ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-119/2016 от 12.09.2016 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 12-119/2016

Кандалакшский районный суд Мурманской области

Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Курасова, д. 8

РЕШЕНИЕ

г. Кандалакша

« 12 » сентября 2016 года

Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области Русаков Е.В.

с участием представителя администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района ФИО2,

рассмотрев жалобу администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района, <данные изъяты>, расположенной по адресу: <...>, на постановление инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Кандалакшский» ФИО1<номер> от 12.08.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

12.08.2016 постановлением инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Кандалакшский» ФИО1<номер> юридическое лицо - администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Из указанного постановления следует, что ОГИБДД МО МВД России «Кандалакшский», в рамках проведения административного расследования (после выявленных недостатков по участку автомобильной дороги общего пользования местного значения проходящей по улицам: Объездная, Путепроводная, ФИО3 от д. 60 до д. 4, Фрунзе от д. 5 до д. 33, Советская от. 17 до д. 1, Локомотивная от <...> до ул. Объездная, 1-я Линия от д. 1 до <...> от д. 1 до д. 45, Мурманская в районе <...>, Кировская от д. 33 до д. 24, ФИО4 от д. 20А до д. 4, Новая от д. 1 до д. 12, Горького от д. 20 до д. 7, ФИО5 от д. 25 до д. 1, 50-лет Октября в районе д. 5,3, Первомайская от д. 9 до д. 85 г. Кандалакша) было установлено, что администрация Муниципального образования городское поселения Кандалакша Кандалакшского района, действующая на основании Устава Муниципального образования городского поселения Кандалакша Кандалакшского района, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ГП Кандалакша от 27.11.2012 <номер>, зарегистрированным Управлением Министерства юстиции РФ по Мурманской области 25.12.2012 г. № <номер>, с внесенными изменениями, т.е. являясь юридическим лицом, ответственным за содержанием автомобильных дорог общего пользования местного значения проходящих по вышеуказанным улицам г. Кандалакша, 18.07.2016 года в 11 часов 07 минут допустило нарушение пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 года <номер>, а именно: на ряде указанных улиц отсутствует горизонтальная разметка, отсутствует стационарное уличное освещение, отсутствует тротуар, отсутствуют дорожные знаки, отсутствует наземный пешеходный переход, пешеходные дорожки, не выполнены требования по применению светофора. При наличии недостатков в состоянии автомобильных дорог, юридическим лицом не принято своевременных мер к устранению вышеуказанных нарушений, что затрудняет восприятие участниками дорожного движения дорожной обстановки.

В жалобе, поданной в Кандалакшский районный суд, администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Из жалобы следует, что 01.01.2016 года между Администрацией и МКУ «УГХ» заключен договор <номер> о закреплении муниципального имущества на праве оперативною управления. 22.01.2016 на основании постановления Администрации <номер> между МКУ «УГХ» и Администрацией заключено дополнительное соглашение <номер> к договору <номер> о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 01.01.2016. Согласно приложению <номер> к Дополнительному соглашению перечень объектов дорожной сети в том числе, проезжая часть, тротуары переданы в оперативное управление МКУ «УГХ». В силу ч.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на нраве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. 18.04.2016 по итогам конкурса, проведенного в соответствии с Федеральным Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", МКУ «УГХ» заключен муниципальный контракт <номер> на выполнение работ по нанесению и восстановлению дорожной разметки на территории городского поселения Кандалакша Кандалакшского района в 2016 году. Одновременно, в силу пункта 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93, разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. В рамках подпрограммы «Повышения безопасности дорожного движения и снижения дорожно-транспортного травматизма в муниципальном образовании городское поселение Кандалакша Кандалакшского района» на 2016 год предусмотрены денежные средства в размере 300 000 рублей на приобретение новых дорожных знаков. На заключенные контракты денежные средства Администрацией выделены в полном объеме. Согласно Основным направлениям бюджетной политики муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района на 2016 год, утвержденным постановлением администрации МО г.п. Кандалакша Кандалакшского района от 20.10.2015 <номер> бюджетная политика на 2016 год, ввиду ограниченности финансовых ресурсов, призвана оптимально переориентировать имеющиеся ограниченные бюджетные ресурсы, путем сглаживания динамики номинального объема бюджетных расходов через их перераспределение с целью сохранения социальной и финансовой стабильности в муниципальном образовании городское поселение Кандалакша Кандалакшского района, создания условий для его устойчивого социально-экономического развития. С учетом вносимых в бюджет поселения изменений на 30.06.2016 утвержден верхний предел внутреннего долга муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района на 01.01.2017 в сумме 112667,3 тыс.руб., дефицит составляет 45115,9 тыс. руб. Таким образом, размер финансирования подпрограмм определяется в зависимости от доходной части бюджета. Предположение, что юридическое лицо Администрация самоустранилось от исполнения обязанностей по обеспечению дорожного движения и не предпринимало действенных мер по соблюдению установленных норм, не соответствующим действительности. Кроме того, из постановления нельзя определить исходя из каких доказательств, административный орган сделал вывод о том, что у Администрации имелась возможность для выполнения возложенных на нее обязанностей по своевременному выполнению требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Администрация предприняла все необходимые и зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения. Таким образом, Администрация не является субъектом выявленного правонарушения, следовательно, постановление по делу об административном правонарушении от 12.08.2016 <номер> составлено в отношении ненадлежащего лица.

