ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-119/2021 от 18.01.2021 Ленинскогого районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

18 января 2021 года п. Ленинский

Судья Ленинского районного суда Тульской области Горбатова Т.Е., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Тульский перепел» ФИО3 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды РФ Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 20 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Тульский перепел» ФИО3,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды РФ Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 20 ноября 2020 года должностное лицо - генеральный директор ООО «Тульский перепел» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, генеральный директор ООО «Тульский перепел» ФИО3 обратилась с жалобой в Ленинский районный суд Тульской области, в которой просит постановление отменить, и на основании ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ заменить административное наказание на предупреждение. Указывает на то, что Обществом был произведен платеж в адрес Приокского управления Росприроднадзора, однако при заполнении реквизитов номер счета получателя был указан неверно.

В возражениях на жалобу представитель Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО2 пояснила, что ООО «Тульский перепел» несвоевременно внесло сумму экологического сбора, чем генеральный директор ФИО3 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.41.1 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО3 и его защитник Стародубцева Т.А. доводы жалобы поддержали, пояснили, что экологический сбор был оплачен, однако неверно были указаны реквизиты, умысла на совершение правонарушения не имелось. Просили постановление отменить.

В судебном заседании представитель Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО2 пояснила, что ООО «Тульский перепел» не был оплачен экологический сбор, данные обстоятельства были выявлены во время проверки, спустя значительный период времени после 15 апреля 2020 года. ФИО3 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.41.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.8.41.1 КоАП РФ неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей.

В силу ч.1 ст.34 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе. упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Согласно ч. 8 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, а также порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора устанавливается Правилами взимания экологического сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года №1073 «О порядке взимания экологического сбора».

В соответствии с п. 3 указанных Правил взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор экологического сбора).

Согласно п. 4 указанных Правил плательщиками, являющимися производителями товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации плательщиками на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика.

Согласно п. 6 указанных Правил экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.

Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения должностного лица - генерального директора ООО «Тульский перепел» ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 КоАП РФ, послужило то, что в ходе внеплановой выездной проверки по распоряжению руководителя Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 14.10.2020 года, согласованной с Прокуратурой Тульской области, в период времени с 20.10.2020 года по 03.11.2020 года проведена проверка соблюдения хозяйствующим субъектом требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ООО «Тульский перепел», расположенного по адресу: <адрес> и было установлено, что должностное лицо - генеральный директор ООО «Тульский перепел» ФИО3 допустил нарушение природоохранных требований, установленных законодательством РФ, что выразилось в неуплате в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров за 2019 год, тем самым должностным лицом - генеральным директором ООО «Тульский перепел» ФИО3 были нарушены требованияч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч.2,8 ст.24.5 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.4 Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года №1073 «О порядке взимания экологического сбора».

Признавая должностное лицо - генерального директора ООО «Тульский перепел» ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения должностное лицо исходило из того, что факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора ООО «Тульский перепел» ФИО3 подтверждаются совокупностью доказательств: распоряжением руководителя Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 14.10.2020 года о проведении внеплановой проверки ООО «Тульский перепел» в период времени с 20.10.2020 года по 03.11.2020 года; актом проверки Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 03.11.2020 года, в котором указаны нарушения, допущенные ООО «Тульский перепел» в области охраны окружающей среды, с фототаблицей; предписанием Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 03.11.2020 года об устранении выявленных нарушений, допущенных ООО «Тульский перепел» в области охраны окружающей среды; заявлением о согласовании органом государственного контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица; решением о согласовании проведения внеплановой документарной проверки от 15.10.2020 года, согласно которому проверка согласована с прокуратурой Тульской области; выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на ООО «Тульский перепел»; выпиской из ЕГРЮЛ на ООО «Тульский перепел»; уставом ООО «Тульский перепел»; приказом от 12.07.2018 года о вступлении в должность генерального директора ООО «Тульский перепел» ФИО3; отчетом за 2019 год о выполнении нормативов утилизации и расчет экологического сбора за 2019 год в размере 5574 рубля 56 копеек; квитанцией об уплате экологического сбора за 2019 год 20.03.2020 года; протоколом об административном правонарушении года от 11.11.2020 года, составленным в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Тульский перепел» ФИО3 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела указанные фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами и получившими правильную оценку в постановлении в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела не допущено.

Оценив имеющиеся в деле об административном правонарушении доказательства судья приходит к выводу о том, что должностным лицом действия должностного лица - генерального директора ООО «Тульский перепел» ФИО3 правильно квалифицированы по ст.8.41.1 КоАП РФ, так как он совершил неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Постановление об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ, уполномоченным на его составление должностным лицом и отражает существо правонарушения.

Оснований для отмены постановления не имеется.

Довод ФИО3 о том, что неуплата экологического сбора произошла из-за неверно указанных реквизитов в платежном поручении, является несостоятельным, и не свидетельствует о невиновности во вмененном правонарушении.

Статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Статьей 4.1 того же Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ предусмотрен реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Согласно ч.1 ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из буквального содержания части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий, а именно: внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, за впервые совершенные административные правонарушения, тогда как в рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств не усматривается.

В данном случае угроза причинения вреда окружающей среде заключается в неуплате экологического сбора.

Учитывая изложенное, вне зависимости от принадлежности ООО «Тульский перепел», генеральным директором которого является ФИО3, к субъектам малого предпринимательства, в отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, как на том настаивает заявитель, не допускается.

Административное наказание назначено ФИО3 в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ст.8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды РФ Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 20 ноября 2020 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО «Тульский перепел» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО3 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья