Административное дело №12-11/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г.Рязань 12 апреля 2017 года
Судья Рязанского районного суда Рязанской области Петрова Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Савочкиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО5 на постановление №111 старшего государственного инспектора Рязанской области в области охраны окружающей среды, начальника отдела регионального экологического надзора министерства природопользования и экологии Рязанской области ФИО1 от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела регионального экологического надзора министерства природопользования и экологии Рязанской области ФИО1 от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что ФИО5, являясь должностным лицом – генеральный директором ООО «<данные изъяты>», не обеспечил соблюдение в полном объеме действующего законодательства в сфере недропользования – п.10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах», которым установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами, за что ФИО5 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
ФИО5 обратился в Рязанский районный суд Рязанской области с жалобой на постановление начальника отдела регионального экологического надзора министерства природопользования и экологии Рязанской области ФИО1, мотивируя тем, что ООО «<данные изъяты>» выдана лицензия РЯЗ 90060 на право пользования недрами местного значения в Рязанском районе Рязанской области в руслу р.Оки 695,7-698,0 км. судового хода. Разделом 3 условий недропользования, являющихся неотъемлемой частью лицензии, установлены обязательства недропользователя. П. 11.3 условий лицензии установлен перечень условий, при которых разрешена промышленная добыча песка, к которым относится: утверждение запасов полезных ископаемых; согласование и утверждение проектных документов на разработку; план (схема) развития горных работ; документы о предоставлении и регистрации горного отвода в уточненных границах. В оспариваемом же постановлении указаны нарушения условий недропользования, установленных лицензией: а именно п.3.1, п. 3.2, п.3.3, п.4.1 условий лицензии. Вышеуказанные обстоятельства не соответствуют действительности. Таким образом, все условия, указанные п.11.3 условий, необходимые для промышленной добыче песка, ООО «<данные изъяты>» выполнены, а потому в действиях ФИО5 отсутствует нарушение условий недропользования, установленные лицензией РЯЗ 90060 ТЭ. Кроме того, в оспариваемом постановлении указан факт производства добычных работ, который установлен в ходе рейдового осмотра участков недр местного значения, проведенного 01 ноября 2016 года, в ходе которого установлено, что земснаряд установлен в границах лицензионного участка приблизительно в 100м. от устья Борковского затона верх по течению р.Оки приблизительно в 10м. от левого берега. Также указаны приблизительные координаты с использованием карты сети интернет. При проведении осмотра и замеров представитель ООО «<данные изъяты>» не присутствовал. Считает, что факт добычи песка на месторождении «<данные изъяты>» административным органом не доказан.
Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО5 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление, о получении им судебной повестки.
Начальник отдела регионального экологического надзора министерства природопользования и экологии Рязанской области ФИО1 о месте и времени рассмотрения жалобы извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил жалобу ФИО5 рассмотреть в его отсутствие.
Проверив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что жалоба ФИО5 удовлетворению, а постановление отмене не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно положениям ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела установлению подлежит наличие события административного правонарушения, а соответственно, время и место его совершения.
Обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, предусмотрена п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона "О недрах" и конкретизирована условиями лицензионного соглашения.
Пользование недрами осуществляется на основании лицензии в соответствии с условиями пользования, изложенными в приложениях к лицензии, а также на основании технических проектов.
Согласно ст. 22 Закона РФ "О недрах", пользователь недр обязан соблюдать требования технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.
Статьей 2.4. КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Федеральный закон Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 г. "О недрах", определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивая защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр, устанавливает разрешительный режим пользования недрами: согласно части первой его статьи 11 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу статьи 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Как усматривается из материалов дела, 01 ноября 2016 года в рамках планового (рейдового) задания начальник отдела регионального экологического надзора Министерства, старший государственный инспектор Рязанской области в области охраны окружающей среды ФИО1 и главный специалист отдела регионального экологического надзора Министерства, государственный инспектор Рязанской области в области охраны окружающей среды ФИО2 провели осмотр территории участка недр местного значения «Рязанский» в русле реки Оки 695,7 - 698 км судового хода Рязанского района Рязанской области. Основанием планового (рейдового) задания послужили: протокольное поручение Губернатора Рязанской области ФИО3 от 09 августа 2013 года № ПП-28, данное на заседании Правительства Рязанской области и оперативном совещании от 06 августа 2013 года; обращение ФИО4 от 25 октября 2016 года входящий № 9/ОГ-559; приказ Министерства от 01 ноября 2016 года № 379 о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования.
В ходе планового (рейдового) осмотра инспекторами был составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 01 ноября 2016 года № 20-16-Кам. Из акта следует, что в результате проведенного осмотра был обнаружен факт ведения работ по добыче песков строительных гидромеханизированным способом - использовался земснаряд «Портовый-17». Земснаряд находился в рабочем состоянии и производил намыв песка на пришвартованную к нему баржу, что подтверждает приложенная к акту фототаблица.
