Судья - Макарычева Н.В. дело № 12-119/2018
РЕШЕНИЕ
19 июля 2018 года город Пенза
Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Сюсюкиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 25 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 25 мая 2018 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу указывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обстоятельства, изложенные в протоколе. Считает, что организованное им мероприятие не подпадает под действие ч.1 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку движение колонны людей к месту проведения митинга в сквер им. Дзержинского в г. Пензе нельзя в силу закона признать шествием, так как люди шли к месту проведения митинга, предложенного представителем Администрации. Кроме того, просил учесть, что его задержание произведено в нарушение процессуальных норм, и нарушает его конституционные права на свободу мнений и убеждений.
В судебном заседании ФИО1, его защитник по устному заявлению ФИО2 поддержали доводы жалобы, просили отменить постановление судьи и прекратить производство по делу.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - старший инспектор ОИАЗ УМВД России по г. Пензе <данные изъяты>. доводы жалобы не признал, просил постановление оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив в качестве свидетеля <данные изъяты>., прихожу к следующему.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон № 54-ФЗ).
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В рамках организации публичного мероприятия ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам, в частности, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ относится уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. Уведомление подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей
В силу п. 28 Постановления Пленума ВСРФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, образует невыполнение или не надлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных ч.4 ст.5 Закона о публичных мероприятиях, за исключением случав, предусмотренных частями 2-4,7,8 ст. 20.2 КоАП РФ. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятии или измененных в результате согласования с органом публичной власти.
Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей, судья районного суда установил и обоснованно исходил из того, что 20 апреля 2018 года ФИО1, выступая в качестве организатора публичного мероприятия, подал в администрацию г. Пензы уведомление о проведение публичных мероприятий: шествия и митинга - «За право быть гражданином России» 05 мая 2018 года, а именно шествия с 11 часов 00 минут до 11 часов 30 минут по маршруту: от ТЦ «Высшая лига» до Фонтанной площади; митинга - с 11 часов 30 минут до 13 часов 00 минут на Фонтанной площади с количеством участников 300 человек в администрацию г. Пензы.
25 апреля 2018 года заместителем главы администрации г. Пензы ФИО3 в адрес организатора публичного мероприятия ФИО1 было направлено мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, поскольку в указанное им время по указанным адресам запланировано проведение мероприятий другими лицами, которые направили уведомление ранее ФИО1 Предложено провести публичное мероприятие на площадке перед зданием спортивно-зрелищного комплекса «Дизель-арена» (<...>) со стороны ул. Окружная, с которым ФИО1 был ознакомлен 26 апреля 2018 года.
Данное предложение было получено ФИО1 26 апреля 2018 года.
Предлагая организатору публичного мероприятия ФИО1 изменить место проведения публичного мероприятия на ул. Московской и Фонтанной площади г. Пензы, администрация г. Пензы указала, что на ул. Московской и Фонтанной площади организована культурно-массовая акция «Георгиевская лента», праздник, посвященный «Дню Победы», художественная выставка детского и юношеского творчества «Весна в городе».
Согласно ст. 3 Закона Пензенской области № 2301-ЗПО от 30.11.2012 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пензенской области» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Правительство Пензенской области определяет единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места).
Постановлением Правительства Пензенской области от 23.05.2013 № 365-пП утвержден перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Пензенской области. На территории города Пензы определены следующие места: площадка перед центральным входом в МБУ Парк культуры и отдыха «Олимпийский» (со стороны улицы Гагарина), площадка в центре сквера между строениями по улице Октябрьской, 2 и улице Октябрьской, 4.
Принимая во внимание приведенные нормы законодательства, поступившее из администрации г. Пензы сообщение об изменении места проведения публичного мероприятия 05 мая 2018 года в виде шествия и митинга, соответствует нормам действующего законодательства.
Указанный ответ не является отказом в проведении публичного мероприятия, администрация г. Пензы не запрещает ФИО1 провести публичное мероприятие с указанной им целью, а предлагает изменить место их проведения.
Поскольку от организатора публичного мероприятия ФИО1 не поступило письменного уведомления о принятии (непринятии) предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, то 03 мая 2018 года заместителем главы администрации г. Пензы ФИО3 в адрес ФИО1 направлено предупреждение о возможности привлечения организатора и участников публичных мероприятий к ответственности в случае проведения публичных мероприятий 05 мая 2018 года в несогласованном для этого месте. 04 мая 2018 года данное уведомление было ФИО1 вручено лично.
Однако ФИО1 проигнорировал указанное предложение и 05 мая 2018 года по адресу: <...> около дома № 40, организовал публичное мероприятие без согласования с органом местного самоуправления -шествие.
Указанные действия явились основанием для составления протокола об административном правонарушении <данные изъяты>, из которого следует, что 05 мая 2018 года в 11 часов 20 минут, находясь в общественном месте, по адресу: <...> около дома № 40 ФИО1 организовал несанкционированное шествие (митинг) в количестве 150 человек, которые двигались сплоченной толпой, при этом высказывая мнение общественно-политического характера, а именно выкрикивали лозунги «Россия без ФИО4!», которое, в нарушение Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не было согласовано с органом местного самоуправления - администрацией г. Пензы, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исходя из понятий, содержащихся в ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ митингом признается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
При этом судья районного суда сделала верный вывод о том, что из описательной части правонарушения, вмененного ФИО1, подлежит исключению указание на организацию последним несанкционированного митинга, поскольку из материалов дела, видеозаписей не следует, что ФИО1, 05 мая 2018 года, находясь по адресу: <...> около дома № 40, совершал какие-либо действия, направленные на выражение мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера.
В то же время, исходя из анализа положений ст. 4 и 5 Федерального закона № 54-ФЗ применительно к обстоятельствам настоящего дела, установленным на основании совокупности вышеприведенных доказательств, в том числе информации, размещенной в социальной сети «ВКонтакте» в открытом доступе, судьей районного суда верно сделан вывод о том, что ФИО1 оповещал граждан о публичном мероприятии, которое состоится 05 мая 2018 года у ТЦ «Высшая лига» по ул. Московская г. Пензы под названием «За право быть гражданином РФ», не согласованном с администрацией г. Пензы, призывал граждан принять участие в данном мероприятии, то есть проводил предварительную агитацию на этот счет, что охватывается понятием организации публичного мероприятия.
Данные обстоятельства и виновность ФИО1 в совершении правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3); копией уведомления администрации г. Пензы ФИО1 о предложении изменить место проведения публичных мероприятий (л.д. 15); предупреждением от 03.05.2018 о возможности привлечения организатора и участников публичных мероприятий к ответственности в случае проведения публичных мероприятий, с которым ФИО1 ознакомлен 04 мая 2018 года ( л.д.14); рапортом старшего инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Пензе <данные изъяты>. от 05 мая 2018 года, согласно которому 05 мая 2018 года в 11 часов 20 минут поступило сообщение о том, что около дома № 40 по ул. Московская в г. Пензе происходит несанкционированное шествие (митинг), которое организовал ФИО1 (л.д. 18); рапортом старшего инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Пензе <данные изъяты>. от 05 мая 2018 года, согласно которому 05 мая 2018 года в 11 часов 30 минут ФИО1 организовал несанкционированное шествие (митинг) в количестве 150 человек, которое не было согласовано с администрацией г. Пензы (л.д. 19); видеозаписями от 05 мая 2018 года (л.д. 32).
Доводы защиты о том, что нарушение администрацией г.Пензы сроков рассмотрения уведомления от 20 апреля 2018 года о проведении митинга, шествия 05 мая 2018 года свидетельствует о согласованности проведения указанного публичного мероприятия не принимаю во внимание, поскольку проведение публичного мероприятии в условиях, не согласованных с органом публичной власти, является нарушением требований Федерального Закона 54-ФЗ и может повлечь привлечение организатора такого публичного мероприятия к ответственности в установленном порядке. (п.13, 12,11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 26.06.2018 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»).
Таким образом, на организатора публичного мероприятия Федеральным законом 54-ФЗ (п.2 ч.4 ст. 5) возложена обязанность не позднее чем за три дня до проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Иные доводы жалобы не принимаются во внимание, поскольку не являются основанием для отмены или изменения постановлениясудьи.
Судья районного суда верно пришла к выводу о переквалификации действий ФИО1 с ч. 2 ст. 20.2 на ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, которая предусматривает назначение более мягкого административного наказания, что соответствует требованиям абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Таким образом, содеянное ФИО1 образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Утверждения в жалобе ФИО1 о том, что он необоснованно привлечен к административной ответственности, являются несостоятельными и противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, не доверять которым оснований не имеется.
ФИО1 привлечен к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, назначенное административное наказание соответствует санкции ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья областного суда
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 25 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, его жалобу без удовлетворения.
Судья