ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1190/2015 от 08.02.2016 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 12-3/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2016 года г. Уфа РБ

Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Оленичева Е.А.,

с участием представителя заявителя Д.Р.М. - Г.Г.Х., действующей по доверенности от < дата >,

представителя ...С.Т.Ю., действующей по доверенности от < дата >,

старшего прокурора ...Г.И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ...Д.Р.М. на постановление заместителя руководителя ...... от < дата > об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя ...... от < дата > директор ...Д.Р.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей, по тем основаниям, что между ... (заказчиком) и ... (поставщиком) заключен договор ... от < дата > на сумму ... рублей, согласно которому поставщик обязался поставить и передать акустическую раковину Заказчику и провести монтаж по объекту: «...», без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.06.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Не согласившись с данным постановлением, директор ...Д.Р.М. обратилась с жалобой об отмене вышеуказанного постановления, в которой указала, что в постановлении №... от < дата >... указывает на несоблюдение Фондом Федерального закона от 05.04.2013 г. №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с получением вместо субсидий в виде добровольного имущественного взноса фактически бюджетных инвестиций.В письме от < дата >... Министерство финансов ... отмечает, что Фонду предоставляются субсидии в виде добровольного имущественного взноса согласно закону ... о бюджете ..., в соответствии с которым учредителю Фонда выделены бюджетные средства для предоставления Фонду субсидий в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе. Порядок предоставления Фонду указанных субсидий также определен постановлением Правительства РБ от 10.04.2013 г. №146. Делая вывод, Министерство финансов ... указывает, что требования Закона №44 не распространяются на отношения, связанные с осуществлением Фондом закупок товаров, работ, услуг. ... вынося постановление не учел, что согласно абзацу 5 ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации форма и направление расходования бюджетных средств определяется органами государственной власти самостоятельно. Таким образом, изменение формы расходования бюджетных средств юридическими лицами, получившими бюджетные средства, Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено. Законом Республики Башкортостан от 29.11.2013 г. №12-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено выделение Фонду субсидий в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе. В этой связи, изменение формы расходования бюджетных средств возможно лишь путем внесения изменений в закон Республики Башкортостан от 29.11.2013 г. №12-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». К тому же, вывод о том, что предоставленные Фонду субсидии фактически являются бюджетными инвестициями, поскольку влекут увеличение государственной собственности, противоречит ч.1. ст. 123.18 ГК РФ, абз. 2 ч.1 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ, согласно которым имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Такой же режим установлен законом и в отношении имущества, приобретенного по иным основаниям (ст. 213 ГК РФ). Таким образом, поскольку полученные Фондом бюджетные средства стали его собственностью в силу закона, следовательно, эти денежные средства предоставлены из бюджета ... безвозмездно и безвозвратно, что свидетельствует понятию «субсидия». Полученные Фондом бюджетные средства не могут быть одновременно быть собственностью Фонда и увеличивать государственную собственность, поскольку учредители фонда в соответствии с ч.1 ст.123.18 ГК РФ не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда. Также, ... вынося постановление, не учел порядок выделения субсидий и бюджетных инвестиций, который регулируется разными статьями Бюджетного кодекса РФ. Так, порядок получения бюджетных инвестиций регулируется ст. 80 БК РФ. Пунктом 2 ст. 80 БК РФ определено, что предоставление бюджетных инвестиций должно быть утверждено законом (решением) о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований. В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 29.11.2013 г. №12-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Фонду предоставляются субсидии в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе. Процедура получения субсидий регулируются ст.78 БК РФ. Порядок получения Фондом субсидии в виде добровольного имущественного взноса определяется Постановлением Правительства РБ от 10.04.2013 г. №146. Также, в совместном письме Министерства финансов РФ ..., Министерства экономического развития РФ ...-... от < дата > «О применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ» доведена позиция этих органов о том, что закон субъекта РФ о бюджете субъекта РФ с учетом требований статьи 78 БК РФ, может предусматривать выделение субсидий из регионального бюджета юридическим лицам (за исключением государственных учреждений) в качестве добровольного имущественного взноса. Таким образом, Министерство молодежной политики и спорта ... на законных основаниях передало субсидии Фонду. В п. 1 ст. 80 Бюджетного кодекса РФ предусматривается, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участиемРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, согласно Уставу Фонд не имеет уставного капитала, в связи с чем не возникает увеличение уставного капитала предусмотренного п.1 ст. 80 Бюджетного кодекса РФ и, соответственно, отсутствует обязательная процедура оформления доли ..., что также доказывает не возможность получения Фондом бюджетных инвестиций. Одним из доказательством того, что Фонд не является субъектом ФЗ от 05.04.2013 г. №44-ФЗ также является письмо Госкомзаказа ... от < дата >... в ответ на просьбу Фонда провести аукцион на право заключения контракта в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013 г. №44-ФЗ. На что был получен отказ в связи с тем, что Фонд не входит в круг субъектов ФЗ от 05.04.2013 г. №44-ФЗ и постановления Правительства ... «О мерах по совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан» от 22.10.2013 г. №468. К тому же, с целью проведения отбора контрагентов, с последующим заключением с ними договоров на выполнение соответствующих работ/услуг, Фонд проводит конкурсные отборы на основании Положения о порядке и условиях проведения конкурсного отбора контрагентов для производства работ, оказания услуг и поставки материальных средств от < дата > В соответствии с вышеизложенным, Фонд не является получателем бюджетных инвестиций, а значит не может выступать в качестве заказчика в рамках ФЗ от 05.04.2013 г. №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Д.Р.М. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени была извещена.

