ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-118/2022 от 24.02.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №12-118/2022

УИД: 77RS0021-02-2021-016342-57

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

24 февраля 2022 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Дуженко Л.В., при помощнике судьи Скрипилёвой Д.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Комитета по тарифам и энергетике Псковской области ФИО1 на постановление №31/04/14.6-13/2021 от 4.08.2021, вынесенное Федеральной антимонопольной службой по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №31/04/14.6-13/2021 от 4.08.2021, вынесенным Федеральной антимонопольной службой, председатель Комитета по тарифам и энергетике Псковской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, и она подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление №31/04/14.6-13/2021 от 4.08.2021 и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В обоснование жалобы указала, что с решением в части выводов, изложенных в мотивировочной части по статьям разногласий «Расходы на топливо (природный газ)», «Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы», Комитет не согласен.

Комитетом при установлении и корректировке тарифов на тепловую энергию используется электронный шаблон, разработанный на основании приложений Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания). В данном шаблоне отражены, как фактические показатели за отчетный период, так и все плановые показатели на регулируемый период.

При определении обоснованности фактических значений расходов (цен) Комитет использует источники информации в порядке, определенном пунктом 29 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования). Расходы регулируемой организации на топливо определяются в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования.

Электронный шаблон заполняется регулируемой организацией и предоставляется в Комитет одновременно с заявлением на установление тарифа. При установлении тарифов Комитет также производит экспертизу предложений и расчет тарифа с использованием электронного шаблона с учетом проверки подтверждающих документов, предоставленных организацией, и нормативных актов, действующих на момент установления тарифа.

При проведении экспертизы при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) Комитет использует источники информации о ценах (тарифах) в порядке, определенном пунктом 28 Основ ценообразования.

Так, при корректировке тарифа на 2021 год для МП г. Пскова «ПТС» в соответствии с экспертным заключением цена на природный газ с 01.01.2021 принята в размере 5592,455 руб./тыс.куб.м расчетным путем с учетом разбивки объемов по 3, 4, 5, 6 группам потребления газа и оптовой цены за октябрь 2020 г. в размере 4988,07 руб./тыс.куб.м.

В соответствии с прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2020 года №32028-ПК/Д03и цена на газ в соответствии с прогнозируемыми изменениями цен (тарифов) на товары (услуги) хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2021 год проиндексирована с 01.07.2021 года на 3%.

Перед проведением коллегии по установлению тарифа расчет Комитета в электронном виде направляется регулируемой организации для ознакомления и предоставления в случае необходимости разногласий, которые рассматриваются в ходе проведения коллегии. Члены коллегии Комитета также изучают расчет тарифа в электронном виде, поэтому не возникает потребность в распечатке всех промежуточных таблиц расчета, и в экспертном заключении отражены только основные показатели, установленные пунктом 29 Правил регулирования цен.

Вопрос, направленный МП г. Пскова «ПТС» на рассмотрение в ФАС России как спорный в части расчета цены на газ, представителем предприятием на заседании коллегии Комитета 09.12.2020 как разногласия не заявлялся.

Таким образом, заявитель считает, что при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МП г. Пскова «ПТС», пункты 28, 34 Основ ценообразования №1075 и пункт 29 Правил регулирования №1075 не нарушены.

Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год рассчитана Комитетом в соответствии с пунктом 53 Методических указаний и составила 972,912 тыс. рублей с отрицательным значением.

Плановый размер финансирования инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке на 2019 год, составляет 71654,167 тыс. рублей, объем фактического исполнения инвестиционной программы по объектам в 2019 году составляет 67045,2 тыс. рублей. Хотя предприятием фактически не освоено 4608,967 тыс. рублей, заложенных в расчет тарифа на тепловую энергию на 2019 год на выполнение инвестиционной программы, и оплаченных потребителями из расчета планового полезного отпуска тепловой энергии в сумме 4371,868 тыс. рублей, применяя в своих расчетах вместо фактически освоенной суммы инвестиционных вложений плановую величину и учитывая, что полезный отпуск тепловой энергии меньше планового, предприятие заявило еще дополнительно 3886,047 тыс. рублей на выполнение инвестиционной программы за 2019 год.

По мнению Комитета, объем фактического исполнения инвестиционной программы определяется в стоимостном выражении (тыс. руб.) и в формуле пункта 53 Методических указаний заложено вычисление разницы между плановыми и фактически использованными финансовыми средствами на реализацию мероприятий инвестиционной программы. В целях соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, указанного пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» в числе общих принципов организации отношений и основ государственной политики в сфере теплоснабжения, даже, если все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме, но за меньшую стоимость, излишек включенных в расчет тарифа на тепловую энергию средств на реализацию инвестиционной программы должен быть исключен из состава затрат на тепловую энергию, оплачиваемую потребителями, экономия у предприятия не остается. Источник экономии денежных средств МП г.Пскова «ПТС» не обозначен, проанализировать, за счет чего сложилась данная экономия, не представляется возможным.

