраханской области мирового судьи судебного участка №3 Икрянинского района астраханской области, вступившего в законную силу производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Лукойл- Нижневолжскнефть» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ прекращено на основании ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указанным постановлением мировой суд установил отсутствие законности вынесенного административным органом предписания <номер изъят>. Данное постановление имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.

При изложенных обстоятельствах постановление ФИО1- начальника отдела по надзору на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному федеральному округу по делу об административном правонарушении <номер изъят> от <дата изъята> о привлечении администрации к административной ответственности ООО «Лукойл- Нижневолжскнефть» по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ подлежит отменить, а производство по делу прекращению на основании п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу ООО «Лукойл- Нижневолжскнефть» удовлетворить.

Постановление ФИО1- начальника отдела по надзору на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному федеральному округу по делу об административном правонарушении <номер изъят> от <дата изъята> о привлечении администрации к административной ответственности ООО «Лукойл- Нижневолжскнефть» по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течении 10 дней.

СУДЬЯ ФИННИКОВА Е.А.