Дело №12-119/2021 Копия
УИД 52RS0010-01-2021-001449-16
РЕШЕНИЕ
г.Балахна 30 августа 2021 года
Судья Балахнинского городского суда Нижегородской области Плеханов В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Балахнинское стекло» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республики Мордовия Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия №06-197/2021 от 12.05.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республики Мордовия Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия №06-197/2021 от 12.05.2021 юридическое лицо – непубличное акционерное общество «Балахнинское стекло» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Балахнинское стекло» обратилось в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление изменить и снизить размер назначенного административного штрафа.
В обосновании своей жалобы ее податель указал, что назначенный штраф в сумме 80 000 руб. является непомерно высоким для юридического лица, несоответствующим тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности. Общество ведет работу по устранению выявленных нарушений и впервые привлекается к административной ответственности. Также общество несет большую финансовую нагрузку: кредитные обязательства составляют 9 500 000 руб. в месяц, лизинговые платежи – 1 800 000 руб. в месяц, имеется задолженность по налогам в размере 10 583 582,18 руб., пени в размере 258 282,77 руб. Полагает, что снижение размера административного штрафа будет соответствовать, как интересам лица, привлеченного к ответственности, так и интересам государства, исходя из того, что факт привлечения лица административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию, тем самым, охраняемое законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита.
В судебном заседании представитель АО «Балахнинское стекло» ФИО2 доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, - государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республики Мордовия Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия ФИО3 в судебном заседании пояснила, что, по ее мнению, АО «Балахнинское стекло» обоснованно привлечено к административной ответственности, вина общества в инкриминируемом правонарушении установлена материалами дела, административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч.2 ст.8.21 КоАП РФ.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Законность постановления по делу подразумевает, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию, а также соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что на основании соответствующего приказа и.о. руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия от 17.03.2021 №0373, в отношении непубличного акционерного общества «Балахнинское стекло» с 01.04.2021 по 28.04.2021 проведена плановая выездная проверка.
Установлено, что деятельность непубличного акционерного общества «Балахнинское стекло» (АО «Балахнинское стекло») связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Производственная деятельность осуществляется на одной производственной площадке, код объекта НВОС 22-0152-001515-П по адресу: <...>, литера А, I категория.
В 2015 году обществом проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух основной площадки, разработан и утвержден проект нормативов предельно-допустимых выбросов. На основании утвержденного проекта получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 17.09.2015 №1385, сроком действия до 10.07.2020. В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» срок действия разрешения продлен до 10.07.2021. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2021 №109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440» срок действия продлен до 10.07.2022.
В настоящее время, обществом ведется работа по разработке нового проекта нормативов ПДВ, в 2020 году проведена инвентаризация, представлен отчет о проведении работ по определению выбросов вредных веществ в атмосферу с целью контроля за соблюдением нормативов ПДВ от источников, утвержден 08.06.2020.
Согласно имеющемуся проекту нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для основной площадки АО «Балахнинское стекло» нормировано 19 наименований загрязняющих веществ 1-4 классов опасности, выбрасываемых 36 источниками, 5 из которых - неорганизованные. Разрешенный валовый выброс 125,46068 т.
В ходе проверки представлен государственный статистический отчет по форме 2-ТП (воздух) за 2020 г. Согласно отчету валовый выброс по объекту 22-0152-001515-П превышает разрешенный валовый выброс на 23.39232 т и составил 148,853 т, в том числе:
- твердых – 63,978 т;
- газообразных и жидких – 84,875 т, из них:
- диоксид серы – 1,193 т,
- оксид углерода – 34,032 т,
- оксид азота в пересчете на NO2 – 40,407 т,
- углеводороды без ЛОС – 0 т,
- летучие органические соединения (ЛОС) – 5,775 т,
- прочие газообразные и жидкие – 3,468 т.
Кроме того, превышение нормативов ПДВ подтверждается Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, а именно, зафиксированы валовые превышения по следующим веществам: керосин в 2,1 раза, бензин в 2,1 раза, углерод оксид в 1,2 раза, сера диоксид в 1,9 раз, углерод (сажа) в 10,8 раз, азот оксид в 2,2 раза, азота диоксид в 1,4 раза.
Обществом также в установленный законом срок представлен Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте АО «Балахнинское стекло» 22-0152-001515-П в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия. При анализе Отчета, а именно таблицы 2.2. «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», установлено превышение нормативов предельно-допустимых выбросов. Сравнительный анализ приведен в таблице:
№ п/п | номер источника выбросов | наименование загрязняющего вещества | норматив ПДВ,г/с | фактический выброс согласно отчету, г/с | превышение норматива в раз |
азота диоксид | |||||
азота оксид | |||||
углерода оксид | |||||
азота оксид | |||||
сажа | |||||
серы диоксид | |||||
керосин | |||||
азота диоксид | |||||
азота оксид | |||||
углерода оксид | |||||
азота диоксид | |||||
азота оксид | |||||
азота диоксид | |||||
азота оксид | |||||
углерода оксид | |||||
азота диоксид | |||||
азота оксид | |||||
сажа | |||||
серы диоксид | |||||
углерода оксид | |||||
керосин | |||||
азота диоксид | |||||
азота оксид | |||||
углерода оксид |
* - указанный норматив соответствует нормативу ПДВ разрешения на выброс (приложение № 3).
В соответствии с п.2 приложения №2 к разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 17.09.2015 № 1385, условием действия разрешения является: соблюдение нормативов предельно допустимых и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должно обеспечиваться на каждом источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых выбросов конкретным источникам.
Согласно Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ:
Статья 12. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух:
1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:
- предельно допустимые выбросы;
- предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- технологические нормативы выбросов;
- технические нормативы выбросов.
2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
4. При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ при отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ установлено, что при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
Часть 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ обязывает юридических лиц, имеющих стационарные источники соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Согласно ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ:
1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;
технологические нормативы;
технические нормативы;
нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
2. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ:
1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ одним из основных принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, АО «Балахнинское стекло» осуществляет производственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха, а именно общество не соблюдает условия специального разрешения на объекте АО «Балахнинское стекло» 22-0152-001515-П, тем самым нарушены: ст. 12, ч. 3 ст. 14, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ; ст. 21, ст. 22, ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Приведенные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно: актом проверки от 28.04.2021 №76-П, протоколом об административном правонарушении от 30.04.2021 №06-197/2021, иными материалами дела. Оснований сомневаться в допустимости и достоверности указанных доказательств у суда не имеется.
Принимая во внимание выявленные нарушения, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях непубличного акционерного общества «Балахнинское стекло» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая, что минимальный размер административного штрафа для юридических лиц, согласно санкции ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, составляет восемьдесят тысяч рублей, в опровержении доводам жалобы, положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в данном случае применены быть не могут.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, по делу не установлено, в связи с чем, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республики Мордовия Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия №06-197/2021 от 12.05.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное в отношении непубличного акционерного общества «Балахнинское стекло», оставить без изменения, а жалобу АО «Балахнинское стекло» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья подпись В.А. Плеханов
Подлинник решения находится в материалах дела №12-119/2021 в Балахнинском городском суде Нижегородской области.
Копия верна.
Судья В.А. Плеханов