Кроме того, в решении указано, что позиция ФАС России по вопросу корректировки НВВ, осуществляемой в связи с отклонением фактического исполнения инвестиционной программы относительно плановой, учтенной при утверждении тарифов в сфере теплоснабжения, отражена в письме от 23.11.2018 № СП/95635/18 (приложение № 3).

Отмечает, что по мнению Комитета позиция ФАС России, отраженная в данном письме, не должна быть учтена при рассмотрении заявления МП г.Пскова «ПТС» о корректировке тарифов на 2021 г. и принятия тарифного решения, по причине того, что указанная позиция не является официальным разъяснением, подлежащим применению органами регулирования.

Таким образом, считает, что при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МП г. Пскова «ПТС», пункт 52 Основ ценообразования №1075 и пункт 53 Методических указаний не нарушены.

В соответствии с действующим законодательством процесс установления тарифов заключается в проведении экспертизы предложений организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, с последующим рассмотрением материалов на заседании коллегии Комитета. В соответствии с принятыми на заседании коллегии решениями издаются приказы Комитета, которые подписываются председателем Комитета (приложение № 4).

09.12.2020 на заседании коллегии Комитета рассмотрен вопрос о корректировке установленных на 2021 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, для МП г. Пскова «ПТС». Решение об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую МП г. Пскова «ПТС», на 2021 год принято членами коллегиально и единогласно с участием представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области. Особого мнения со стороны представителя от Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области представлено не было.

На основании вышеизложенного, считает, что ФАС России не доказан факт нарушения ФИО1 пунктов 28, 34, 52 Основ ценообразования, пункта 29 Правил, пункта 53 Методических указаний при утверждении приказом Комитета от 09.12.2020 № 205-т тарифов на тепловую энергию (мощность) для МП г.Пскова «ПТС», в связи с чем отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

Кроме того, ФАС России не доказана вина ФИО1 как должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, а именно в материалах административного дела № 31/04/14.6-13/2021 отсутствуют доказательства ненадлежащего исполнения служебных обязанностей ФИО1, выразившихся в занижении регулируемых цен (тарифов) с учетом принятия коллегиального решения.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала.

Представитель УФАС России по Псковской области полагала, что постановление законно и обоснованно.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме, а, исходя из содержания ст.26.1 КоАП РФ, подлежит выяснению вопрос о наличии события административного правонарушения, а также совершено ли оно тем лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

В силу положений ст. 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление может быть отменено в случае существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Согласно п.28 Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно п.34 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно п.52 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;

в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;

г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;

д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);

е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;

ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;

з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.

Согласно п.29 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Согласно п.53 Приказа ФСТ России от 13.06.2013 №760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2013 №29078) размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в i-м году в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, рассчитывается по указанной в пункте формуле.

Пунктом 29 Правил регулирования №1075 установлено, что экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а)анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б)анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в)сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов, в том числе ссылок на документы и материалы, на основании которых делается соответствующий вывод, что, в свою очередь, является подтверждением установления органом регулирования тарифа на экономически обоснованном уровне.

Правовое значение экспертного заключения состоит в том, что на основании отраженного в нем анализа принимается решение об установлении цен (тарифов).

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 №533 (далее – Правила рассмотрения споров), заявления МУП «Псковские тепловые сети» (далее – Предприятие) о разногласиях с Комитетом по тарифам и энергетике Псковской области (далее также – Комитет) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении приказом Комитета от 09.12.2020 №205-т тарифа на тепловую энергию на 2021 год ФАС России принято решение от 05.05.2021 №СП/36760/21 (далее – Решение ФАС России), которым требования Предприятия в части расходов на топливо (природный газ) и корректировки необходимой валовой выручки (далее – НВВ) в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы частично удовлетворены.

Так, при включении расходов на топливо в НВВ Предприятия Комитетом было допущено нарушение пунктов 28, 34 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 (далее – Основы ценообразования), пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 (далее – Правила регулирования №1075).

Для Предприятия природный газ поставляет ООО «Газпром Межрегионгаз Псков», тарифы для которого подлежат государственному регулированию.

Экспертное заключение Комитета по корректировке долгосрочного тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям Предприятия, на 2021 год в нарушение пункта 34 Основ ценообразования, пункта 29 Правил регулирования № 1075 не содержит расчет расходов на природный газ с указанием учтенной оптовой цены на газ в соответствии с минимальным уровнем, а также примененного коэффициента перерасчета оптовой цены, в зависимости от фактической теплоты сгорания, на основании действующих на момент утверждения тарифов приказа ФСТ России от 15.05.2015 № 153-э/16, приказа ФАС России от 13.05.2019 № 578/19.

