ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-119/2022 от 17.08.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Валеев Д.Д. УИД 52RS0011-01-2022-000990-95

Дело № 12-119/2022

Дело № 77-1436/2022

РЕШЕНИЕ

17 августа 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Бубновой К.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Шевелевой Елены Анатольевны на решение судьи Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 23 июня 2022 года, вынесенное в отношении заявительницы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 14 апреля 2022 года № .... Шевелева Е.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Шевелева Е.А., не согласившись с постановлением, обратилась с жалобой на него в Богородский городской суд Нижегородской области, судья которого определением от 5 мая 2022 года направил жалобу для рассмотрения по подсудности в Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан.

Решением судьи Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 23 июня 2022 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Шевелева Е.А., продолжая настаивать на своей невиновности, просит состоявшиеся акты отменить и производство по делу прекратить.

Жалоба подлежит отклонению.

В силу части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 257-ФЗ) движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Согласно статье 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Вместе с тем, законодатель в части 2 настоящей статьи закрепил исключение из приведенной презумпции. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Из материалов дела усматривается, что 7 апреля 2022 года в 09:04:25 часов работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством – аппаратно-программным комплексом «АвтоУраган-ВСМ2» (идентификатор 1604157), прошедшем метрологическую поверку, было зафиксировано, что на 772 километре + 509 метров автомобильной дороги общего пользования федерального значения М7 «Волга» водитель транспортного средства «» с государственным регистрационным номером .... RUS, принадлежащего Шевелевой Е.А. и имеющего максимальную массу свыше 12 тонн, в нарушение требований статьи 31.1 Закона № 257-ФЗ двигался по автомобильной дороге общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено на основании приведенных данных в порядке, предусмотренном статьей 28.6 КоАП РФ, и содержит фотоматериал, полученный с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства АвтоУраган-ВСМ2, идентификатор 1604157, свидетельство о поверке 02-035-20, со сроком действия поверки до 22 июля 2022 года.

Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, его форма и содержание полностью соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление о привлечении Шевелевой Е.А. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ.

Судья районного суда, оставляя обжалуемое постановление в силе, полагал обоснованным привлечение собственника указанного транспортного средства, коим является Шевелева Е.А., к административной ответственности.

С таким выводом судьи нижестоящей инстанции следует согласиться.

Порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, включая сроки внесения такой платы, возможность отсрочки ее внесения российскими перевозчиками, собственниками (владельцами) транспортных средств, оборудованных предназначенными для взимания платы бортовыми устройствами или сторонними бортовыми устройствами, а также требования к таким бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам урегулированы Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504 (далее по тексту – Правила).

В силу пункта 3 Правил взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы.

Пункт 4 гласит, что оператор, под которым понимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, на которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке возложены полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы, осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее – реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств.

Реестр ведется оператором в электронном виде.

Регистрация транспортных средств и их собственников (владельцев) в реестре осуществляется в соответствии с пунктами 38-55 настоящих Правил на безвозмездной основе в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения оператором заявления собственника (владельца) транспортного средства о такой регистрации.

Собственник (владелец) транспортного средства при необходимости указывает в заявлении о регистрации в реестре о намерении использовать бортовое устройство или стороннее бортовое устройство для внесения платы (пункт 5 Правил).

Из ответа руководителя Центра контроля нарушений ООО «РТИТС» усматривается, что транспортное средство « с государственным регистрационным номером .... в Реестре системы взимания платы «Платон» не зарегистрировано. Бортовое устройство или стороннее бортовое устройство за данным транспортным средством не закреплено. На момент фиксации проезда плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения за указанное транспортное средство, не была внесена.

Доводы жалобы о том, что ООО «РТ-Инвест» не является государственным органом, не представлены сведения о взаимодействии указанной организации с МВД Российской Федерации и «Росавтодором», чем нарушаются положения Федерального закона «О персональных данных», не принимается судом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 1662-р Росавтодору поручено заключить концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с Обществом с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Размер платы в счет возмещения вреда и порядок ее взимания согласно пункту 8 статьи 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства от 14 июня 2013 года № 504 утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, согласно которому полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы возлагаются на оператора (индивидуального предпринимателя или юридическое лицо), который в этих целях осуществляет, в частности, регистрацию транспортных средств в системе взимания платы, перечисляет внесенные собственником (владельцем) транспортного средства в качестве платы денежные средства в доход федерального бюджета, предоставляет на безвозмездной основе бортовое устройство, ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, предоставляет ему необходимую информацию (пункты 2, 5 и 6).

Наделение оператора правом взимания платы, согласно предписаниям пунктов 6 и 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504, не предполагает наличие у него каких-либо возможностей распоряжаться внесенными плательщиками денежными средствами, кроме как перечислять их в полном объеме в федеральный бюджет, а также - в установленных нормативными актами случаях - возвращать плательщику, и, соответственно, не допускается использование оператором этих денежных средств для иных целей, что согласуется с конституционно-правовой характеристикой данной платы как обязательного неналогового платежа в бюджет.

Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», распоряжением Правительства Российской Федерации 29 августа 2014 г. N 1662-р «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», которое и содержит основные условия концессионного соглашения, ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» осуществляет функции оператора Системы «Платон» и обеспечивает ее полный цикл: проектирование, создание и запуск, эксплуатацию и модернизацию.

Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации» на Ространснадзор возложены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях по ст. 12.21.3 КоАП РФ, выявленных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, видеозаписи.

Между Ространснадзором, Росавтодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» заключено соглашение о взаимодействии от 21 июля 2016 года № 7.2.13-95, которым, в том числе, определен состав и порядок обмена информацией, передаваемой при осуществлении взаимодействия между Ространснадзором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» в электронном виде в целях обеспечения функционирования Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений по статье 12.21.3 КоАП РФ.

Приказом Ространснадзора № ВБ-1221фс от 24 декабря 2019 года утверждено Положение о Центральном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Согласно пункту 1 данного Положения Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории города Москвы, Московской области, Тверской области и Тульской области.

Согласно пункту 6.5.17 Положения, утвержденного Приказом Ространснадзора от 24 декабря 2019 года № ВБ-1221фс, Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, включая фиксацию административных правонарушений в области соблюдения обязанности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами путем использования, в установленном порядке работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото - и киносъемки, видеозаписи или средств фото - и киносъемки, видеозаписи и входящих в систему фотовидеофиксации административных правонарушений в области соблюдения обязанности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами на всей территории Российской Федерации.

С учетом наличия данных полномочий, должностные лица Центрального МУГАДН вправе привлекать к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.21.3 КоАП РФ.

Утверждение Шевелевой Е.А. об отсутствии у нее права управления указанным в постановлении транспортным средством, суд не принимает в качестве доказательства невиновности, поскольку субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ является собственник (владелец), а не водитель транспортного средства.

Суждение автора жалобы о том, что транспортное средство на момент фиксации его передвижения по дороге общего пользования федерального значения, было передано в аренду Григорьеву О.В., не может быть принято за основу, поскольку Шевелевой Е.А. не представлены доказательства оплаты арендатором временного пользования переданным в аренду транспортным средством.

Договор аренды транспортного средства № 1 от 1 января 2021 года, акт приема-передачи транспортного средств к договору аренды транспортного средства от 1 января 2021 года, страховой полис ОСАГО не являются достаточными доказательствами, подтверждающими факт владения транспортным средством в момент фиксации правонарушения иным лицом и не подтверждают реального исполнения договора аренды и свидетельствуют в пользу того, что сделка стороны заключена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

Подлежат отклонению доводы жалобы о том, что комплекс аппаратно-программный "АвтоУраган-ВСМ2" предназначен для измерения скорости движения транспортных средств, а не для выявления движения транспортного средства без внесения платы.

Из руководства по эксплуатации комплекса аппаратно-программного «АвтоУраган-ВСМ2» следует, что комплекс является специальным техническим средством, работающим в непрерывном круглосуточном автоматическом режиме и имеющим функции фото- и видеозаписи, предназначенным для обеспечения контроля за дорожным движением, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.

Данное специальное техническое устройство допущено к применению на территории Российской Федерации, свидетельство о поверке № 02-035-20, поверка действительна до 22 июля 2022 года. Сведения о том, что в момент фиксации правонарушения устройство являлось неисправным, работало не в автоматическом режиме, отсутствуют.

Приведенные доводы были предметом рассмотрения судьи районного суда, получили надлежащую правовую оценку, несогласие с ней автора жалоба, не является основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

Процессуальных нарушений, которые не позволили рассмотреть дело полно и объективно, не допущено.

Оснований для отмены или изменения вынесенных по делу постановлений не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 23 июня 2022 года, вынесенное в отношении Шевелевой Елены Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Шевелевой Е.А. - без удовлетворения.

Судья:

Определение19.08.2022