ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-119/19 от 08.07.2019 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 12-119/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень 08 июля 2019 года

Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промпереработка» на постановление судьи Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

19 сентября 2018 года старшим государственным инспектором Томской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Русляковым С.И. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Промпереработка» (далее по тексту – ООО «Промпереработка», Общество) был составлен протокол № 1-270 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому с 17 июля 2018 года по 13 августа 2018 года при проведении внеплановой выездной проверки ООО «Промпереработка» в соответствии с решением прокуратуры Томской области о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 13 июля 2018 года № 07-678-18 на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 12 июля 2018 года №152, в процессе осуществления хозяйственной деятельности по адресу: <.......>, кадастровый номер земельного участка – <.......> - пруд накопитель животноводческих стоков был установлен факт несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сбросе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озонный слой или иными опасными веществами. В связи с этим, указывается в протоколе, Общество нарушило требования ч.2 ст.11, ст.14, ч.8 ст.18, ч.1 ст.19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления»; Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», Приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 22 июля 2016 года № 91 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору» а именно: ООО «Промпереработка» не соблюдает экологические требования при обращении с отходами производства - жидкой фракцией свиного навоза: 1. He разработаны паспорта отходов на следующие виды отходов: жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления (код ФККО 1 12 551 11 32 4); твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления (код ФККО 1 12 551 12 39 4). 2. Не ведется журнал учета в области обращения с отходами согласно приказу Минприроды Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 721 ООО «Промпереработка». 3. Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления за 2017 год согласно приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 22 июля 2016 года № 91 ООО «Промпереработка» в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области не представляло.

05 октября 2018 года указанный протокол и другие материалы дела направлены в Томский районный суд Томской области для рассмотрения по существу.

Постановлением судьи Томского районного суда Томской области от 08 ноября 2018 года ООО «Промпереработка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Промпереработка» обжаловало его в суд. В жалобе, поданной представителем по доверенности Белянко А.С. указанного общества, была изложена просьба об отмене постановления.

Решением судьи Томского областного суда Томской области от 18 января 2019 года постановление судьи Томского районного суда Томской области от 08 ноября 2018 года отменено, дело направлено по подсудности в Нижнетавдинский районный суд Тюменской области.

Постановлением судьи Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 24 апреля 2019 года ООО «Промпереработка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

С данным постановлением не согласно ООО «Промпереработка», в лице представителя Белянко А.С., которое в жалобе, поданной в вышестоящий суд, просит постановление судьи районного суда отменить. Указывает, что в протоколе об административном правонарушении и в постановлении судьи районного суда не указано, в чем выражается объективная сторона правонарушения; не доказано наличие вины Общества; не дана оценка доказательствам, предоставленным Обществом; не указано, по какой причине суд не принял указанные доказательства во внимание. Между тем Общество представило целый ряд доказательств, подтверждающих ведение деятельности с удобрениями. Отмечает, что в своей деятельности Общество не образует отходы, а также не принимает отходы, Общество принимает сырье от Акционерного общества <.......> (далее также – АО <.......> для получения двух видов органических удобрений: бесподстилочный навоз свиной и жижа навозная. Настаивает на том, что один объект не может являться одновременно и отходами, и готовой продукцией (удобрением). Ссылаясь на Письмо Министерства природных ресурсов от 04 декабря 2018 года №12-47/30570, Общество указывает, что при отнесении навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут. Кроме того, ссылаясь на Разъяснения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, опубликованные 24 мая 2016 года, указывает, что навоз и помет являются отходом не в любом случае, а лишь в случае, если производственная деятельность предприятия не предполагает возможности дальнейшего использования указанных продуктов жизнедеятельности животных. В случае, если они могут быть использованы в дальнейшей деятельности, то указанные продукты жизнедеятельности животных могут быть признаны продукцией (побочной продукцией), и в этом случае требования природоохранного законодательства не распространяются на обращение с указанными продуктами. В жалобе указывается также, что технологический процесс поступления сырья и получение органического удобрения оформлен соответствующими документами - уставной документацией, Техническими условиями, сертификатами качества на изготавливаемые удобрения. В бухгалтерском учете получаемое сырье отражается на счете №43 «Готовая продукция».

На жалобу ООО «Промпереработка» поступил отзыв Департамента недропользования и экологии Тюменской области.

