Дело № 12-118/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
4 марта 2021 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу начальника Дальневосточной дирекции по капитальному строительству – структурного подразделения Дирекции по строительству сетей связи – филиала ОАО «Российские железные дороги» ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, на постановление заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО3 №05П07/25-12-11-2020-05 от 15.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением от 15.12.2020 ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Полагая данное постановление незаконным, ФИО2 обратился в суд с жалобой, указав, что Общество осуществляет движение поездов по железнодорожным путям, расположенным на станции Смоляниново, однако, административным органом не приняты во внимание особенности строительства (реконструкции) объектов железнодорожной инфраструктуры – на период строительства (реконструкции) объектов железнодорожной инфраструктуры движение поездов по железнодорожным путям не прекращается, работы производятся в условиях постоянной эксплуатации путей; реконструкция объекта осуществляется в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России»; согласно проектной документации, работы производятся без закрытия движения поездов по путям, расположенным на объекте реконструкции; для выполнения таких работ проектом предусмотрены технологические «окна»; на период проведения технологического «окна» движение поездов останавливается; после окончания технологического «окна» участок железнодорожного пути, который был затронут при реконструкции объекта, вводится во временную эксплуатацию для продолжения обеспечения непрерывного процесса перевозок; при этом, ведение участка пути, обеспечивающего движение поездов после проведения технологического «окна» во временную эксплуатацию не является вводом к эксплуатацию объекта строительства (реконструкции); ввод во временную эксплуатацию участка железнодорожного пути осуществляется в соответствии с СП 236.1326000.2015 и СП 119.13330.2017; технологическая готовность участка пути на станции Смоляниново подтверждается актом от 07.04.2019; при реконструкции спорного объекта требования СП 119.13330.2017 являются обязательными; объект «Реконструкция станции Смоляниново Дальневосточной железной дороги» находится на стадии строительства; ввести в постоянную эксплуатацию часть строящегося объекта (путь общего пользования) или отдельное сооружение не представляется возможным ввиду отсутствия нормативного регулирования данной процедуры; прекращение движения на реконструируемом участке до завершения строительства объекта в целом является невозможным, поскольку приведет к полному прекращению перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и грузов в данном направлении; документально не установлена его вина в эксплуатации пути необщего пользования; должностной инструкцией и доверенностью не предусмотрены полномочия на эксплуатацию железнодорожного пути.
ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен в установленном законом порядке. Согласно поступившему в адрес суда ходатайству, представил для приобщения решение Арбитражного суда по делу №А73-118/2020, которым признано незаконным и отменено постановление, вынесенное в отношении ООО «РЖД», по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ.
Представитель Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО1 полагает оспариваемое постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав должностное лицо, суд приходит к следующему.
Частью 5 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Объективная сторона правонарушения заключается в фактической эксплуатации объекта капитального строительства при отсутствии разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Согласно п.10, 13, 14 и 16 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); под реконструкцией объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, За исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; под застройщиком - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В соответствии с ч.1 ст.55.25 ГрК РФ лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Частями 1 и 2 ст.55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта щ капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 2 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из совокупности приведенных норм следует, что эксплуатация реконструированного объекта капитального строительства возможна при наличии разрешения на его ввод в эксплуатацию.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", на основании части 5 статьи 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства. В том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым.
Согласно материалам дела объект капитального строительства «Реконструкция станции Смоляниново Дальневосточной железной дороги» эксплуатировался ОАО «РЖД» без разрешения на ввод в эксплуатацию.
Приказом Минтранса России от 06.07.2015 N 207 утвержден и введен в действие "СП 236.1326000.2015. Свод правил. Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта".
Согласно п.3.5 СП 236.1326000.2015, участок железнодорожного пути общего пользования, его составные части или элементы могут быть введены во временную эксплуатацию для обеспечения непрерывного процесса перевозок в условиях строящегося или реконструируемого объекта.
На основании пункта 3.6 СП 236.1326000.2015 техническую готовность участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента к вводу во временную эксплуатацию устанавливают совместно заказчик, застройщик, подрядчик и эксплуатирующая организация. При этом ими разрабатываются Порядок подтверждения технической готовности ко вводу во временную эксплуатацию участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента, Порядок эксплуатации и технического обслуживания участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента, введенного во временную эксплуатацию, для выполнения требований ПТЭ и иных нормативных документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию.
