ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-118/2016 от 14.12.2016 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

12-118/2016

РЕШЕНИЕ

14 декабря 2016 года город Коряжма

Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Цыбульникова О.Е., рассмотрев административное дело по жалобе законного представителя муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Коряжемская детско-юношеская школа» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО2 от 29 сентября 2016года,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО2 от 29 сентября 2016 года муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Коряжемская детско-юношеская школа» (далее – МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ» ФИО1 подала жалобу, в которой просит изменить указанное постановление путем снижения наказания на предупреждение.

В судебном заседании законный представитель МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ» ФИО3 доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что Учреждение является муниципальным бюджетным, финансируется за счет средств городского бюджета. При этом, школа может осуществлять платные виды услуг, в том числе по сдаче в аренду спортивного зала. Однако время для сдачи в аренду спортивного зала не совсем удобно для арендующих, поскольку – это только утренние часы, большим спросом оно не пользуется. Денежные средства, полученные от оказания услуг, незначительны.

Городским бюджетом выделяются денежные средства только на заработную плату работников и оплату коммунальных услуг. На проведение специальной оценки условий труда денежные средства администрацией города выделены только после предписания контролирующих органов. При планировании расходов на 2016 год Учреждение включало в план расходов денежные средства на проведение специальной оценки условий труда в размере 33 800 руб., что подтверждается расходами на развитие адаптивного спорта в 2016 году, который направлен в администрацию города, однако денежные средства на указанные цели не выделялись.

После проверки и вынесения предписания Учреждение незамедлительно ходатайствовало о выделении дополнительных денежных средств на приобретение СИЗ, проведение обучения по охране труда и проведении специальной оценке условий труда. В ноябре 2016 года отдел по делам молодежи и спорту управления социального развития скорректировал бюджет и выделил МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ» денежные средства на устранение нарушений трудового законодательства.

После проверки школа незамедлительно издала приказ о создании комиссии по СОУТ, заключило договор на проведение работ по специальной оценке условий труда, провела заседания комиссии по проведению специальной оценки условий труда, провела идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Вину в совершении административного правонарушения признает, все нарушения устранены на момент рассмотрения жалобы, просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ признать правонарушение малозначительным.

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав законного представителя ФИО3, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела на основании распоряжения руководителя государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 01.09.2016 г. № 8-ПП/2016-6/211/03-07/111/1 в МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ» в период с 06.09.2016 г. по 28.09.2016 г. проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства.

В ходе проверки выявлено, что МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ» нарушило обязательные требования трудового законодательства, предусмотренные статьями 211, 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которые отражены в протоколе об административном правонарушении от 21 сентября 2016 года № 8-ПП/2016-6/211-03-07/11/6, акте проверки от 15 сентября 2016 года № 8-ПП/2016-6/211/03-07/111/2.

Выявленные нарушения трудового законодательства послужили основанием для вынесения постановления о привлечении МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со статьями 211, 212 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 г. 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 3 указанного Федерального закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.

Исходя из ч. 4 ст. 8 указанного Федерального закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.Пунктом 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 17 указанного Федерального закона установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться также и в том случае, как ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 данной статьи случаев.

На основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» данный Закон вступает в силу с 01.01.2014.

В связи с принятием указанного Федерального закона в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности в Трудовой кодекс РФ, внесены изменения Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступающие в силу также с 01.01.2014 (ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ).

Часть 12 ст. 209 Трудового кодекса признана утратившей силу, а ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Исходя из изложенного, с 01 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда введена специальная оценка условий труда. При этом новый порядок предусматривает, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, за исключением указанных в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальных случаев. Одним из таких случаев является ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Установив факт нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ», должностным лицом государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе был составлен протокол по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Постановлением от 29 сентября 2016 г. юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Событие административного правонарушения по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ и вина МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ» подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а также объяснениями законного представителя ФИО3, которая не оспаривала вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Должностное лицо государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе обоснованно пришло к выводу о виновности МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ» к административной ответственности за совершение инкриминируемого административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, процессуальными требованиями - статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинении вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая характер совершенного МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ» правонарушения, принимая во внимание, что Учреждение является муниципальным бюджетным, финансируемым за счет средств городского бюджета, а также то, что на момент рассмотрения жалобы нарушения требований трудового законодательства устранены – начато проведение специальной оценки условий труда, прихожу к выводу, что имеются основания для признания данного административного правонарушения малозначительным.

Наложение штрафа на МОУ ДО «Коряжемская ДЮСШ» в размере 60 000 рублей в данном конкретном случае имеет неоправданно карательный характер и может привести к ухудшению финансового положения юридического лица.

Кроме того, как следует из ходатайства о изыскании дополнительных денежных средств на приобретение средств индивидуальной защиты, Учреждению на приобретение средств индивидуальной защиты, потребовалось бы в два раза меньше назначенного юридическому лицу штрафа – 37 400 руб.

В соответствии с положениями п.3 части 1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, нахожу постановление по делу об административном правонарушении подлежащим отмене с прекращением производства по делу за малозначительностью административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу законного представителя муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Коряжемская детско-юношеская спортивная школа» ФИО1 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 29 сентября 2016 года отменить.

Производство по административному делу в отношении муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Коряжемская детско-юношеская спортивная школа» прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за малозначительностью административного правонарушения, ограничившись вынесением муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования «Коряжемская детско-юношеская спортивная школа» устного замечания.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или его получения.

Судья - О.Е. Цыбульникова