К делу № 12-3/2022 (12-118/2021)
УИД 23RS0032-01-2021-002976-38
РЕШЕНИЕ
г.Новороссийск 20 января2022г.
Судья Ленинского районного суда г.Новороссийск Краснодарского края ФИО1, рассмотрев жалобу заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприродназора ФИО3 от 11.11.2021г. по делу об административном правонарушении №-р/ПР/2021 о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприродназора ФИО3 от 11.11.2021г. по делу об административном правонарушении №-р/ПР/2021 заместитель технического директора по строительству ПАО «НМТП» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Вмененное административное правонарушение заключается в несоблюдении ПАО «НМТП» и его должностными лицамитребований, установленных законодательством в области природопользования и охраны окружающей среды, а именно: осуществление работ по устройству ливнеотвода (фото №№, 14-2 приложения к Акту проверки от 03.12.2020г. №Вн-А/022-1120) на территории Объекта НВОС МЛ-0123-003123-П «<адрес>ы» в районе Восточного пирса ПАО «НМТП» при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В настоящей жалобе ФИО2 просит суд постановление от 11.11.2021г. по делу об административном правонарушении №-р/ПР/2021 отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что проводимые работы по строительству ливневой канализации на территории морского порта объектом государственной экологической экспертизы не являются. Проектной документацией по указанному объекту строительства работы в акватории Черного моря не предусмотрены. В письмах от 27.11.2014г. № СШ-08-05-32/19080, от 06.11.2015г. № ВС-08-05-32/19681 Росприроднадзоруказывал, что если хозяйственная или иная деятельность во внутренних морских водах не предусмотрена, то объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня строительные работы по проектной документации не являются. По проекту имеется положительное заключение государственной экспертизы №/РГЭ-3781/02 от 16.09.2016г.
В судебном заседанииФИО2, его защитник Карасева А.А. доводы жалобы поддержали.
Должностное лицо Росприроднадзорав судебное заседание не явилось. О времени и месте рассмотрения дела извещено. Ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявило. Исходя из материалов дела, с учетом положений ч.2 ст.25.1., п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения заявителя, его защитника, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 ст.8.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Федеральный закон РФ № 174-ФЗ от 23.11.1995г. «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждений негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Статьей 3 Закона № 174-ФЗ установлены принципы экологическойэкспертизы, к которым, в числе прочих, относится обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня определены статьей 11 Федерального закона № 174-ФЗ.
В соответствии с п.7 ст.11 Закона № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Закон № 155-ФЗ).
Пунктом 1 ст.34 Закона № 155-ФЗ установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Согласно п.2 ст.34Закона № 155-ФЗ все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, подлежат государственной экологической экспертизе. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Из вышеприведенных положений законодательства следует, что проведение экологической экспертизы является необходимым в случае осуществления хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
По правилам ст.1.5 КоАП РФ установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из материалов дела следует, что административным органом должностному лицу вменяется осуществление работ по устройству ливнеотвода на территории Объекта НВОС МЛ-0123-003123-П «<адрес>ы» в районе Восточного пирса ПАО «НМТП» при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В подтверждение вины должностного лица в суд предоставляются:распоряжение Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки, акт проверки ПАО «НМТП» от 03.12.2020г. №Вн-А/022-1120 с фотоматериалом (фотографии №, 13-3, 14-1, 14-2), должностная инструкция заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» от 09.02.2018г. с изменениями от 05.12.2019г., от 09.09.2020г., протокол об административном правонарушении №-р/ПР/2021от 27.10.2021г.
Из указанных документов следует, что устройство ливнеотвода ведется ПАО «НМТП» на Восточном пирсе ПАО «НМТП», который в силу п.4 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относится к портовымгидротехническим сооружениям.
Вместе с тем, исходя изч.2 ст.1 Закона № 155-ФЗвнутренние морские воды портов Российской Федерации ограниченны линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.
Таким образом, сам факт проведения строительных работ на Восточном пирсе ПАО «НМТП» не является основанием для установления обязанности лица попроведению экологической экспертизы такой деятельности.
Необходимость проведения такой экспертизы возникает лишь при доказанности факта осуществления хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах, то есть за линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки Восточного пирса ПАО «НМТП».
Сходная правовая позиция отражена в собственных письмах Росприроднадзораот 27.11.2014г. № СШ-08-05-32/19080, от 06.11.2015г. № ВС-08-05-32/19681.
Согласно письму заместителя руководителя Росприроднадзора от 27.11.2014г.по поводу обращения о необходимости организации и проведения государственной экологической экспертизы проектной документации «Реконструкция ливневой канализации Восточного пирса ОАО «НМТП» с устройством локальных очистных сооружений»дан ответ, что, если проектной документацией хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах не предусмотрена, то она объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня не является.
Аналогичный ответ дан заместителем руководителя Росприроднадзора в письме от 06.11.2015г. из которого следует, что в рамках исследуемой проектной документации все строительные работы выполняются на существующей территории порта и не затрагивают акваторию Черного моря, а потому объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня не являются.
Каких-либо доказательств использования ПАО «НМТП» акватории внутренних морских вод при устройстве ливнеотвода на Восточном пирсе, то есть за линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки Восточного пирса ПАО «НМТП», административный орган суду не предоставляет.
Напротив, в п.3.2.3.7 положительного заключения Государственной экологической экспертизы№/РГЭ-3781/02 (№ в реестре №) от 16.09.2016г. предусмотрено, что выполнение работ по строительству локальных очистных сооружений Восточного пирса с устройством ливневой канализации акваторию Черного моря не затрагивает.
Данное обстоятельство также подтверждается фотоматериалом и схемой размещения объекта строительства.
При этом,суд не установил и то обстоятельство, что назначение ливневой канализации имеет непосредственное отношение к осуществлению предприятием хозяйственной деятельности во внутренних морских водах.
В связи с этим, доводы административного органа в оспариваемом постановлении по поводу функционального назначения ливневой канализации и применяемых технических решениях по её устройству, реализация которыхпредусматривает деятельность во внутренних морских водах,в судебном заседании объективными доказательствами не подтверждены, что исключает факт доказанности допущенныхдолжностнымлицомнарушений Федерального закона№-ФЗ от 23.11.1995г. «Об экологической экспертизе» и Федерального закона от 31.07.1998г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
На основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах, с учетом конкретных установленных обстоятельств и представленной совокупности доказательств, постановлениегосударственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприродназора ФИО3 от 11.11.2021г. по делу об административном правонарушении №-р/ПР/2021 о привлечении технического директора по строительству ПАО «НМТП» ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Руководствуясь ст.ст.30.1 и 30.7 КоАП РФ,
решил:
жалобу заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» ФИО2 удовлетворить.
Постановлениегосударственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприродназора ФИО3 от 11.11.2021г. по делу об административном правонарушении №-р/ПР/2021 о привлечении заместителя технического директора по строительству ПАО «НМТП» ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ленинского
районного суда г.Новороссийска ФИО1