Земснаряд был установлен приблизительно в 100 метрах от устья Борковского затона вверх по течению реки Оки приблизительно в 100 метрах от левого берега. Указанная территория находится в границах участка недр местного значения «<данные изъяты>», правом пользования которым обладает ООО «<данные изъяты>» согласно выданной лицензии.
Разведанное полезное ископаемое на участке недр местного значения «<данные изъяты>» - пески строительные. На указанный участок оформлена и выдана ООО «<данные изъяты>» лицензия РЯЗ 90060 ТЭ от 14 октября 2016 года на право пользования недрами в соответствии с действующим законодательством.
Технический проект разработки месторождения согласован решением Министерства от 28 октября 2016 года № 216. Сведения о наличии горного отвода в уточненных границах, необходимого для ведения работ на указанном участке недр, в Минприроды Рязанской области отсутствуют, что является нарушением требований Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», условий лицензии РЯЗ 90060 ТЭ от 14 октября 2016 года. Также в Министерстве отсутствуют сведения о предоставлении ООО «<данные изъяты>» водного объекта в пользование для добычи полезных ископаемых (в нарушение требований ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ).
Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Пп. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией. Из этого следует, что должностное лицо обязано соблюдать и выполнять условия пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии РЯЗ 90060 ТЭ от 14.10.2016 г.
Так, при получении лицензии ООО «<данные изъяты>» не только было ознакомлено с условиями пользования недрами, но и согласилось их исполнять без каких-либо оговорок, что подтверждается подписью генерального директора ФИО5.
В пункте 3.1. условий пользования недрами прямо предусмотрена обязанность недропользователя при пользовании участком недр соблюдать требования федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов. В том числе и требования ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», согласно которой водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с водным законодательством и настоящим Законом. Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (п. 6 ч. 2 ст. 11 Водного Кодекса РФ).
Из пункта 3.2. условий пользования недрами следует, что по объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан обеспечить оформление в Министерстве, до начала добычных работ, документа, удостоверяющего уточненные границы горного отвода. Сама по себе подача заявления не является основанием для возможности осуществления добычных работ без получения оформленных документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода. Подача заявления - лишь начало прохождения процедуры оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода. Поэтому довод должностного лица о том, что оно направило в адрес Министерства заявление об утверждении горного отвода в уточненных границах и тем самым были соблюдены требования условий пользования недрами, является необоснованным и не имеющим каких-либо правовых оснований. В отсутствие уточненных границ горного отвода недропользователь не имел никакого права производить работы по добыче, нарушая п. 3.3. условий пользования недрами, нарушая требования ст. 7 Закона «О недрах». Согласно нормам Закона «О недрах» (в том числе положениям ст. 7) и иных нормативно-правовых актов в сфере недропользования, алгоритм действий недропользователя выглядит следующим образом: получение лицензии на пользование недрами - разработка технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, и его согласование-подготовка и оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода - соблюдение иных условий пользования недрами (приложение к лицензии) - начало добычных работ.
Пункт 4.1. условий пользования недрами гласит, что объем добычи в 2016 года недропользователь согласовывает в Министерстве до начала добычи, чего сделано не было, что является прямым нарушением условий лицензии.
15 ноября 2016 года старшим государственным инспектором Рязанской области в области охраны окружающей среды ФИО1, в присутствии законного представителя общества – генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении №б/н по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и копия протокола была вручена ФИО5.
Кроме того, установленный КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным и его нарушение не влечет за собой прекращение производства по делу. Данное разъяснение приведено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях».
В соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 указанной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнении указанной нормы, Министерством принято постановление от 06 апреля 2010 года № 4 «Об установлении перечня должностных лиц министерства природопользования и экологии Рязанской области, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении ими регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр». Согласно указанному постановлению, заместитель начальника отдела, ведающего вопросами регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охранной недр, уполномочен на составление протоколов об административных правонарушениях по ст. 7.3 (в части пользования участками недр местного значения).
Таким образом, все доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом исследования при рассмотрении административного дела, им дана надлежащая оценка, фактически они сводятся лишь к необходимости переоценки доказательств, оснований для которой не имеется.
Компетенция должностных лиц Министерства природопользования и экологии Рязанской области при рассмотрении данного дела установлена ст. 23. 29, ч. 1 ст. 28. 3 КоАП РФ.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей соответствует характеру правонарушения, личности виновного и иным обстоятельствам, предусмотренным в ст. 4. 1 КоАП РФ.
Суд считает, что обстоятельства дела установлены компетентным органом полно и правильно, постановление вынесено в полном соответствии с административным законодательством, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 30. 6, 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора Рязанской области в области охраны окружающей среды, начальника отдела регионального экологического надзора министерства природопользования и экологии Рязанской области ФИО1 от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении № 111, которым должностное лицо – генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО5 подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, а жалобу ФИО5 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии через Рязанский районный суд Рязанской области.
Судья. Подпись.
Копия верна. Судья. Е.Н.Петрова