копия
дело №
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск 18 января 2018 года
пр. Ульяновский, 4 «и»
Судья Советского районного суда г. Красноярска Богданова Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «КрасПлэй» ФИО6 на постановление начальника отдела (инспекции) государственного надзора по Красноярскому краю СМТУ Росстандарта ФИО8 № 08-21 от 16.06.2017 года, которым генеральный директор ООО «КрасПлэй» ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела (инспекции) государственного надзора по Красноярскому краю СМТУ Росстандарта ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «КрасПлэй» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, генеральный директор ООО «КрасПлэй» ФИО1 подал в суд жалобу, в которой просит признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление по следующим основаниям:
Несоблюдение ФИО1 п. 5.8.4.1.2.; п. 1.3. п. 5.11. п. 6.2., п. 6.3.3. ФИО7 53130 2008 не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, поскольку детский игровой комплекс "Лабиринт" не является аттракционом.
Из содержания постановления о привлечении к административной ответственности следует, что ФИО1 вменяется несоответствие детского игрового комплекса "Лабиринт" требованиям ФИО7 53130-2008 "Безопасность аттракционов. Общие требования".
ФИО2 при проведении проверки в отношении ООО "КрасПлэй" преждевременно определен детский игровой комплекс "Лабиринт" в качестве "Аттракциона".
В п. 3.2 ФИО7 53130-2008 "Безопасность аттракционов. Общие требования" дано определение термина "аттракцион" - это устройство для развлечений в общественных местах, создающее для посетителей развлекательный эффект за счет психоэмоциональных или биомеханических воздействий.
Также понятие аттракциона приведено и в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" согласно которому "аттракцион" - это оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия.
Согласно разделу 1 ФИО7 53130-2008 требования настоящего Стандарта не распространяются на аттракционы, изготовленные или запущенные в производство до введения в действие настоящего Стандарта, а также на строительные объекты, фундаменты, постоянные трибуны, строительные мостки, устройства для содержания животных, тиры, надувные аттракционы (батуты), простое детское оборудование и игровые автоматы, использующие жетоны, оборудование для зоопарков, кинотеатры, театры, цирки, спортивные сооружения, детские площадки и прочее.
Таким образом, законодатель разграничивает такие понятия как "аттракцион" и "детская игровая площадка, оборудование детской игровой площадки", соответственно разграничивает и нормы закона, регламентирующие основные требования, предъявляемые к данным понятиям.
Понятие детской игровой площадки раскрывает п. 3.16. ФИО7 52169-2012. "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" согласно которому - это специально оборудованная территория, предназначенная для отдыха и игры детей, включающая в себя оборудование и покрытие детской игровой площадки и оборудование для благоустройства детской игровой площадки.
Под оборудованием детской игровой площадки понимают оборудование, с которым или на котором дети могут играть в помещении или на открытых площадках, индивидуально или группой, по своему усмотрению и правилам, (п. 3.1. ФИО7 52169-2012)
Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" под понятием детский городок (игровой комплекс)" понимается многофункциональное оборудование для детской игровой площадки, состоящее из нескольких конструкций".
В данном случае ФИО2 проведена проверка на соответствие требованиям ФИО7 53130-2008 именно игрового комплекса "Лабиринт", составляющими которого, согласно паспорту изделия, является следующее оборудование: воздушная пушка, винтовая и прямая горки, игровые элементы, сухой бассейн, батут.
Данные элементы игрового комплекса, направлены прежде всего на развитие творческих и логических способностей ребенка, развитие моторики, физиологической выносливости и координации движений.
В то время как, развлекательный эффект аттракциона, как это было указано выше, создается именно в результате биомеханического и (или) психоэмоционального воздействия на посетителя (ребенка).
С учетом раскрытия особенностей характеристик данных понятий, детский игровой комплекс "Лабиринт" является именно игровым комплексом (детской игровой площадкой), а не ’Аттракционом", в связи с чем, у ФИО1 отсутствует и обязанность соблюдать требования неприменимого к данному игровому комплексу ФИО7 53130-2008.
Таким образом, Детский игровой комплекс "Лабиринт" не является аттракционом, вследствие чего несоблюдение ФИО1 п. 5.8.4.1.2.; п. 1.3. п. 5.11. п. 6.2., п. 6.3.3. ФИО7 53130-2008 не может быть квалифицировано как нарушение им требований технических регламентов или обязательных требований к продукции, поскольку не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в деянии, совершенном ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для привлечения ООО "КрасПлэй" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО5 (на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) жалобу поддержала в полном объеме по указанным основаниям, изложив аналогичные доводы, просила удовлетворить, дополнив, что предписание об устранении нарушений требований ФИО7 53130-2008, выданное в ходе проведения проверки, в настоящее время выполнено. Кроме того, в действиях ФИО1 в любом случае нет состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, поскольку имела место угроза причинения вреда здоровью, что необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, об этом также указал и арбитражный суд в своих решениях, в связи с чем, постановление в отношении ФИО1 подлежит безусловной отмене.
В судебном заседании представитель отдела (инспекции) государственного надзора по <адрес>ФИО3 Е.Ю. возражал против удовлетворения жалобы, просил постановление оставить без изменения, поскольку оно является законным и обоснованным.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, полагает, что постановлением начальника отдела (инспекции) государственного надзора по <адрес>ФИО3ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 - подлежит отмене, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет все дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Как установлено судом, на основании приказа ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ООО «КрасПлей» проведена внеплановая выездная проверка по обращению от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, в котором содержится просьба проверить соблюдение техники безопасности в детском развлекательном центре Fancy fox, ввиду повышенной травмоопасности детского лабиринта центра (ребенок выпал в боковое пространство лабиринта). Результаты проверки зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе проверки установлено, что генеральный директор ООО «КрасПлей» ФИО1 в детском развлекательном центре «Fancy fox» по адресу: <адрес>, осуществляет эксплуатацию оборудования: детский игровой комплекс-аттракцион «Лабиринт», с нарушением требований ФИО7 53130-2008 «Безопасность аттракционов. Общие требования», а именно: п. 5.8.4.1 лестница с уровня 1, на уровень 2 не оборудована ограждением. Согласно требований п. 5.8.4.1.1 ФИО7 53130-2008 в тех местах, где посетитель может упасть с высоты 0,40 м или более из-за разницы высот смежных уровней, необходимо предусмотреть ограждения или перила; 2 А33-15518/2017 п. 5.8.4.1.3 на лестнице с уровня 1, на уровень 2, отсутствуют бортики для предотвращения скатывания и падения предметов. Согласно требований п. 5.8.4.1.3 ФИО7 53130-2008 платформы, трапы, лестницы и т. п. относительная высота которых превышает 1,0 м, предназначенные преимущественно для посетителей, должны быть дополнительно снабжены бортиками или поперечинами высотой не менее 25 мм для предотвращения скатывания и падения предметов; п. 5.11 паспорт на оборудование имеется, но не заполнен; отсутствуют: руководство по эксплуатации, руководство по техническому обслуживанию, инструкция по монтажу и демонтажу. Согласно требований п. 5.11 ФИО7 53130-2008 эксплуатационные документы должны быть разработаны в соответствии с требованиями ГОСТ 2.601 и ГОСТ 2.610. Минимально необходимый состав эксплуатационных документов, в том числе: руководство по эксплуатации, руководство по техническому обслуживанию, инструкция по монтажу и демонтажу; п. 6.2. маркировка изготовителя на оборудовании отсутствует. Согласно требований п. 6.2 ФИО7 53130-2008 на каждом аттракционе должна быть установлена информационная табличка изготовителя; п. 6.3.3 отсутствуют: свидетельство о приемке, перечень эксплуатационных документов аттракциона, отчеты о проведенных модификациях, сведения об опасных происшествиях и несчастных случаях, чертежи для определения основных размеров аттракциона. Согласно требований п. 6.3.3 ФИО7 53130-2008 к формуляру аттракциона должны быть приложены следующие документы, в том числе: свидетельство о приемке, перечень эксплуатационных документов аттракциона, отчеты о проведенных модификациях, сведения об опасных происшествиях и несчастных случаях, чертежи для определения основных размеров аттракциона.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №, в котором зафиксированы указанные нарушения, выдано предписание № С-16 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований ФИО7 53130-2008.
ДД.ММ.ГГГГ Отделом государственного надзора по <адрес>ФИО3, в лице начальника ФИО9 вынесено постановление № о привлечении генерального директора ООО «КрасПлэй» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Согласно статьям 28.3, 23.52 КоАП РФ, Положению о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 294, Положению о Сибирском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 2923, Перечню должностных лиц федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, утвержденному Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 246, протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами уполномоченными органа в пределах их компетенции.
Требования к порядку составления протокола об административном правонарушении и рассмотрению дела об административном правонарушении, установленные, в том числе, статьями 28.2, 28.5 и 29.7 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Генеральный директор ООО «КрасПлэй» ФИО1 надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела. Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от ДД.ММ.ГГГГ, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ№-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ФИО7 53130-2008 "Безопасность аттракционов. Общие требования" (далее - Стандарт).
Пунктом 1 Стандарта установлены общие требования безопасности, которые необходимо соблюдать при проектировании, изготовлении, проверке и испытаниях; эксплуатации и утилизации таких аттракционов, как механизированные, немеханизированные, аттракционы для детей, а также вспомогательных устройств для развлечений, используемых в парках аттракционов или совместно с аттракционами.
Согласно п. 5.8.4.1.1 ФИО7 53130-2008, в тех местах, где посетитель может упасть с высоты 0,40 м или более из-за разницы высот смежных уровней, необходимо предусмотреть ограждения или перила.
В силу п. 5.8.4.1.3 ФИО7 53130-2008, платформы, трапы, лестницы и т. п. относительная высота которых превышает 1,0 м, предназначенные преимущественно для посетителей, должны быть дополнительно снабжены бортиками или поперечинами высотой не менее 25 мм для предотвращения скатывания и падения предметов.
На основании п. 5.11 ФИО7 53130-2008, эксплуатационные документы должны быть разработаны в соответствии с требованиями ГОСТ 2.601 и ГОСТ 2.610. Минимально необходимый состав эксплуатационных документов, в том числе: руководство по эксплуатации, руководство по техническому обслуживанию, инструкция по монтажу и демонтажу.
Согласно п. 6.2 ФИО7 53130-2008, на каждом аттракционе должна быть установлена информационная табличка изготовителя.
Согласно п. 6.3.3 ФИО7 53130-2008, к формуляру аттракциона должны быть приложены следующие документы, в том числе: свидетельство о приемке, перечень эксплуатационных документов аттракциона, отчеты о проведенных модификациях, сведения об опасных происшествиях и несчастных случаях, чертежи для определения основных размеров аттракциона.
В нарушение указанных требований: п. 5.8.4.1 лестница с уровня 1, на уровень 2 не оборудована ограждением; п. 5.8.4.1.3 на лестнице с уровня 1, на уровень 2, отсутствуют бортики для предотвращения скатывания и падения предметов; п. 5.11 паспорт на оборудование имеется, но не заполнен; отсутствуют: руководство по эксплуатации, руководство по техническому обслуживанию, инструкция по монтажу и демонтажу; п. 6.2. маркировка изготовителя на оборудовании отсутствует; п. 6.3.3 отсутствуют: свидетельство о приемке, перечень эксплуатационных документов аттракциона, отчеты о проведенных модификациях, сведения об опасных происшествиях и несчастных случаях, чертежи для определения основных размеров аттракциона.
Вышеуказанные вменяемые нарушения, в частности пунктов 5.8.4.1 (лестница с уровня 1, на уровень 2 не оборудована ограждением) и п. 5.8.4.1.3 (на лестнице с уровня 1, на уровень 2, отсутствуют бортики для предотвращения скатывания и падения предметов), создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан (детей, пользующихся данным аттракционом).
Обоснование наличия угрозы причинения вреда подтверждается имеющимися в материалах дела об административном правонарушении доказательствами, в частности обращением по факту падения ребенка с аттракциона в отсутствие ограждения, послужившее поводом для проведения проверки.
С учетом вышеизложенного, вменяемые действия генерального директора ООО «КрасПлэй» ФИО1 фактически подпадают под признаки объективной стороны более тяжкого административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ (в связи с наличием угрозы причинения вреда), а не ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, как квалифицировал административный орган.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, изменение постановления по делу об административном правонарушении, в том числе, путем переквалификации содеянного, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление, не допускается.
В связи с чем, суд не вправе переквалифицировать действия ФИО1 на более тяжкое административное правонарушение.
Вместе с тем, доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, поскольку детский игровой комплекс «Лабиринт» не является аттракционом, в связи с чем, не может регулироваться требованиями ФИО7 53130-2008 «Безопасность аттракционов. Общие требования»; детский игровой комплекс «Лабиринт» является детской игровой площадкой и соответствует требованиям ГОСТ 52168-2012, ГОСТ 52169-2012, ГОСТ 52301-2013, что подтверждается сертификатом соответствия №, суд считает не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно пункту 3.2 ФИО7 53130-2008, под аттракционом понимается устройство для развлечений в общественных местах, создающее для посетителей развлекательный эффект за счет психоэмоциональных или биомеханических воздействий.
Как следует из материалов дела, детский игровой комплекс «Лабиринт» эксплуатируется в детском развлекательном центре (парке развлечений «Fancy fox»).
Основной деятельностью ООО «КрасПлэй» является деятельность парков с аттракционами, прочая зрелищно-развлекательная деятельность (выписка из ЕГРЮЛ, Устав общества).
Согласно паспорту детского игрового комплекса «Лабиринт», данный игровой комплекс определен как аттракцион. Обслуживание аттракциона производится оператором.
Аттракцион «Лабиринт» предназначен для развлечения и активного отдыха и создает условия, обеспечивающие физическое развитие ребенка, развивающие координацию движений, преодоление страха высоты, ловкость и смелость, чувство коллективизма в массовых играх. Аттракцион должен эксплуатироваться на закрытых площадках, в парках отдыха, в спортивных центрах и других местах массового отдыха. Посетителей необходимо четко и ясно инструктировать о необходимости соблюдать правила поведения во время посещения аттракциона.
Совокупность указанных обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что детский игровой комплекс «Лабиринт» является аттракционом в понимании ФИО7 53130-2008.
То обстоятельство, что данный игровой комплекс соответствует требованиям ГОСТ 52168-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования», ГОСТ 52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», ГОСТ 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», само по себе не свидетельствует о том, что данный игровой комплекс не может являться аттракционом. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, постановление начальника отдела (инспекции) государственного надзора по Красноярскому краю СМТУ Росстандарта ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО6, - подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «КрасПлэй» ФИО6 - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела (инспекции) государственного надзора по Красноярскому краю СМТУ Росстандарта ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ООО «КрасПлэй» ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей, - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «КрасПлэй» ФИО6 – прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, через Советский районный суд г. Красноярска, в десятидневный срок со дня получения копии настоящего решения.
Судья Е.Г. Богданова
Копия верна.