Представитель Д.Р.М. - Г.Г.Х. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила постановление заместителя руководителя ...... от < дата > отменить, производство по делу прекратить.

Представитель ...С.Т.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, суду пояснила, что факт административного правонарушения Д.Р.М. полностью подтверждается собранными в соответствии с действующим законодательством материалами. Считает, что механизм расходования переданных Фонду денежных средств подпадает под действие норм Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Старший прокурор ...Г.И.Р., в судебном заседании также возражал против удовлетворения жалобы, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным, суду пояснил, что в соответствии с нормами бюджетного законодательства, предоставленные Фонду денежные средства не подпадают под определение субсидии. Денежные средства, перечисленные Фонду, фактически являются бюджетными инвестициями с учетом положений ст.6 Бюджетного кодекса РФ в силу того, что предполагают взаимные поступления от получателя бюджетных средств и не являются безвозмездными и безвозвратными. Договор ... от < дата >, заключенный между ... и ... на поставку и монтаж акустической раковины во ..., заключен без проведения конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами.

Согласно п.2 ч.1 ст.13 Закона РБ от 29.11.2013 № 12-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» субсидии в 2014-2016 годах из бюджета Республики Башкортостан предоставляются главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан на безвозмездной основе в пределах предусмотренных им ассигнований по соответствующим кодам бюджетной классификации иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 13 Закона РБ от 29.11.2013 № 12-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» вышеуказанные субсидии Фонду предоставляются в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе.

Постановлением Правительства РБ от 10.04.2013 № 146 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета республики Фонду в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе.

В соответствии с соглашением ... от < дата >, а также дополнительными соглашениями ... от < дата >, ... от < дата > определен порядок и условия предоставления Уполномоченным органом (Министерством молодежной политики и спорта ...) субсидий из бюджета ... в виде добровольного имущественного взноса Получателю субсидии (...) на осуществление финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта социально значимых объектов ... в области культуры, включенных в план мероприятий по подготовке объектов инфраструктуры, зданий, сооружений и транспорта в целях создания условий для проведения заседания Совета глав государств - членов ШОС и встречи глав государств и правительства БРИКС, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 05 декабря 2012 года №1576-р, и план организационных мероприятий по подготовке и проведению в < дата > в ... заседания Совета глав государств - членов ШОС и встречи глав государств и правительств БРИКС, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 14 февраля 2013г. №156-р. В число указанных объектов входит здание ..., здание ..., здание ...», ....

Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Башкортостан от 01 апреля2013 года №664-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.04.2013г. № 146 «Об утверждении Порядка предоставления и из бюджета Республики Башкортостан Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе» направляет в < дата > Фонду Субсидию в размере ... рублей в пределах доведенных Министерством финансов ... бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.

< дата >. приказом Фонда ... принято решение о проведении конкурсного отбора по выбору контрагентов на право заключения договора, в том числе по объекту «...», ...». Согласно приказу Фонда от < дата >г. ... проведен конкурсный отбор на поставку акустической раковины по объекту «...», ...». Цена договора не более ... рублей.

По результатам проведенного конкурсного отбора между Заказчиком и поставщиком ... заключен договор ... от < дата >. на сумму ... рублей. Согласно предмету договора поставщик обязуется вставить и передать акустическую раковину Заказчику и произвести монтаж по объекту: «...», ...» согласно техническому заданию (приложение ...), а Заказчик обязуется принять товар.

Вышеуказанный договор заключен без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения данного Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Исходя из положений ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от < дата > объект ... является собственностью ... и находится в оперативном управлении ...

Таким образом, поскольку денежные средства были выделены Фонду для финансирования объекта здания ... в частности на поставку акустической раковины данного объекта, из бюджета ..., являющейся собственностью ..., то выделенные Фонду денежные средства по своей природе являются бюджетной инвестицией, в силу того, что предполагают взаимные поступления от получателя бюджетных средств и направлены на увеличение стоимости имущества ....

Согласно ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу ч. 2 данной статьи заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований названного Федерального закона.

Исходя из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г.№ 2019-р, данный вид деятельности входит в число работ, по которым проводится аукцион (код 45).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 2 ст. 24 данного закона конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под аукционом в ч. 3 ст. 24 указанного закона понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

По ч. 5 ст. 24 данного закона заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Между тем, договор на поставку и монтаж акустической раковины в здании ... заключен без проведения конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок.

Частью 1 ст. 93 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен исчерпывающий перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика.

Статья 7.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в случае несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Одной из форм несоблюдения данных требований, исходя из положений ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, является принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вина должностного лица - директора ...Д.Р.М. заключается в том, что имея реальную возможность для исполнения своих должностных обязанностей, ею не предприняты соответствующие меры для соблюдения требований законодательства при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Оценив в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ указанные доказательства в совокупности, суд считает их достоверными, не вызывающими сомнений, поскольку они согласуются между собой.

Из изложенного следует, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства заместителем руководителя ... определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах, действия директора ...Д.Р.М. были правильно квалифицированы по части 2 статьи 7.291 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено директора ...Д.Р.М. в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

На основании изложенного, суд считает постановление заместителя руководителя ...... от < дата > о привлечении директора ...Д.Р.М. к административной ответственности по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.30.1-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя ...... от < дата > по делу об административном правонарушении в отношении директора ...Д.Р.М. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей - оставить без изменения, жалобу директора ...Д.Р.М. на данное постановление - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Советский районный суд г.Уфы.

.

Судья Е.А.Оленичева