ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1197/2022 от 31.05.2022 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Матвеевой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 27 апреля 2022г. №23/МФ/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заместителя директора государственного казенного учреждения Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области» ФИО1

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя министра финансов Астраханской области от 27 апреля 2022г. №23/МФ/2022 заместитель директора государственного казенного учреждения Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

С указанным постановлением ФИО1 не согласился и обратился в суд с жалобой, указав, что в соответствии с требованиями трудового законодательства их учреждение должно было обеспечить безопасные условия труда сотрудников, в связи с этим закупка масок и дезинфицирующих средств производилась в короткие сроки по целевой статье 05 Б 00 10510 «расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений». При этом указанная закупка проверялась министерством финансов Астраханской области дважды, была им одобрена и перечислены денежные средства. Кроме ссылка в постановлении на нарушением им порядка, установленного распоряжением Правительства Астраханской области от 13 апреля 2020г. №136-Пр является необоснованной, поскольку оно не было опубликовано, до их организации не доводилось, и на их организацию не распространяется. Также просил учесть, что его электронная подпись хранилась у главного бухгалтера учреждения и была проставлена на бухгалтерских документах без его ведома и согласия. В связи с этим он был вынужден обратиться в суд и просит постановление от 27 апреля 2022г. №23/МФ/2022 о привлечении его к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник Андросова Е.Н. доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить.

Представители министерства финансов Астраханской области ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили в её удовлетворении отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и дело об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в ходе проведения министерством финансов Астраханской области в государственном казенном учреждении Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области» плановой выездной проверки установлено, что учреждением при использовании бюджетных ассигнований, выделенных из бюджета Астраханской области в рамках ведомственной целевой программы «Повышение эффективности государственного управления в сфере строительства, дорожного хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области» государственной программы «Развитие жилищного строительства в Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 08 октября 2014г. № 429-П, (целевая статья бюджетной классификации расходов 05Б0010510 «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений (организаций) Астраханской области, в том числе на предоставление бюджетным и автономным учреждениям (организациям) субсидий, в рамках ведомственной целевой программы «Повышение эффективности государственного управления в сфере строительства, дорожного хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области» государственной программы «Развитие жилищного строительства в Астраханской области») с целью обеспечения мероприятий, связанных в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) заключены государственные контракты: от 23 апреля 2020г. № 17м с поставщиком «Астраханские аптеки» на поставку дезинфицирующего средства (дезискраб 1 л) в количестве 25 фл. ценой за единицу 1050 рублей с ценой контракта 26250 рублей и от 23 апреля 2020г. № 18м с поставщиком ГАУ АО «Астраханские аптеки» на поставку масок медицинских 3-х слойных в количестве 500 шт. ценой за единицу 44 рублей на общую сумму 22000 рублей.

Оплата по контракту от 23 апреля 2020г. № 18м на сумму 22000 рублей осуществлена платежным поручением от 07 мая 2020 № 355031; оплата по контракту от 23 апреля 2020г. № 17м на сумму 26250 рублей осуществлена платежным поручением от 07 мая 2020г. № 355030.

В Методических рекомендациях по режиму труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства (пункт 4.1.), доведенных до высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации письмом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 марта 2020г. № 19-0/10/П- 2262, руководителям органов и организаций рекомендовано организовать исполнение мероприятий с учетом финансово-экономических и организационнотехнических условий деятельности.

На территории Астраханской области в период осуществления Учреждением расходов бюджетных средств на обеспечение Мероприятий действовал порядок осуществления из бюджета Астраханской области расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденный распоряжением Правительства Астраханской области от 13 апреля 2020г. № 136-Пр.

Распоряжением Правительства Астраханской области от 13 апреля 2020г. №136-Пр установлено требование в случае необходимости проведения расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) исполнительным органам государственной власти Астраханской области: направлять заявки на проведение данных расходов с обоснованием в необходимости их проведения на совместные заседания рабочей группы при Правительстве Астраханской области по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Астраханской области, созданной распоряжением Правительства Астраханской области от 26.03.2020 № 102-Пр (далее - рабочая группа при Правительстве Астраханской области), и постоянно действующей рабочей группы по разработке проектов бюджета Астраханской области, бюджетного прогноза на долгосрочный период, проектов изменений закона Астраханской области о бюджете Астраханской области и бюджетного прогноза на долгосрочный период, созданной распоряжением Правительства Астраханской области от 22.10.2015 № 460-Пр (далее - рабочая группа по бюджету); на основании решений совместного заседания рабочей группы при Правительстве Астраханской области и рабочей группы по бюджету обеспечивать разработку и внесение в установленном порядке проекта правового акта Правительства Астраханской области, предусматривающего осуществление расходов с указанием источника их финансирования.

