ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-119/20 от 14.05.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Чеснокова Е.В. Дело № 12-119/2020

РЕШЕНИЕ

Судья Калининградского областного суда Корнюшенков Г.В.,

при секретаре Худоба О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ООО «Экспресс Логистика» на не вступившее в законную силу постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 5 февраля 2020 года, вынесенное в отношении ООО «Экспресс Логистика» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заслушав объяснения защитника ООО «Экспресс Логистика» по доверенности - ФИО1, поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 5 февраля 2020 года юридическое лицо - ООО «Экспресс Логистика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 290 333 рубля 50 копеек без конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения. Предмет административного правонарушения – полуприцеп-рефрижератор марки «SCHVITZ SK024», VIN , бывший в эксплуатации, 2002 года выпуска, регистрационный знак , свидетельство о регистрации ТС 39 , изъятые протоколом изъятия вещей и документов от 25.10.2019 года, возвращен по принадлежности.

В жалобе ООО «Экспресс Логистика» в Калининградский областной суд, поданной генеральным директором общества ФИО2, поименованной как апелляционная, ставится вопрос об отмене постановления судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 5 февраля 2020 года по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью деяния. В жалобе также содержатся просьбы о применении к обществу, как субъекту малого и среднего предпринимательства, положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, назначив ООО «Экспресс Логистика» административное наказание в виде предупреждения, либо о снижении административного наказания в виде административного штрафа.

Заслушав объяснения защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 и пунктом 1 статьи 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию, таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных при таможенном декларировании настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за предоставление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (ли) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Экспресс Логистика» к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что 22 октября 2019 года при таможенном оформлении на таможенном посту МАПП Советск Калининградской областной таможни по направлению на выезд из Калининградской области (РФ) в Литовскую Республику транспортного средства – тягач седельный марки «VOLVO FH12 380» регистрационный знак в сцепке с полуприцепом - рефрижератором марки «SCHMITZ SK024», регистрационный знак , декларантом ООО «Экспресс Логистика» было представлена для таможенных целей таможенная декларация на транспортное средство (ТДТС) от 22.10.2019, предполагающая убытие ТС за пределы Евразийского экономического союза в качестве средств международной перевозки. Согласно сведениям, указанным в графе 11 бланка вышеуказанной ТДТС цель вывоза - «Для начала международной перевозки грузов на таможенной территории».

В ходе таможенного контроля было установлено, что на полуприцепе - рефрижераторе марки «SCHMITZ SK024», 2002 года выпуска, VIN , белого цвета, регистрационный знак (порожний) отсутствует рефрижераторная установка.

Как следует из материалов дела, согласно представленным обществом объяснениям, указанное транспортное средство вывозилось в Латвийскую Республику для ремонта, при этом рефрижераторная (холодильная) установка была снята своими силами на территории предприятия для обслуживания и ремонта.

Названное транспортное средство международной перевозки (ТСМП) помещено под таможенную процедуру СТЗ на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, в связи с чем может быть вывезено с территории ОЭЗ без завершения действия таможенной процедуры СТЗ в целях предусмотренных пунктом 10 статьи 455 ТК ЕАЭС и частью 1 статьи 12.2 Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 10 января 2006 года № 16-ФЗ).

Таможенное декларирование таких транспортных средств международной перевозки осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-6 статьи 278 ТК ЕАЭС и приказом ФТС России от 22 мая 2015 года № 964 «О проведении эксперимента» (в редакции приказа ФТС России от 26 декабря 2018 года № 2127).

В силу пункта 15 статьи 455 ТК ЕАЭС и пункта 1 приказа ФТС России от 22 мая 2015 года № 965 таможенное декларирование ТСМП в случаях, указанных в пункте 14 статьи 455 ТК ЕАЭС, осуществляется только с использованием декларации на транспортное средство, форма которой определяется Решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения» (далее – РКТС № 422).

В соответствии с пунктом 9 Порядка заполнения ТДТС, утвержденного РКТС № 422, декларантом заполняется, в том числе графа 11 «Цель ввоза/вывоза» декларации на транспортное средство, в которой указывается цель временного ввоза или временного вывоза ТСМП. При этом цель временного вывоза с территории ОЭЗ транспортного средства, помещенного под таможенную процедуру СТЗ, в качестве ТСМП для ремонта нормами права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании не установлена.

При несоблюдении условий, установленных пунктом 10 статьи 455 ТК ЕАЭС и частью 1 статьи 12.2 Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ, для целей вывоза транспортного средства, помещенного под таможенную процедуру СТЗ и имеющего статус иностранного товара для таможенных целей, действие таможенной процедуры СТЗ должно быть завершено (подпункт 3 пункта 1 статьи 207 ТК ЕАЭС).

С учетом изложенного, поскольку ООО «Экспресс Логистика», в нарушение требований таможенного законодательства не задекларировало по установленной форме товар при убытии с таможенной территории ЕАЭС, его действия правильно квалифицированы судьей районного суда по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Экспресс Логистика» вмененного административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ

Как следует из поданной жалобы, факт совершения вмененного административного правонарушения ООО «Экспресс Логистика» не оспаривается.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судом первой инстанции установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.

Предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Вопреки доводам жалобы, суд оснований для применения в настоящем деле положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ не усматривает ввиду следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и формально содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, малозначительность правонарушения является оценочным понятием и устанавливается в каждом конкретном случае на основании всей совокупности данных и обстоятельств правонарушения.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ является формальным, ответственность за данное административное правонарушение законодатель не связывает с наступлением каких-либо конкретных вредных последствий охраняемым правоотношениям и степенью их тяжести.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании требований таможенного законодательства, направленного на обеспечение единого правового регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, наличие у ООО «Экспресс Логистика» возможности для предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, суд приходит к выводу, что в данном деле отсутствуют основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Как следует из материалов дела, рассматриваемое административное правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок осуществления которого определен Федеральным законом от 26 ноября 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а в результате проверки таможенным органом правильности перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического Союза, что исключает применение статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Само по себе включение ООО «Экспресс Логистика» в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не является основанием для безусловного применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В данном деле суд с учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствий, имущественного и финансового положения привлекаемого к ответственности юридического лица и в соответствии с вышеуказанными положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагает возможным назначить ООО «Экспресс Логистика» административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, снизив размер назначенного обществу административного штрафа с 290 333 рублей 50 копеек до 145 166 рублей 75 копеек. Данное наказание является соразмерным предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

С учетом вышеизложенного, постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 5 февраля 2020 года подлежит изменению в части назначенного ООО «Экспресс Логистика» административного наказания, путем снижения размера административного штрафа. В остальной части указанное постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда подлежит оставлению без изменения, жалоба ООО «Экспресс Логистика» - без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 5 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Экспресс Логистика» изменить в части назначенного административного наказания, снизив размер назначенного ООО «Экспресс Логистика» административного штрафа с 290 333 рублей 50 копеек до 145 166 (ста сорока пяти тысяч ста шестидесяти шести) рублей 75 копеек.

В остальной части постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 5 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу ООО «Экспресс Логистика» - без удовлетворения.

Судья Калининградского

областного суда Г.В. Корнюшенков