ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-119/2022 от 06.09.2022 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 12 - 119/2022

Р Е Ш Е Н И Е

город Липецк 6 сентября 2022 года

Судья Октябрьского районного суда города Липецка Хуторная А.А., рассмотрев жалобу Юшковой Надежды Владимировны на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Октябрьского судебного района г. Липецка от 1 августа 2022 года по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в отношении ведущего инженера производственно - технического отдела ООО «УК «16 микрорайон» Юшковой Надежды Владимировны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Октябрьского судебного района г. Липецка от 1 августа 2022 года Юшкова Н.В. была признана виновной в совершении правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Юшкова Н.В. обратилась на указанное постановление с жалобой, в которой выражает несогласие с постановлением мирового судьи, считает, что оно вынесено без учета всех обстоятельств по делу, что у должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении, не имелось полномочий на это, указывает, что работы по установке автоматизированных информационно - измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных слуг, установке коллективных приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, являются работами капитального характер, и такая обязанность не лежит на лице, привлекаемом к административной ответственности.

В судебное заседание Юшкова Н.В. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, её защитник по доверенности Бондаренко Ю.А. жалобу поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные выше. Просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

Согласно пп. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», следует, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Ч. 2 ст. 162 ЖК РФ предусматривает, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пп. «а», «б», «г», «д» п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно пп. «к» п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") общими работами, выполняемыми для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, являются: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.).

Ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу положений пп. «а» п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях осуществления расчетов между организациями и потребителями тепловой энергии.

П. 73 названных Правил установлено, что перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.

В ходе рассмотрения дела мировым судьёй было правильно установлено, что мировым судьей установлено, что ООО УК «16 микрорайон» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами по адресу: г. Липецк, ул. Юных Натуралистов, д.11.

19.11.2021 года собственник жилого помещения, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Юных Натуралистов, д. 11, обратился в ГЖИ с просьбой провести проверку в отношении ООО УК «16 микрорайон», поскольку управляющая организация не принимает мер по осуществлению надлежащего технического состояния узла учета тепловой энергии, теплоносителя, установленного в названном многоквартирном доме.

С целью проверки фактов, изложенных в обращении, 19.11.2021 года заместителем руководителя ГЖИ вынесено распоряжение о проведении проверки № 10087 в отношении ООО УК «16 микрорайон». О проведении проверки ООО УК «16 микрорайон» уведомлено надлежащим образом.

В период с 30.11.2021 года по 23.12.2021 года ведущим консультантом отдела контроля за расчетом платы за жилое помещение и коммунальные услуги была проведена проверка, в ходе которой установлено, что расходометр, входящий в состав узла учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения, установленного по адресу: г. Липецк, ул. Юных Натуралистов, д. 11, не исправен. По информации ООО УК «16 микрорайон» узел учета не подлежит ремонту.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 23.12.2021 года № 9529, копия которого имеется в материалах дела.

Из материалов дела следует также, что с 09.01.2019 года ведущим инженером ПТО ООО УК «16 микрорайон», в обязанности которого в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление контроля за своевременным обеспечением исправного состояния общедомовых приборов коммерческого учета энергоносителей и воды, в том числе и своевременным их сдачу в эксплуатацию, является Юшкова Н.В.

С учетом вышеизложенного, поскольку коллективные (общедомовые) приборы учета входят в состав общего имущества многоквартирного дома, то невыполнение требований по надлежащей эксплуатации ОДПУ, мировой судья правильно квалифицировал в качестве осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные доказательства, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что в бездействии Юшковой Н.В. имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, поскольку должностными лицами Госжилинспекции ЛО выявлены и подтверждены документально нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, что является нарушением лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами применительно к пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014г. № 1110.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом мирового судьи, поскольку он в полной мере подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 21.02.2022 года № 130; предписанием от 23.12.2021 года № 5904, договором управления МКД от 17.12.2020 года с приложением, копии которых имеются в деле, а также иными.

Доводы жалобы являлись предметом оценки при рассмотрении мировым судьёй дела об административном правонарушении, всем им была дана надлежащая правовая оценка, в результате которой они были отвергнуты как необоснованные.

Так, довод жалобы о том, что замена ОДПУ относится к работам по капитальному ремонту дома, мировой судья признал несостоятельным.

Ч. 1 ст. 166 ЖК РФ установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

Постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2013 N 528 утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области.

Согласно п. 11 раздела V названного Постановления установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды) входила в Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым администрации Липецкой области.

Вместе с тем Постановлением администрации Липецкой области от 07.12.2020 N 659 "О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 28 ноября 2013 года N 528 "Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области" данная обязанность по установке ОДПУ исключена из Перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Постановление вступило в силу 09.12.2020 года.

Кроме того, работы по замене общедомового прибора учета не являются работами по его первичной установке и не могут быть возложены на ресурсоснабжающую организацию. В силу того, что собственники многоквартирного дома заключили договор с управляющей компанией на проведение всех текущих и неотложных работ по организации нормального функционирования инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг, то организация замены приборов учета, не подлежащих ремонту, лежит на управляющей компании. Данный вывод следует из системного толкования вышеперечисленных нормативных актов, а также из судебной практики, например, определений Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2018г. №304-КП 8-17397 и от 25.02.2019г. №304-ЭС 19-477.

Верховный Суд, в частности, указал, что расходы на эксплуатацию общедомового прибора учета должны учитываться при установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества. Соответственно, размер платы за содержание общего имущества должен определяться с учетом затрат по обеспечению постоянной готовности и технически исправного состояния общедомовых приборов учета, в том числе с возможностью их выхода из строя вследствие нормального износа, а также по независящим от собственников помещений техническим причинам.

Из пояснений защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует, что срок эксплуатации установленного в 2007 году прибора учета составляет 12 лет, то есть срок его эксплуатации мог истечь как минимум к 2019 году, ЗАО «Взлет» заблаговременно известило клиентов о прекращении приема в ремонт устаревшего оборудования еще в декабре 2014 года. Таким образом, меры по диагностировке и замене данного оборудования могли быть приняты заблаговременно, не стали бы такими обременительными и не привели к нарушению прав собственников на надлежащее начисление оплаты за коммунальные ресурсы.

Доводы о том, что работы по замене ОДПУ тепловой энергии трудоемки, финансово затратны (требуется проект, время и крупные материальные вложения) мировой судья нашел убедительными, однако учел при этом то обстоятельство, что со времени обнаружения неработоспособности ОДПУ управляющей компанией не предпринято надлежащих мер к замене прибора учета. Однократное размещение 02.11.2021г. объявлений на входных группах подъездов жилого дома с предложением собрать по данному вопросу общее собрание собственников мировой судья обоснованно таковыми не признал.

Также был обоснованно отвергнут и довод защитника Болотова А.В. о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении нормативно - правового акта по вопросу установления перечня должностных лиц ГЖИ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, не имелось, поскольку он основан на неверном толковании норм права. Перечень лиц, осуществляющих лицензионный контроль и имеющих право на применение мер по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, на момент проведения проверки (23.12.2021 года) и составления протокола об административном правонарушении (21.02.2022 года) был установлен Постановлением администрации Липецкой области от 23.05.2019 N 259 "Об утверждении Порядка организации и осуществления лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами на территории Липецкой области" (утратило силу с 01.03.2022 года), а также Приказом Государственной жилищной инспекции Липецкой обл. от 22.12.2014 N 129 "Об утверждении административного регламента осуществления лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами на территории Липецкой области" (окончание действия - 27.04.2022 года).

Таким образом, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что ведущим инженером ПТО ООО УК «16 микрорайон» Юшковой Н.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.1.3 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

При назначении административного наказания мировой учел все обстоятельства, которые должен бы учесть при вынесении постановления, а именно: характер совершенного Юшковой Н.В. административного правонарушения, данные о ее личности, имущественном и семейном положении, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, мировой судья признал большую должностную нагрузку, наличие на иждивении малолетнего ребенка.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, мировой судья правильно признал повторное совершение Юшковой Н.В. однородного административного правонарушения.

Наказание за совершенное правонарушение назначено правильно, в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Срок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Процессуальных нарушений, способных повлечь отмену постановления, мировым судьёй допущено не было.

Законных оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1, 30.3 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 9 Октябрьского судебного района г. Липецка от 1 августа 2022 года по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в отношении Юшковой Надежды Владимировны оставить без изменения, а жалобу Юшковой Надежды Владимировны - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу немедленно, но может быть обжаловано в Первый кассационный суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ.

Судья (подпись) А.А. Хуторная