ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-119/20 от 01.02.2021 Вяземского районного суда (Смоленская область)

дело № 12-6/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Вязьма 1 февраля 2021 года

Судья Вяземского районного суда Смоленской области Винникова И.И.,

при секретаре – Коротковой С.Ю.,

с участием прокурора Вяземской межрайонной прокуратуры Рощина Д.Ю.,

представителя ООО «Аэростар Контракт» ФИО1,

рассмотрев жалобу представителя ООО «Аэростар Контракт» на постановление мирового судьи судебного участка № 16 в МО «Вяземский район» Смоленской области от 22 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Аэростар Контракт»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 16 в МО «Вяземский район» Смоленской области от 22 ноября 2020 года ООО «Аэростар Контракт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

На данное постановление мирового судьи представителем ООО «Аэростар Контракт» подана жалоба, в которой указывает, что ООО «Аэростар контракт» эксплуатирует имущество по долгосрочному Договору аренды комплекса имущества № 17-091 от 12 сентября 2017 года, который прошел государственную регистрацию всех субъектов недвижимости без какого-либо обременения и не содержит такого объекта как подвал (бомбоубежище). ООО «Аэростар Контракт» является арендатором эксплуатируемого имущества, но не его собственником и не может отвечать в отношении инкриминируемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ. Просит признать постановление мирового судьи судебного участка № 16 в МО «Вяземский район» Смоленской области от 22 ноября 2020 года в отношении ООО «Аэростар Контракт» незаконным по причине того, что ООО «Аэростар Контракт является не надлежащим ответчиком по данному делу.

В судебном заседании представитель ООО «Аэростар Контракт» ФИО1 поддержала доводы, изложенные в жалобе в полном объеме.

Прокурор Рощин Д.Ю. в судебном заседании просил постановление мирового судьи судебного участка № 16 в МО «Вяземский район» Смоленской области от 22 ноября 2020 года оставить без изменения, а жалобу ООО «Аэростар Контракт» - без удовлетворения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

На основании пункта 10 постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, являются поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

В соответствии с пунктом 16.4 приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций.

На основании пункта 10 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 582 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Согласно п. п. 1.2, 1.3, 1.4, 1.7, 3.2.1, 3.2.2 названных Правил требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного, учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО, ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.

Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.

При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки, на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.

Согласно п. 1.8 названных Правил в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по. прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Согласно п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в ЗС ГО должна быть следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перехода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.

В соответствии с п. 4.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации.

Ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО.

В соответствии с п. 5.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны техническое обслуживание и планово - предупредительный ремонт технических систем включают: ТО N 1; ТО N 2; ТО N 3; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт.

Согласно п. 6.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают: подготовку проходов к ЗС ГО, установку указателей и световых сигналов "Вход"; открытие всех входов для приема укрываемых; освобождение помещений от лишнего имущества и материалов; установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (при этом необходимо сохранять максимальную вместимость ЗС ГО) согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении N 18; проведение расконсервации инженерно-технического оборудования; снятие обычных дверей, пандусов и легких экранов с защитно-герметических и герметических дверей; оценку исправности защитно-герметических и герметических дверей, ставней и их затворов; закрытие всех защитно-герметических устройств в технологических проемах (грузовые люки и проемы, шахты лифтов и т.п.); закрытие и герметизацию воздухозаборных и вытяжных отверстий и воздуховодов системы вентиляции мирного времени, не используемых для вентиляции убежищ (укрытий); оценку состояния и освобождения аварийного выхода, закрытие защитно-герметических ворот, дверей и ставней; оценку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств; расконсервацию оборудования защищенных ДЭС и артезианских скважин; заполнение при необходимости емкостей горючих и смазочных материалов; оценку убежища на герметичность; открытие санузлов, не используемых в мирное время. санузлы, используемые в мирное время как подсобные помещения, освобождаются и подключаются к системе канализации и водоснабжения; оценку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды; переключение системы освещения помещений на режим убежища (укрытия); установку и подключение репродукторов (громкоговорителей) и телефонов; оценку и докукомплектование, в случае необходимости, инструментом, инвентарем, приборами, средствами индивидуальной защиты; проветривание помещений ЗС ГО, добиваясь в необходимых случаях снижения СО2 и других вредных газов, выделявшихся в помещениях при использовании их в мирное время, до безопасных концентраций СО2 (до 0,50/0) и других газов - согласно санитарным нормам проектирования промышленных предприятий.

Исходя из положений п. 1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N228- ФЗ «О гражданской обороне», п. 10 Порядка создания убежищ иных объектов гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, обязанность по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, обеспечению постоянной готовности помещений к переводу в ЗС ГО лежит на организации, эксплуатирующей ЗС ГО.

Из материалов дела следует, что 25 сентября 2020 года Вяземской межрайонной прокуратурой совместно с ОНД и ПР Вяземского, Темкинского и Угранского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Смоленской области проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне при эксплуатации ООО «Аэростар Koнтракт» убежища№ 67-У-0139, расположенного по адресу: <...>, в ходе которой установлено, защитное сооружение гражданской обороны не готово к приему укрываемых, разукомплектовано. Не проводятся мероприятия по приведению ЗС ГО в готовность для приема укрываемых, по техническому обслуживанию ЗС ГО, по текущему и капитальному ремонту ЗС ГО (п. 1 ст. 9 Федеральный закон № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», раздел 5, 6 приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); отсутствует документация ЗС ГО (п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны); не проводится оценка технического состояния ЗС ГО (раздел 4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; не создано звено для обслуживания ЗС ГО (п. 1.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; в помещении ЗС ГО проведены коммуникации центрального отопления, канализации здания, что не допускается (п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

На основании выявленных нарушений ООО «Аэростар Контракт» 30 сентября 2020 внесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне при содержании сооружений гражданской обороны в месячный срок (л.д. 63-65).

Постановлением заместителя Вяземского межрайонного прокурора от 3 ноября 2020 года в отношении ООО «Аэростар Контракт» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.

Согласно договора № 17-01 аренды комплекса имущества от 12 сентября 2017 года, ООО «Аэростар» передало, а ООО «Аэростар Контракт» приняло за плату во временное владение комплекс имущества, расположенный по адресу: <...>, в том числе согласно Приложению № 1, здание административно-бытового корпуса площадью 3671,20 кв. м. (л.д. 43-53). Из технического паспорта на здание административно-бытового корпуса завода по производству парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии, расположенного по адресу: <...>, следует, что указанное здание имеет подвал площадью 674,5 кв., м (л.д. 26-38); из приложенного к техническому паспорту зданию АБД плана подвала (л.д. 32), усматривается, что он аналогичен плану подвала, являющемуся неотъемлемой частью паспорта убежища № 67-у-0139.

Согласно данным МКУ УГО и ЧС МО «Вяземский район» Смоленской области, на территории МО «Вяземский район» Смоленской области зарегистрировано и состоит на учете 22 защитных сооружения гражданской обороны (убежища), в том числе № 67-у-0139 по ул. Новая Бозня, д. 3 (л.д. 12).

Суд приходит к выводу, что обстоятельства дела об административном правонарушении мировым судьей исследованы полно, объективно, всесторонне, действиям ООО «Аэростар Контракт» мировым судьей дана правильная юридическая оценка, в соответствии с наличием в действиях признаков состава административного правонарушения, доказательства по делу оценены в их совокупности, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые могли бы повлиять на объективность и полноту рассмотрения дела не допущено.

Доводы относительно того, что собственником указанного объекта является иное юридическое лицо, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются исследованными материалами дела, которые подтверждают передачу защитного сооружения гражданской обороны ООО «Аэростар Констракт» по договору аренды, в связи с чем, ООО «Аэростар Контракт» является организацией, эксплуатирующей защитные сооружения гражданской обороны.

Кроме того, в силу положений п. 1 ст. 9 ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28-Фз «О гражданской обороне», п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, обязанность по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, обеспечению постоянной готовности помещений в ЗС ГО лежит на организации, их эксплуатирующей.

Материалами дела подтверждено, что ЗС ГО, находящееся в организации, их эксплуатирующей, то есть в ООО «Аэростар Контракт» в установленном порядке с учета в качестве защитного сооружения гражданской обороны не снято. Соответственно, должно обеспечиваться выполнение законодательно установленных обязанностей по содержанию объекта гражданской обороны. Сведений о переводе ЗС в ведение органов исполнительной власти не имеется. Доказательств невозможности исполнения требований законодательства ООО «Аэростар Контракт» не представлено.

Представленная представителем ООО «Аэростар Контракт» информация Хамовнической межрайонной прокуратуры г. Москвы (л.д. 93) о том, что ни на одном из объектов, которые используются ООО «Аэростар Контракт» по адресу: <...>, не имеется обмеремения в виде потенциального объекта ГО и ЧС, не может расцениваться как доказательство не виновности ООО «Аэростар Контракт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, поскольку такие сведения предоставлены за 17 сентября 2014 год, то есть шестилетней давности на момент проведения настоящей проверки Вяземской межрайонной прокуратурой, а также опровергается имеющимися материалами, в том числе актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ, укрытия) инв. № 67-У-0139 от 20 июля 2018 года (л.д. 22).

Суд считает, что наказание юридическому лицу мировым судьей назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ с учетом обстоятельств совершения правонарушения, учитывая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, учтено имущественное положение ООО «Аэростар Контракт», суровым не является, назначено в минимальном размере, предусмотренном санкции статьи.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 16 в МО «Вяземский район» Смоленской области от 22 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Аэростар Контракт» оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Аэростар Контракт» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Смоленский областной суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12, 30.14 КоАП РФ.

Судья И.И. Винникова