Кроме этого, оптовая цена на газ на второе полугодие 2021 года Комитетом не определена с учетом прогнозируемого изменения цены (тарифов) согласно прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации, предусмотренного пунктом 28 Основ ценообразования.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.07.2013 №760-э (далее - Методические указания), с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Корректировка осуществляется в соответствии с формулой 23 корректировки необходимой валовой выручки, установленной в пункте 53 Методических указаний.

Одной из составляющей указанной формулы является объем фактического исполнения инвестиционной программы.

Указанный показатель учтен Комитетом на уровне фактически затраченных Предприятием денежных средств на исполнение инвестиционной программы.

Вместе с тем такой подход Комитета прямо противоречит положениям пункта 53 Методических указаний, в соответствии с которым объем фактического исполнения инвестиционной программы определяется по стоимости, определенной в инвестиционной программе.

Таким образом, объем фактического исполнения инвестиционной программы является суммой затрат, размер которых учтен в инвестиционной программе, по каждому исполненному мероприятию инвестиционной программы.

При таких обстоятельствах, при принятии Решения ФАС России антимонопольным органом были установлены указанные нарушения Комитета, в связи с чем требования Предприятия были частично удовлетворены.

Решение ФАС России являлось предметом судебной оценки и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2021 по делу №А40-119490/2021 было признано законным.

Ответственность за установленное ФАС России нарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением является нарушение установленного порядка ценообразования.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании подпунктов «а», «б» пункта 8 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 № 97 (далее — Типовое положение), руководитель органа регулирования осуществляет общее руководство деятельностью органа регулирования и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на орган регулирования задач и осуществление им своих функций.

Согласно пунктам 4.1, 4.2 Положения о Комитете по тарифам и энергетике Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 29.03.2011 № 110 (далее - Положение о Комитете), Комитет возглавляет председатель Комитета, который назначается и освобождается от должности Губернатором области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Распоряжением Губернатора Псковской области от 29.12.2018 № 94-р ФИО1 назначена на должность председателя Комитета.

Пунктом 4.5 Положения о Комитете установлено, что председатель Комитета несет персональную ответственность за реализацию полномочий, возложенных на Комитет, исполнение федерального и областного законодательства, поручений Губернатора области и заместителей Губернатора области, а также за целевое расходование средств, выделенных на финансирование Комитета.

Приказ Комитета от 09.12.2020 № 205-т, принятый с нарушением пунктов 28, 34, 52 Основ ценообразования, пункта 29 Правил регулирования № 1075, пункта 53 Методических указаний № 760-э, подписан председателем Комитета ФИО1.

При этом тот факт, что решение об установлении цен (тарифов) принимается коллегиальным органом, не может являться основанием для вывода о том, что к административной ответственности не может быть привлечен председатель Комитета, являющийся, в том числе председателем коллегиального органа, принявшего решение, в связи со следующим.

Во-первых, санкция части 2 статьи 14.6 КоАП РФ предполагает административную ответственность, в том числе должностного лица.

Во-вторых, согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В-третьих, согласно подпункту «б» пункта 8 Типового положения, председатель Комитета несет персональную ответственность за полное и своевременное выполнение возложенных на Комитет задач и полномочий.

Необходимо также отметить, что используемое в данном нормативном акте понятие персональной ответственности не является указанием на особый вид ответственности, а является указанием на факт того, что именно руководитель Комитета несет юридическую ответственность, в том числе административную, как должностное лицо за выполнение возложенных на орган регулирования задач и осуществление им своих функций.

В-четвертых, согласно абзацу третьему пункта 6 Типового положения руководитель органа регулирования является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности. Таким образом, руководитель, являясь председателем коллегиального органа, также участвует в принятии решения, и помимо этого обладает полномочиями по утверждению состава коллегиального органа, и тем самым имеет возможность обеспечить принятие законного решения.

Таким образом, должностное лицо - председатель Комитета ФИО1 - за нарушение Комитетом порядка ценообразования при утверждении тарифа на тепловую энергию для Предприятия на 2021 год несет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением должностного лица, позволяющих применить положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела в отношении ФИО1 обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.

Таким образом, должностное лицо ФАС России правомерно установило факт совершения Заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и привлекло его к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Обстоятельства, установленные обжалуемым постановлением, подтверждаются материалами дела об административном правонарушении.

Таким образом, должностным лицом дана надлежащая правовая оценка всем собранным по делу доказательствам, и сделан верный вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было.

В ходе рассмотрения дела и жалобы доказательств, полученных с нарушением требований закона, использованных при рассмотрении дела, не установлено.

Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Санкцией ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

ФАС России не допустил нарушения норм процессуального права, всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства дела, создал добжностному необходимые условия для реализации им своих процессуальных прав. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1).

Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств не установлено.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.

Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого акта должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении №31/04/14.6-13/2021 от 4.08.2021, вынесенное Федеральной антимонопольной службой по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении председателя Комитета по тарифам и энергетике Псковской области ФИО1 – оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Л.В. Дуженко