Жалоба подана в установленный законом срок.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района ФИО2 доводы жалобы поддержала, уточнив, что в случае отсутствия оснований для прекращения дела, необходимо рассмотреть вопрос о снижении суммы административного штрафа в соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Кандалакшский» ФИО1, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав мнение представителя администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района ФИО2, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Так ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном состоянии либо характеризующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что предприятием сделано не было.

Доказательства того, что администрацией муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района приняты все необходимые и достаточные меры для исполнения возложенных на него обязанностей, суду не предоставлены, что свидетельствует о наличии вины в форме бездействия.

Вина администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ подтверждается материалами дела, которые относятся к предмету правонарушения, являются допустимыми доказательствами, достаточными для правильной юридической квалификации правонарушения.

Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, уполномоченное должностное лицо (инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Кандалакшский»), руководствуясь положениями названных в обжалуемом постановлении нормативно-правовых актов, пришел к правильному выводу о том, что именно администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку является лицом, ответственным за содержание дорог, и виновно в совершении правонарушения.

Так, в ходе административного расследования установлено, что городское поселение Кандалакша Кандалакшского района входит в состав субъекта РФ - Мурманской области. В состав городского поселения Кандалакша Кандалакшского района также входит город Кандалакша, в соответствии с ч. 2 п. 1 Устава Муниципального образование городское поселение Кандалакша Кандалакшского района.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения городского округа. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 3 ст. 17 названого Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного выше Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Так, в соответствии со ст. 11 «Устава Муниципального образования городского поселения Кандалакша Кандалакшского района» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В связи с изложенным, суд с мнением указанного должностного лица соглашается, одновременно каких-либо нарушений процедуры привлечения юридического лица (администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района) к административной ответственности, влекущих безусловную отмену или изменение обжалуемого постановления, не находит.

Постановление о привлечении администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Вместе с тем, административный штраф - мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом. Размеры штрафов (в особенности - минимальные) в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом, в соответствии с ч. 3.3 КоАП РФ, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей КоАП РФ.

Исходя из исследованных судом материалов дела, обстоятельств совершения административного правонарушения, его последствий, постделиктного поведения юридического лица при производстве по настоящему материалу, суд приходит к выводу, что наложение административного штрафа даже в установленных санкцией ст. 12.34 КоАП РФ минимальных пределах (300 000 рублей) не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью повлечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Суд учитывает также все иные особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица, виды его деятельности, и считает возможным признать вышеуказанные обстоятельства исключительными и определить размер административного штрафа ниже низшего предела, установленного законом, а именно в размере 150 000 рублей, что будет соответствовать тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.

В связи с изложенным, постановление подлежит изменению в части размера наложенного административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Кандалакшский» ФИО1<номер> от 12.08.2016 в отношении юридического лица – Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района (<данные изъяты>, расположенной по адресу: <...>) - признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, изменить в части размера штрафа, снизив его с 300 000 (трехсот тысяч) рублей до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей. Соответствующее ходатайство администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района удовлетворить.

В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района на указанное постановление – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение 10 суток со дня вручения его копии.

Судья подпись Е.В. Русаков