Мировой судья Симкин А.С. КОПИЯ
Адм. дело № 12-119/2022
Р Е Ш Е Н И Е
04 мая 2022 года город Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Бендовская Е.В.,
при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.В.,
с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Яковлевой А.А.,
защитника Кардашиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пермского районного суда Пермского края жалобу директора МКУ «ЦБУ Пермского муниципального района» Батраковой Веры Владимировны на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Пермского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ «ЦБУ Пермского муниципального района» Батраковой В.В.,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Пермского судебного района Пермского края от 24.12.2021 Батракова В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Батракова В.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, поскольку МКУ «ЦБУ Пермского муниципального района» не является главным распорядителем бюджетных средств, соответственно, она не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Батракова В.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Защитник Кардашина Е.В. в суде доводы жалобы поддержала, просила постановление мирового судьи отменить.
В судебном заседании прокурор Яковлева А.А. просила оставить обжалуемое постановление без изменения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи и ст. 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)).
В силу ч. 4 ст. 41 БК РФ к безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст.139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования городской среды в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в составе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным услугам граждан Российской Федерации" (далее - Правила № 1710).
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1331-П утверждена Государственная программа Пермского края «Градостроительная и жилищная политика, создание условий для комфортной городской среды», в составе которой утверждена подпрограмма «Формирование комфортной городской среды», в рамках которой установлены объемы финансирования и осуществление мероприятия – «Поддержка муниципальных программ формирования современной городской среды», утвержден перечень территорий, нуждающихся в благоустройстве, в том числе на территории Пермского муниципального района: территория у дома культуры (парк), <адрес>; парк, <адрес>; парк культуры и отдыха <адрес> с границами по <адрес> детская площадка в <адрес>, между домами № Лобановского сельского поселения; старый сквер, <адрес>; <адрес>; спортивная площадка <адрес>, расположенная в границах Усть-Качкинского сельского поселения; сквер у дома культуры, <адрес>.
В соответствии с п. 1(1) Правил формирования, предоставления, распределения субсидий и предоставления, распределение иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2013 № 962-П (далее – Порядок № 962-П), условия предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов (далее - межбюджетные трансферты), критерии отбора муниципальных образований Пермского края для предоставления межбюджетных трансфертов и их распределения между муниципальными образованиями Пермского края устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Согласно п. 1.1 Порядка предоставления, распределения и расходования субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, в том числе в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 20.03.2018 № 136-П (далее – Порядок предоставления, распределения и расходования субсидий № 136-П), действовавшего до издания постановления Правительства Пермского края от 30.04.2020 № 270-П, указанный Порядок определяет цель, условия, правила предоставления, распределения и расходования субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края - городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов Пермского края (далее-муниципальные образования) на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, в том числе в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (далее - субсидии), условия возврата субсидий, а также порядок предоставления отчетности об использовании субсидий и осуществления контроля за расходованием субсидий.
В силу п. 1.2 Порядка предоставления, распределения и расходования субсидий № 136-П получателями субсидии по расходам в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» являются административный центр Пермского края (Пермский городской округ), городские округа, муниципальные округа, муниципальные районы, с органом местного самоуправления которых органы местного самоуправления городского (сельского) поселения Пермского края, имеющие в составе населенные пункты с численностью населения свыше 1 тысячи человек, заключили соглашения о передаче средств и полномочий по вопросам организации благоустройства территорий поселения в части реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Субсидии предоставляются муниципальным образованиям при соблюдении следующих условий, в том числе, наличие утвержденных муниципальным правовым актом муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018-2022 г.г., сформированных в соответствии с требованиями п. 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющихся приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (п. 2.1 Порядка предоставления, распределения и расходования субсидий №136-П).
Постановлением Правительства Пермского края от 10.06.2020 № 413-п «О внесении изменений в распределении субсидий, передаваемых в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов бюджетам муниципальных образований на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды (расходы, не софинансируемые из федерального бюджета) и на реализацию программ формирования современной городской среды в рамках федерального бюджета) и на реализацию программ формирования современной городской среды в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» Пермскому муниципальному району утверждены субсидии: на 2020 года в размере 40 022,682 рублей; на 2021 год – 41 106,9 рублей; на 2022 год – 42 170,6 рублей.
Постановлением администрации Пермского муниципального района от 29.10.2015 № 1378 утверждена муниципальная программа «Развитие дорожного хозяйства и благоустройство Пермского муниципального района на 2016 - 2020 годы», ответственным исполнителем муниципальной программы является МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района».
Установлено, что администрация Пермского муниципального района письмом от 02.12.2019 направило в Министерство ЖКХ заявку на предоставление субсидии из бюджета Пермского края, согласно которой потребность на реализацию мероприятий по благоустройству 10 общественных территорий в 9 сельских поселениях Пермского муниципального района составляет 44 469,7 тыс. руб., в том числе за счет средств местного бюджета - 4 447 тыс. руб.
Муниципальные программы формирования современной городской среды на 2018-2022 г.г. утверждены постановлениями глав администраций сельских поселений. Правила содержания и благоустройства территорий муниципальных образований утверждены решениями Советов депутатов сельских поселений (Лобановским, Усть-Качкинским, Платошинским, Сылвенским, Култаевским, Гамовским, Бершетским, Фроловским, Юговским).
На основании Соглашений о передаче полномочий от 03.12.2019 № № 45 - 53 (далее - Соглашения) полномочия по решению вопросов местного значения по организации благоустройства территории поселения в части реализации программы «Формирование комфортной городской среды» органами местного самоуправления поселений Пермского района переданы органу местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с условиями Соглашений перечисление денежных средств бюджета поселения в бюджет муниципального района должно было быть произведено в срок до 10.07.2020, однако денежные средства были перечислены сельскими поселениями с нарушением установленного срока и в большем размере, чем предусмотрен Соглашениями о передаче полномочий (вместо 4 447 тыс. руб. 4790,5 тыс. руб.).
Так, денежные средства перечислены из бюджета: Усть-Качкинского сельского поселения 23 и 24 июля 2020 года, Култаевского сельского поселения – 31 августа и 21 сентября 2020 года, Лобановского сельского поселения – 24 июля 2020 года.
Из материалов дела следует, что обязанность по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и составлению отчетности в части исполнения бюджета поселений с 2019 года возложена на Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета Пермского муниципального района» (далее – МКУ «ЦБУ ПМР»). Таким образом, администрации сельских поселений в связи с передачей полномочий МКУ «ЦБУ ПМР» не ведут самостоятельного бухгалтерского учета и не осуществляют банковские операции.
Из текста Соглашений, заключенных органами местного самоуправления поселений Пермского района с органом местного самоуправления Пермского муниципального района, следует, что обязанность по своевременному перечислению межбюджетных траснсфертов возлагается на МКУ «ЦБУ ПМР».
Указанное явилось основанием для возбуждения ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Пермского района Пермского края в отношении директора МКУ «ЦБУ Пермского муниципального района» Батраковой В.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом директором МКУ «ЦБУ Пермского муниципального района» Батраковой В.В. административного правонарушения и ее виновность подтверждаются исследованными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ; Уставом МКУ «Центр бухгалтерского учета ПМР»; отчетом Контрольно-счетной палаты Пермского края о результатах контрольного мероприятия № от ДД.ММ.ГГГГ; письмами администраций Усть-Качкинского сельского поселения, Култаевского сельского поселения, Лобановского сельского поселения; соглашениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №№, 34, 36, от ДД.ММ.ГГГГ; платежными поручениями №№, 476 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №№, 1185, 799 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; письмами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; представлением об устранении нарушений бюджетного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, письмом МКУ «Центр бухгалтерского учета ПМР» на указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ; другими материалами дела.
Указанные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и в своей совокупности достаточными для признания директора МКУ «ЦБУ Пермского муниципального района» Батраковой В.В. виновной в совершении административного правонарушения.
Таким образом, действия Батраковой В.В., допустившей перечисление из бюджетов сельских поселений в бюджет Пермского муниципального района средств на софинансирование функций по исполнению части полномочий в соответствии с условиями Соглашений о передаче полномочий от ДД.ММ.ГГГГ с нарушением установленного срока, правильно квалифицированы мировым судьей по ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Выявленные нарушения порядка предоставления межбюджетных трансфертов свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей Батраковой В.В., являющейся начальником МКУ «ЦБУ ПМР» и в силу положений Устава учреждения несущей персональную ответственность за неисполнение обязанностей учреждения.
Вывод о виновности Батраковой В.В. надлежащим образом мотивирован в оспариваемом постановлении, а ее доводы о том, что она не является субъектом вменяемого административного правонарушения, обоснованно отклонены мировым судьей как несостоятельные.
Дело рассмотрено мировым судьей в соответствии с требованиями КоАП РФ, юридически значимые обстоятельства установлены с необходимой полнотой на основании исследованных доказательств, подробный анализ которых приведен в постановлении.
Постановление вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание Батраковой В.В. назначено мировым судьей в пределах санкции ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств и данных о ее личности, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, является справедливым, соразмерным содеянному.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка № 5 Пермского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, оснований для его изменения либо отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 5 Пермского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ «ЦБУ Пермского муниципального района» Батраковой В.В., оставить без изменения, жалобу Батраковой В.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья Е.В.Бендовская
Подлинный документ подшит в деле
об административном правонарушении № 5-1721/2021
мирового судьи судебного участка № 5
Пермского судебного района Пермского края
УИД 59МS0146-01-2021-010882-07