Представитель ООО «Промпереработка», представитель административного органа в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения жалобы они извещены надлежащим образом, полагаю возможным рассмотреть жалобу ООО «Промпереработка» в отсутствие указанных лиц.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ) материалы дела по жалобе ООО «Промпереработка», материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, изучив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи городского суда не усматриваю.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии с приложением № 4 к договору аренды имущества №77-087093 от 01 апреля 2016 года «Акт о разграничении балансовой принадлежности системы» балансосодержателем трубопроводов, арматуры и строительных конструкций до границы раздела является АО <.......>, при этом на балансе предприятия находятся племенная ферма, животноводческие цеха №№ 1 и 2. Данные объекты являются местом образования отходов свиного навоза свежего III класса опасности.

Балансосодержателем трубопроводов, арматуры и конструкций от границы раздела является ООО «Промпереработка», при этом на балансе предприятия находятся насосные камеры смешивания, цеха разделения, емкости, насосные станции, площадка накопления твердой фракции сепарации свиного навоза, а также пруд животноводческих стоков с жидкой фракцией сепарации свиного навоза.

В соответствии с разделом «Общая характеристика производственного объекта» стандарта организации «Технологический регламент использования органических удобрений» ООО «Промпереработка» установлено, что жидкий свиной навоз при самосплавной системе навозоудаления с объектов образования отходов (животноводческие цеха и племенная ферма) подается в цеха разделения на фракции. После разделения на фракции отход IV класса опасности - жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления поступает в приемный резервуар жидкой фракции, после которого через систему трубопроводного транспорта подается в гидроизолированный пруд накопитель. Жидкая фракция свиного навоза выдерживается в пруду накопителе не менее 9 месяцев и не более 12 месяцев. После выдерживания в пруду накопителе произведенное удобрение органическое должно использоваться на полях орошения.

При проведении внеплановой выездной проверки было установлено, что ООО «Промпереработка» представляло в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области паспорта на следующие виды отходов: навоз свиней свежий (код ФККО 1 12 510 01 33 3); помет куриный свежий (код ФККО 1 1271 1 01 333).

Данные виды отходов являются отходами III класса опасности. В соответствии с разделом «Общая характеристика производственного объекта» стандарта организации «Технологический регламент использования органических удобрений ООО «Промпереработка» установлено, что жидкий свиной навоз при самосплавной системе навозоудаления с объектов образования отходов (животноводческие цеха и племенная ферма) подается в цеха разделения на твердую и жидкую фракции. В результате отход III класса опасности разделяется на два вида отхода IV класса опасности - жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления и твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления.

Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2017 года № 47008) утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. В соответствии с данным каталогом отходам сепарации свиного навоза присвоены следующие коды отходов: 1 12 551 11 32 4 (жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления) и 1 12 551 12 39 4 (твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления).

Таким образом, в результате производственной деятельности ООО «Промпереработка» свиной навоз свежий III класса опасности, разделяется при сепарации на твердую и жидкую фракции IV класса опасности.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.

В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на отходы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года №712.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести и установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Данный Порядок утвержден приказом Минприроды РФ от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

В процессе проведенной внеплановой выездной проверки установлено что ООО «Промпереработка» журнал учета в области обращения с отходами согласно приказу Минприроды РФ от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» не ведет.

При этом в соответствии с п.1 Приказа Минприроды Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 721 порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

В соответствии с п.5 Приказа Минприроды Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 821 учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления за 2017 год согласно Приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 22 июля 2016 года № 91 ООО «Промпереработка» в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Общество не представляло.

В соответствии с ч.8 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 22 июля 2016 года № 91 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональном государственному экологическому надзору» субъекты малого и средней предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в Департамент в составе согласно пунктам 9-13 Порядка. Отчетность представляется до 15 февраля (включительно) года следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один год.

ООО «Промпереработка» в соответствии с интернет-порталом Федеральной налоговой службы Российской Федерации «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» является микропредприятием.

Соответственно, ООО «Промпереработка» обязано соблюдать при осуществлении своей деятельности экологические требования, установленные действующим законодательством.

Всем приведённым доказательствам судьей районного суда дана правильная оценка, отвечающая требованиям ст.26.11 КоАП РФ, и правильно сделан вывод о совершении ООО «Промпереработка» административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Поскольку при производстве по делу юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права не допущено, а наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законных оснований для отмены состоявшегося по делу постановления районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление судьи Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промпереработка» - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова