ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-119/2021 от 10.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №12-119/2021

Р Е Ш Е Н И Е

10 марта 2021 года г. Ульяновск

Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Поладова Ю.Е., при секретарях Махруткиной Я.А., Борисовой В.П.,Чуносовой А.П., с участием защитников ООО «Контракт плюс» – Рябова М.Ю.,Псигиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Контракт плюс» – Рябова М.Ю. на постановление старшего государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды по Самарской иУльяновской областям от 11.12.2020, которым

Общество с ограниченной ответственностью «Контракт плюс», юридический адрес: <адрес>, <данные изъяты>

привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям от 11.12.2020ООО «Контракт плюс» признано виновным в совершении при изложенных в постановлении обстоятельствах административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Контракт плюс» Рябов М.Ю. обратился в суд с жалобой о его отмене.В обосновании жалобы указал, что Общество привлечено к административной ответственности за нарушение положений п.8 ст.12 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» в части захоронения на полигоне нескольких видов отходов, захоронение которых запрещено с 01.01.2019. Между тем, административным органом не учтено следующее. В качестве доказательств по делу административный орган представил данные отчета общества по форме 2-ТП (отходы) за 2019 год и журналы учета движения отходов за 2019 год. Согласно журнала учета движения за 2019 год ООО «Контракт плюс», административным органом установлено, что запрещенные к захоронению виды отходов размещены с последующим захоронением во 2 квартале 2019 года, т.е. не смог установить конкретное время совершения административного правонарушения, но установив точный период времени совершения незаконных действий, а именно с 01.04.2019 по 30.06.2019 включительно. При этом довод административного органа о совершении обществом длящегося административного правонарушения не соответствует обстоятельствам дела и нормам закона. Согласно оспариваемому постановлению объективная сторона правонарушения выражается в размещении отходов с последующим захоронением, запрещенных к захоронению. В соответствии с вышеуказанным Федеральным Законом, размещение отходов – это хранение и захоронение отходов. В свою очередь захоронение отходов- это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. В свою очередь, из приведенного определения захоронения отходов следует, что данная стадия обращения с отходами является конечной стадией, не предполагающей дальнейшее использование отходов. Таким образом, факт захоронения отходов является законченным действием с момента помещения отходов в тело полигона ТКО, не является длящимся и не может быть прекращено путем восстановления отходов в прежнем состоянии для их дальнейшего использования, т.е. вменяемые обществу действия были окончены не позднее 30.06.2019. Следовательно, срок привлечения общества к административной ответственности истек 30.06.2020. Просил постановление административного органа отменить, дело прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании защитники Рябов М.Ю., Псигина Н.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме. По существуПсигина Н.В. дополнила, что в отчетности была допущена ошибка, доказательств фактического размещения отходов административным органом не представлено.

Допрошенная в судебном заседании старший государственный инспектор Ульяновской области в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям ФИО6 пояснила, что с доводами защитников юридического лица не согласна. ТакРаспоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. С 01.01.2019 пункты 68-109 Перечня вступили в силу. На основании поручения от 28.10.2020, определением от 02.11.2020 было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Контракт плюс» по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, по факту несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Согласно представленному отчету по форме 2-ТП (отходы) за 2019 года из аналитического отдела Межрегионального управления Росприроднадзора юридическим лицом в соответствии с разделом 1 отчета приняты с последующим размещением/захоронением виды отходов, захоронение которых запрещается.Согласно журнала учета движения отходов за 2019 год юридическим лицом отходы, захоронение которых запрещается, размещены с последующим захоронением во втором квартале 2019 года. Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований юридическое лицо с 01.04.2019 осуществляет деятельность по размещению отходов с последующим захоронением, запрещенных к захоронению в соответствии с Перечнем.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав представленные в судебное заседание материалы дела об административном правонарушениисуд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодексавлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2020 №7-ФЗ « Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среду и регулируются законодательством РФ.

В силу п.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязанысоблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Статьей 1 вышеуказанного Федерального закона №89-ФЗ определено, что размещение отходов-хранение и захоронение отходов; хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов- изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В соответствии с п.8 ст.12 вышеуказанного Федерального закона №89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р утвержден перечень видов отходов производства и потребление, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

Исходя из данного законом понятия захоронения отходов, нельзя рассматривать захоронение отходов как длящийся во времени процесс обращения с отходами производства и потребления.

При этом суд учитывает и правовую позицию, указанную в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Захоронение отходов является законченным действием с момента помещения отходов в тело полигона ТКО и тем самым с момента изоляции этих отходов. Материалы дела не содержат доказательств длительного непрекращающегося невыполнения или ненадлежащего выполнения ООО «Контракт плюс» предусмотренных законном обязанностей, исходя из материалов данного конкретного дела и описанного в постановлении вменяемого обществу деяния.

Следовательно, вмененное ООО «Контракт плюс» правонарушение- размещение (захоронение) отходов производства и потребления, захоронение которых запрещено, по своему характеру не является длящимся правонарушением.

Как следует из материалов дела, юридическому лицу фактически вменялось, что согласно представленному отчету по форме 2-ТП (отходы) за 2019 года из аналитического отдела Межрегионального управления Росприроднадзора юридическим лицом в соответствии с разделом 1 отчета приняты с последующим размещением/захоронением виды отходов, захоронение которых запрещается. Согласно журналу учета движения отходов за 2019 год юридическим лицом отходы, захоронение которых запрещается, размещены с последующим захоронением во втором квартале 2019 года. Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований юридическое лицо с 01.04.2019 осуществляет деятельность по размещению отходов с последующим захоронением, запрещенных к захоронению в соответствии с Перечнем.

Тем самым обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушениис последующим привлечением юридического лица по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, имели место во втором квартале 2019 года, т.е. с 01.04.2019 по 30.06.2019.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ составляет один год (при условии, что данное правонарушение не является длящимся) со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения ООО «Контракт плюс» к административной ответственности истек30.06.2020.

В силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, а также п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, оспариваемое постановление подлежит отмене.

С учетом того, что срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областямСанатуллиной Э.И. от 11.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Контракт плюс», отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья Ю.Е. Поладова