ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-118/2018 от 13.04.2018 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12- 118/2018

Р Е Ш Е Н И Е

13 апреля 2018 года <...>

Судья Октябрьского районного суда г.Кирова Кожевникова И.П., при секретаре Ашихминой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Электропривод» ФИО1 на постановление № 08-45/02-18 по делу № 02-08/29-18 от 27.02.2018 о назначении административного наказания в отношении АО «Электропривод» по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области специалиста – эксперта отдела экологического надзора Б. № 08-45/02-18 по делу № 02-08/29-18 от 27.02.2018 АО «Электропривод» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, выразившегося в невнесение в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Генеральным директором ФИО1 подана жалоба на указанное постановление, в которой он просит отменить указанное постановление, а производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что считает вынесенное постановление незаконным и необоснованным, в ввиду того, что законодательные акты вышли позже внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду: Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» вступил в действие лишь 05.03.2017; Порядок исчисления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду принят согласно Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» вступило в силу 17.03.2017. В то время как расчет декларации и оплату предприятия должны были осуществить до 01.03.2017 в соответствии со ст. 16.4 №7-ФЗ Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды». В соответствии с предварительным расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год заявитель внес плату 27.01.2017 по коду ОКТМО 33701000. Соответственно, плату за размещение отходов по коду ОКТМО 33618442 в размере 173463 руб. 99 коп. невозможно было перечислить до 01.03.2017. В феврале 2017 года в период вступления в силу подзаконных актов Росприроднадзор давал устное разъяснение требований к заполнению Декларации, а именно плата вносилась на основе предмета договора о передаче отходов. Следствием несвоевременности выхода законодательных актов, возникли сложности в разграничении и неопределенность мнения Росприроднадзора по видам отходов относящихся к ТКО, а именно, «мусор от сноса и разборки зданий несортированный». Плата за размещение отходов «мусор от сноса и разборки зданий несортированный» в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду от 27.01.2017 не начислена. Плата за негативное воздействие на окружающую среду была немедленно внесена согласно требованию № 02-04/5335 от 06.10.2017 (платежное поручение № 3735 от 25.10.2017). Если бы нормативные акты, определяющие порядок представления декларации и отнесение отходов к ТКО вступили в силу до срока представления декларации и внесения платы, заявитель заплатил бы плату за размещение отходов производства и потребления до 01 марта. Ходатайство о признании правонарушения малозначительным было отклонено Росприроднадзором. Просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении от 27.02.2018 № 08-45/02-18 о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, вынесенное в отношении заявителя.

В судебном заседании представители АО «Электропривод» ФИО2, ФИО3 доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, просят освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области в судебное заседание не явился, извещены, просят рассмотреть жалобу в отсутствии их представителя.

В письменном отзыве на жалобу указали, что АО «Электропривод» 02.03.2017 допущено невнесение платы за размещение отходов «мусор от сноса и разборки зданий несортированный» в установленные сроки. Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом от 15.02.2018 № 08-45/02-18 и другими материалами дела. В рассматриваемом случае существенная угроза выразилась в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, прямо предусмотренных законом, к формальным требованиям публичного права в сфере природоохранного законодательства. Несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, нельзя отнести к малозначительным правонарушениям. Просят оставить постановление от 27.02.2018 № 08-45/02-18 о назначении административного наказания без изменения, а жалобу АО «Электропривод» без удовлетворения.

Выслушав представителей АО «Электропривод» ФИО2, ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении), индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу ч. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 16.1 № 7-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с ч. 2 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года, отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 12.02.2018 в 09 часов 00 минут по адресу: <...> в Управлении Росприроднадзора по Кировской области по результатам рассмотрения акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 05.10.2017 № 88 в отношении АО «Электропривод», <данные изъяты> установлено невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основными видами деятельности АО «Электропривод» являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук (ОКВЭД-72.19).

АО «Электропривод» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, согласно федеральному государственному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: ).

В соответствии с данными статистического отчета по форме 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» АО «Электропривод» в 2016 году разместило 54,3 т. отходов «мусор от сноса и разборки зданий несортированный» (код по ФККО 81290101724). Сумма платы за размещение данного отхода составляет 172646,85 руб.

В тоже время плата за негативное воздействие на окружающую среду на сумму 173463,99 руб. внесена 25.10.2017 (платежное поручение № 3735).

Таким образом, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области специалистом-экспертом отдела экологического надзора Б. верно установлено, что АО «Электропривод» 02.03.2017 допущено невнесение платы за размещение отходов «мусор от сноса и разборки зданий несортированный» (код по ФККО 81290101724) в установленные сроки, то есть имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, суд приходит к убеждению, что вина АО «Электропривод» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП установлена, и подтверждена в полном объеме материалами дела.

Данные доказательства в их совокупности достаточны для установления вины АО «Электропривод» и у суда сомнений не вызывают.

Действия АО «Электропривод» правильно квалифицированы по ст. 8.41 КоАП РФ, как невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Назначенное наказание является справедливым, соразмерным содеянному и, по убеждению суда, будет способствовать достижению его цели.

При назначении наказания, были учтены смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих, в связи с чем, было назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст.8.41 КоАП РФ.

Каких-либо процессуальных нарушений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО «Электропривод» со стороны государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, влекущих отмену или изменение постановления 27.02.2018 года, не установлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, суд также не находит оснований для снижения размера административного штрафа.

Доводы представителя юридического лица о малозначительности правонарушения суд находит неубедительными, поскольку допущенные нарушения действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, выразились в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, прямо предусмотренных законом, к формальным требованиям публичного права в сфере природоохранного законодательства.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд находит постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, вынесенное в отношении АО «Электропривод» о привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ законным, обоснованным и справедливым, вынесенным на основании тщательно исследованных доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области специалиста – эксперта отдела экологического надзора Б. № 08-45/02-18 по делу № 02-08/29-18 от 27.02.2018 в отношении АО «Электропривод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу АО «Электропривод» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г.Кирова в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья И.П. Кожевникова