Так как учреждением не представлены заявки на проведение вышеуказанных мероприятий, для учреждения не определена возможность осуществления расходов, связанных, в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), с указанием источника финансирования данных расходов, предусмотренного постановлением министерства финансов Астраханской области от 11 декабря 2019г. № 48-п «О порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету Астраханской области и бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Таким образом, в проверяемом периоде учреждению не предоставлялись средства из бюджета Астраханской области на осуществление расходов, связанных в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем оплата данных расходов в сумме 48250 рублей по коду целевой статьи 05Б0010510 является нецелевым использованием бюджетных средств.

Также при проверке установлено, что документы, подтверждающие осуществление оплату указанных товаров подписаны заместителем директора ГКУ АО «Управление по капитальному строительству Астраханской области» ФИО1, наделенного правом подписания электронной подписью документов, связанных с казначейским использованием расходов бюджета по лицевому счету .

Установив эти обстоятельства должностное лицо министерства финансов Астраханской области пришло к правильному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что в соответствии с требованиями трудового законодательства учреждение должно было обеспечить безопасные условия труда сотрудников, в связи с этим закупка масок и дезинфицирующих средств производилась в короткие сроки по целевой статье 05 Б 00 10510 «расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений», поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права. Исходя из представленных документов и пояснений представителей министерства финансов Астраханской области расчетами (обоснованиями) плановых сметных показателей к проекту бюджетной сметы учреждения на 2020г. вышеуказанные расходы не были предусмотрены. В связи с этим и было принято распоряжение Правительства Астраханской области от 13 апреля 2020г. №136-Пр, предусматривавшее порядок выделения денежных средств именно на финансовое обеспечение мероприятий, связанных в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

Доводы жалобы о том, что указанное распоряжение на их учреждение не распространялось и не должно было применяться, также необоснованны. Судом установлено, что на территории Астраханской области действует единый Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Астраханской области и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета Астраханской области (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Астраханской области) (далее - Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи), утвержденный постановлением министерства финансов Астраханской области от 18 декабря 2013г. № 43-п, согласно которому сводная бюджетная роспись бюджета Астраханской области в части бюджетных ассигнований по расходам бюджета Астраханской области составляется и ведется по соответствующим главным распорядителям средств бюджета Астраханской области (далее - ГРБС) в разрезе ведомственной структуры расходов бюджета Астраханской области. В связи с чем, ГРБС согласно Порядку составления и ведения сводной бюджетной росписи утверждает и доводит до подведомственных получателей бюджетных средств бюджетную роспись расходов.

В соответствии с п. 1.7. Устава ГКУ АО «Управление по капитальному строительству Астраханской области», министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - Министерство) осуществляет функции учредителя Учреждения и в силу распоряжения Правительства Астраханской области от 27 июля 2006г. № 256-Пр «О подведомственности областных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений исполнительным органам государственной власти Астраханской области» Учреждение находится в ведении Министерства.

Согласно абз. 1.1. Положения о министерстве строительства и жилищно- коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 31 октября 2016г. № 381-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Астраханской области.

В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из приведенных правовых нормы именно Министерство распределяет для ГКУ АО «Управление по капитальному строительству Астраханской области» бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств.

В период с 2020 по 2021 годы учреждение в адрес Министерства не обращалось о выделении бюджетных ассигнований на осуществлении расходов на приобретение средств для профилактики и устранения последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), что в судебном заседании не оспаривалось.

Кроме того, обеспечение мероприятий, связанных в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), не относится к уставной деятельности учреждения, тем самым расходы на приобретение средств для профилактики и устранения последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) не относятся к расходам, предусмотренным для осуществления полномочий учреждения.

Доводы жалобы о том, что приведенная закупка осуществлялась с разрешения министерства финансов Астраханской области, также не могут быть приняты во внимание, поскольку при выполнении этих действий министерством финансов не производилась проверка целевого использования денежных средств.

Доводы жалобы о том, что электронная подпись ФИО1 хранилась у главного бухгалтера учреждения и была проставлена на бухгалтерских документах без его ведома и согласия ничем объективно не подтверждены и также не могут быть приняты во внимание.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание ФИО1 назначено в пределах санкции статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что в удовлетворении жалобы должно быть отказано.

Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 27 апреля 2022г. №23/МФ/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заместителя директора государственного казенного учреждения Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: