ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-119/18 от 29.08.2018 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 12-119/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

29 августа 2018 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агишевой М.В.,

при секретаре судебного заседания Сертюк К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «Газсбытсервис» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ года, которым открытое акционерное общество «Газсбытсервис» привлечено к административной ответственности за завершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

10.07.2018 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО6 в отношении открытого акционерного общества «Газсбытсервис» (далее – ОАО «Газсбытсервис») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ года за ОАО «Газсбытсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180000 руб.

Не согласившись с постановлением, ОАО «Газсбытсервис» в лице генерального директора ФИО8 обратилось в суд с жалобой, в которой, не оспаривая виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, просит назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 180000 рублей заменить предупреждением на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ, ссылаясь на то, что общество имеет статус субъекта среднего предпринимательства, совершило указанное правонарушение впервые и бездействие лица не повлекло за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом, имущественный ущерб также отсутствует.

Законный представитель юридического лица ОАО «Газсбытсервис» - генеральный директор ФИО9 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. На основании положений ст. 25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО10 в судебное заседание не явился, извещен, направил в адрес суда письменный отзыв на жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы ОАО «Газсбытсервис» отказать, постановление от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет административную ответственность.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, когда требуется получить специальное разрешение, однако, такое разрешение отсутствует. То есть правонарушением признается вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» приведено понятие «загрязняющее вещество», под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышает установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 31 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха устанавливается административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено должностным лицом в ходе проведения административного расследования, ОАО «Газсбытсервис» осуществляя деятельность по транспортировке по трубопроводам газа и продуктов его переработки, имеет сварочный участок, на котором работает один сварщик и имеется 3 сварочных аппарата и одна болгарка, а также подземное хранилище газа, состоящее из 5-ти скважин и сепараторной площадки, которые являются источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в частности таких как, марганец и его соединения (II класс опасности), фториды газообразные (II класс опасности), азота диоксид (III класс опасности), железа оксид (III класс опасности), сажа (III класс опасности), серы диоксид (III класс опасности), бензин (нефтяной, малосернистый) (IV класс опасности), углерода оксид (IV класс опасности), бутан (IV класс опасности), пентан (IV класс опасности), углеводороды предельные С6-С10 (по гексану) (IV класс опасности), метан (класс опасности не определен), этан (класс опасности не определен), пропан (класс опасности не определен), керосин (класс опасности не определен), пыль древесная (класс опасности не определен).

Последнее разрешение на выброс загрязняющих веществ было выдано ОАО «Газсбытсервис» 24.04.2013 года со сроком действия до 11.04.2018 года. Приложением к разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ, установлены наименования вредных (загрязняющих) веществ и их нормативы.

После 11.04.2018 года ОАО «Газсбытсервис» с заявлением об установлении наименования вредных (загрязняющих) веществ и их нормативов в Управление Росприроднадзора по Саратовской области не обращалось, новое разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ОАО «Газсбытсервис» после указанной даты не выдавалось.

Таким образом, должностным лицом по результатам проведения административного расследования выявлено, что при осуществлении ОАО «Газсбытсервис» производственно-хозяйственной деятельности в период с 11.04.2018 года по настоящее время в нарушение требований пункта 1 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха, пункта 4 статьи 23 Закона об охране окружающей среды производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источников загрязнения атмосферного воздуха без специального разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: служебной запиской от 13.06.2018 года, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 20.06.2018 года, определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 20.06.2018 года, уставом ОАО «Газсбытсервис», приказом от 19.01.2009 года, объяснением генерального директора ОАО «Газсбытсервис» ФИО11 договором от 02.04.2018 года, заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации от 25.06.2018 года, сведениями об источниках выбросов ЗВ и их основные характеристики, справкой о договорах на проведение аналитического контроля, справка по отчету 2-ТП (воздух), разрешением от 24.04.2013 года, приложением № к разрешению, протоколом об административном правонарушении от 10.07.2018 года, а также не оспаривается законным представителем юридического лица – генеральным директором ОАО «Газсбытсервис» ФИО12

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, государственный инспектор административного органа пришел к обоснованному выводу о виновности юридического лица ОАО «Газсбытсервис» в совершении административного правонарушения и правильно квалифицировал его действия по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ОАО «Газсбытсервис» имелась возможность для соблюдения природного законодательства РФ, за нарушение которого ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Газсбытсервис» допущено не было.

Порядок привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, бремя доказывания распределено правильно.

Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершённое административное правонарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не усматривается.

Административное наказание ОАО «Газсбытсервис» назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, данных о юридическом лице, является минимальным и соразмерным содеянному.

Довод жалобы о применении ст. 4.1.1 КоАП РФ и изменении наказания в виде административного штрафа на предупреждение является несостоятельным в силу следующего.

Часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусматривает замену административного наказания в виде административного штрафа предупреждением субъектам малого и среднего предпринимательства, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Часть 2 ст. 3.4 КоАП РФ предусматривает, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1. КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом того, что вмененное ОАО «Газсбытсервис» нарушение требований законодательства не позволяет делать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде. Данный состав административного правонарушения направлен на предупреждение наступления вредных последствий.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу постановления должностного лица, при производстве по делу не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для изменения обжалуемого постановления не усматривается, в связи с чем жалоба ОАО «Газсбытсервис» не подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ года о признании ОАО «Газсбытсервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ОАО «Газсбытсервис» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии сторонами по делу, а также должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление.

Судья М.В. Агишева