ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1197/2022 от 15.07.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Мелихова Н.В. № 7-436/2022

№12-1197/2022

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 15 июля 2022 года

Судья Астраханского областного суда Мухамбеталиева Н.Х., при секретаре Бессаловой Т.Н., рассмотрев жалобу Пономаренко М.Л. на решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении в отношении заместителя директора государственного казенного учреждения Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области» Пономаренко Максима Леонидовича о привлечении к административной ответственности, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя министра финансов Астраханской области от 27 апреля 2022 года заместитель директора государственного казенного учреждения Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области» Пономаренко М.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда Астраханской области от 31 мая 2022 года постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 27 апреля 2022 года оставлено без изменения.

В жалобе Пономаренко М.Л. ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда, считая его незаконным и необоснованным, полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Заслушав Пономаренко М.Л., его защитника Андросову Е.Н., поддержавших доводы жалобы, представителей министерства финансов Астраханской области Буянову Л.В., Гунину А.Д., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Судом установлено, что в ходе проведения министерством финансов Астраханской области в государственном казенном учреждении Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области» плановой выездной проверки установлено, что учреждением при использовании бюджетных ассигнований, выделенных из бюджета Астраханской области в рамках ведомственной целевой программы «Повышение эффективности государственного управления в сфере строительства, дорожного хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области» государственной программы «Развитие жилищного строительства в Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 08 октября 2014г. № 429-П, (целевая статья бюджетной классификации расходов «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений (организаций) Астраханской области, в том числе на предоставление бюджетным и автономным учреждениям (организациям) субсидий, в рамках ведомственной целевой программы «Повышение эффективности государственного управления в сфере строительства, дорожного хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области» государственной программы «Развитие жилищного строительства в Астраханской области») с целью обеспечения мероприятий, связанных, в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) заключены государственные контракты: от 23 апреля 2020г. № 17м с поставщиком «Астраханские аптеки» на поставку дезинфицирующего средства (дезискраб 1 л) в количестве 25 флаконов (цена за единицу 1050 рублей) с ценой контракта 26250 рублей и от 23 апреля 2020г. № 18м с поставщиком ГАУ АО «ФИО10» на поставку масок медицинских 3-х слойных в количестве 500 штук (цена за единицу 44 рубля) на общую сумму 22000 рублей.

Оплата по контракту от 23 апреля 2020г. № 18м на сумму 22000 рублей осуществлена платежным поручением от 07 мая 2020 № ; оплата по контракту от 23 апреля 2020г. № 17м на сумму 26250 рублей осуществлена платежным поручением от 07 мая 2020г. № 355030.

В Методических рекомендациях по режиму труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства (пункт 4.1.), доведенных до высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации письмом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 марта 2020г. № 19-0/10/П- 2262, руководителям органов и организаций рекомендовано организовать исполнение мероприятий с учетом финансово-экономических и организационно-технических условий деятельности.

На территории Астраханской области в период осуществления учреждением расходов бюджетных средств на обеспечение мероприятий действовал порядок осуществления из бюджета Астраханской области расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденный распоряжением Правительства Астраханской области от 13 апреля 2020г. № 136-Пр.

Названным распоряжением установлено требование о том, что в случае необходимости проведения расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) исполнительным органам государственной власти Астраханской области: направлять заявки на проведение данных расходов с обоснованием в необходимости их проведения на совместные заседания рабочей группы при Правительстве Астраханской области по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Астраханской области, созданной распоряжением Правительства Астраханской области от 26.03.2020 № 102-Пр (далее - рабочая группа при Правительстве Астраханской области), и постоянно действующей рабочей группы по разработке проектов бюджета Астраханской области, бюджетного прогноза на долгосрочный период, проектов изменений закона Астраханской области о бюджете Астраханской области и бюджетного прогноза на долгосрочный период, созданной распоряжением Правительства Астраханской области от 22.10.2015 № 460-Пр (далее - рабочая группа по бюджету); на основании решений совместного заседания рабочей группы при Правительстве Астраханской области и рабочей группы по бюджету обеспечивать разработку и внесение в установленном порядке проекта правового акта Правительства Астраханской области, предусматривающего осуществление расходов с указанием источника их финансирования.

Так как учреждением не представлены заявки на проведение вышеуказанных мероприятий, для учреждения не определена возможность осуществления расходов, связанных, в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), с указанием источника финансирования данных расходов, предусмотренного постановлением министерства финансов Астраханской области от 11 декабря 2019г. № 48-п «О порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету Астраханской области и бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Таким образом, в проверяемом периоде учреждению не предоставлялись средства из бюджета Астраханской области на осуществление расходов, связанных в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем оплата данных расходов в сумме 48250 рублей по коду целевой статьи является нецелевым использованием бюджетных средств.

Также при проверке установлено, что документы, подтверждающие осуществление оплаты указанных товаров подписаны заместителем директора ГКУ АО «Управление по капитальному строительству Астраханской области» Пономаренко М.Л., наделенного правом подписания электронной подписью документов, связанных с казначейским использованием расходов бюджета.

Установив эти обстоятельства, должностное лицо министерства финансов Астраханской области пришло к выводу о наличии в действиях Пономаренко М.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив представленные в суд доказательства, судья пришел к выводу, что в проверяемом периоде учреждению не предоставлялись средства из бюджета Астраханской области на осуществление расходов, связанных, в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, в связи с чем оплата расходов по коду целевой статьи 05Б0010510 является нецелевым использованием бюджетных средств.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения к административной ответственности заместителя директора государственного казенного учреждения Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области» Пономаренко М.Л. по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.

Выводы суда о виновности Пономаренко М.Л. в совершении административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушениях несостоятельны и опровергаются материалами дела, его несогласие с оценкой суда обстоятельств и доказательств, правовым основанием к отмене постановления не является.

Так, вопреки доводам жалобы, Пономаренко М.Л., приказом учреждения от 10 июня 2019 года назначен заместителем директора учреждения. Являясь должностным лицом, наделен правом подписания электронной подписью документов, связанных с казначейским исполнением расходов бюджета. Довод о том, что электронно - цифровая подпись использована без его согласия, подлежит отклонению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

При использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны:

1) обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия;

2) уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении;

3) не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена;

4) использовать для создания и проверки квалифицированных электронных подписей, создания ключей квалифицированных электронных подписей и ключей их проверки средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела не следует, что электронная подпись Пономаренко М.Л. использована без его согласия, поскольку он не уведомлял удостоверяющий центр о таком нарушении.

Оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения также не имеется.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Поскольку состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и для наступления ответственности не требуется наступления вредных последствий, то прихожу к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судьей по правилам, установленным в статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.

Постановление о привлечении Пономаренко М.Л. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта и удовлетворения доводов жалобы не имеется.

руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 31 мая 2022 года о привлечении Пономаренко М.Л. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Пономаренко Максима Леонидовича - без удовлетворения.