Ввод участка железнодорожного пути общего пользования во временную эксплуатацию не отменяет в дальнейшем процедуру приемки и ввода его в постоянную эксплуатацию.
Таким образом, указанный свод правил разделяет понятия ввода объекта в эксплуатацию и ввод объекта (а именно участка железнодорожного пути общего пользования) во временную эксплуатацию до окончательного ввода объекта в эксплуатацию.
Из представленного в материалах дела акта приемочной комиссии по определению технической готовности новых железнодорожных путей общего пользования к вводу во временную эксплуатацию по объекту ««Реконструкция станции Смоляниново Дальневосточной железной дороги» от 07.04.2019, предъявленные к приемке железнодорожные пути общего пользования №№ IA, IIА, IIIА, 57 объекта «Реконструкция станции Смоляниново Дальневосточной железной дороги» соответствуют требованиям нормативных, правовых актов, стандартов, технических норм и правил, предъявляемых к строительству железнодорожных путей общего пользования; и принимаются во временную эксплуатацию при дальнейшем соблюдении требований ПТЭ и иных нормативных документов, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию.
То есть, установлен факт введения вышеуказанного объекта во временную эксплуатацию, в соответствии с вышеуказанным СП.
При таких обстоятельствах не доказан вывод административного органа о том, что объект - Реконструкция станции Смоляниново Дальневосточной железной дороги» эксплуатировался Обществом без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Фактически ОАО «»РЖД» осуществлялась временная эксплуатация рассматриваемого объекта в установленном порядке.
Кроме того, 31 июля 2021 г. принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 254-ФЗ, настоящий федеральный закон вступил в силу со дня официального опубликования).
Согласно статье 1 Федерального закона № 254-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона № 254-ФЗ, для целей настоящего Федерального закона под объектами, предназначенными для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, понимаются объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации, а также иные объекты капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации указанных объектов инфраструктуры; части 2 - к объектам инфраструктуры могут быть отнесены, в числе прочего, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта; части 3 - перечень объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные настоящим Федеральным законом, утверждается Правительством Российской Федерации. В указанный перечень не могут быть включены объекты капитального строительства жилого назначения, а также деятельности, не связанной со строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов инфраструктуры.
Согласно части 4 указанной статьи, перечень объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
Распоряжением Правительства РФ от 26.10.2020 N 2774-р утверждены Перечни объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2020 N 2278-р утвержден Перечень Перечня объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона № 254-ФЗ, до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи, части 10 статьи 3 - техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, в состав которой в обязательном порядке включаются представители лица, осуществляющего строительство, представители застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции объекта на основании договора строительного подряда), а также представители организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства, при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации. Порядок формирования и функционирования указанной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации; части 11 статьи 3 - требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.01.2021 N 35 утверждены «Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, Правил подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. Правил осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры".
Правила осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N35.
В силу части 1 Правил временной эксплуатации, ими устанавливается порядок осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры.
Согласно части 2 указанных Правил временной эксплуатации, под линейными объектами в настоящих Правилах понимаются линейные объекты, включенные в перечни объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, за исключением электрических сетей и линий связи, трубопроводов.
В силу части 3 Правил временной эксплуатации, основанием для осуществления временной эксплуатации линейного объекта инфраструктуры является решение комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Таким образом, в настоящий период действуют нормы, позволяющие введение объектов железнодорожной инфраструктуры во временную эксплуатацию до полного введения данного объекта в эксплуатацию и получения соответствующего разрешения.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (ч.1, ч.2 ст.1.7 КоАП РФ).
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №3, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 2735-О). С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
По указанным основаниям производство по настоящему делу подлежит прекращению по основаниям ст.24.5 ч.1 п.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО3 №05П07/25-12-11-2020-05 от 15.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника Дальневосточной дирекции по капитальному строительству – структурного подразделения Дирекции по строительству сетей связи – филиала ОАО «Российские железные дороги» ФИО2 отменить, производство по делу прекратить по основаниям ст.24.5 ч.1 п.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившим силу положения, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Ткаченко Е.С.