Дело № 12-11\2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
р.п.Сосновское 15 августа 2019 г.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Немчиновой Т.П., с участием заместителя главного государственного инспектора Павловского, Вачского и Сосновского районов по использованию и охране земель ФИО1, государственного инспектора Управления Росреестра по Нижегородской области ФИО2, при ведении аудиопротоколирования судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
ФИО3,
на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ,
У с т а н о в и л :
Постановлением от 27 мая 2019 г., вынесенным заместителем главного государственного инспектора Павловского, Вачского и Сосновского районов по использованию и охране земель ФИО1, ФИО3 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 руб.
ФИО3 признана виновной в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
ФИО3 обратилась в суд с жалобой на данное постановление, в котором указала, что признана виновной в указанном административном правонарушении, однако считает, что оно является незаконным и необоснованным, в ее действиях отсутствует состав вмененного ей административного правонарушения. Земельный участок с кадастровым номером <***>:497 приобретен ей на основании договора дарения от 14.05.2018 г., право собственности зарегистрировано. Земельный участок она использует в соответствии с назначением, указанным в правоустанавливающих документах с учетом категории земель: земли сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Из протокола об административном правонарушении следует, что земельный участок находится в территориальной зоне Р-2 (зона природоохранных, рекреационно-ландшафтных территорий). Правилами землепользования и застройки Виткуловского сельского Совета Сосновского муниципального района, утвержденных решением Земского собрания Сосновского муниципального района от 22.04.2014 г. № 25-р с изменениями, для территориальной зоны Р-2 градостроительным регламентом установлены основные виды разрешенного использования: сохранение естественных качеств природной среды путем ограничения хозяйственной деятельности, создание и уход за запретными полосами, создание и уход за защитными лесами, лесами в лесопарках и иная хозяйственная деятельность, разрешенная в защитных лесах, соблюдение режима использования природных ресурсов в заказниках, сохранение свойств земли, являющихся особо ценными, историко-культурная деятельность, включающая в себя сохранение и изучение объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе, объектов археологического наследия, достопримечательных мест, мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, недействующих военных и гражданских захоронений, объектов культурного наследия, хозяйственная деятельность, являющаяся историческим промыслом или ремеслом, а также хозяйственная деятельность, обеспечивающая познавательный туризм. В протоколе и постановлении об административном правонарушении указано, что на принадлежащем ей земельном участке введен особый правовой режим использования земель. Законодателем земли рекреационного назначения отнесены к землям охраняемых территорий. В соответствии со ст.7 Закона РФ «О государственной регистрации недвижимости», в состав ЕГРН входит самостоятельный реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территории и других зон, тем или иным образом ограничивающим использование земельных участков. Ст.8 вышеуказанного Закона закреплено, что если участок полностью или частично расположен в границах территории с особыми условиями использования, он включается в кадастр недвижимости, который является составной частью ЕГРН. Заявитель считает, что для квалификации ее действий по ст.8.8 ч.1 КоАП РФ необходимо установить нарушения ограничений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Между тем, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, что принадлежащий ей участок расположен в зонах с особым режимом использования. Береговая линия объекта общего использования (береговая полоса) вблизи озера Лебединое не установлена, сведения о ее наличии и местоположении в государственный водный реестр не внесены. Водоохранная зона на учет не ставилась, на публичной кадастровой карте не отражена. В государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о том, что участок отнесен к защитной зоне культурного наследия, сведения о которой зарегистрированы органом охраны объектов культурного наследия. Отсутствуют сведения относительно регистрации особо охраняемой природной территории, созданной на основании Закона Нижегородской области от 8.08.2008 г. № 98-З. Считает, что должностное лицо при вынесении постановления руководствовалось только Правилами землепользования и застройки сельского поселения Виткуловский сельский Совет, утвержденными решением Земского собрания Сосновского района от 22.04.2014 г. № 25-р с изменениями. Однако при этом не было учтено, что данные правила не соответствуют требованиям законодательства, в частности, что Правила должны соответствовать генеральному плану МО Виткуловский сельский совет. Принадлежащий ей участок, согласно генеральному плану, находится в зоне сельскохозяйственного использования. Правила землепользования и застройки также не соответствуют Приказу Минэкономразвития № 540 от 1.09.2014 г. В описании вида разрешенного использования земельных участков понятие территориальной зоны Р-2 отсутствуют, т.к. Приказом № 709 от 30.09.2015 г. в Приказ Минэкономразвития № 540 от 1.09.2014 г. внесены изменения. Введена территориальная зона отдых (рекреация) со следующими видами разрешенного использования: коды 5.1 – 5.5: спорт, природно-познавательный туризм, туристическое обслуживание, охота и рыбалка, причалы для маломерных судов, поля для гольфа и конных прогулок. Следовательно, положения Правил землепользования и застройки не могут быть применены ввиду несоответствия их нормам Градостроительного законодательства и Приказу Минэкономразвития № 540 от 1.09.2014 г. с изменениями. Считает, что как собственник земельного участка, не нарушает положений ст.42 ЗК РФ, которая предусматривает использование земельных участков способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле, как природному объекту. В связи с этим просит отменить постановление от 27.05.2019 г., которым на нее наложен штраф в сумме 10 000 руб. и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО3, в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена судебной повесткой с уведомлением. О причинах неявки в суд не сообщила, об отложении дела не просила, в связи с чем, дело рассмотрено в ее отсутствие.
Государственный инспектор Управления Росреестра по Нижегородской области ФИО2 в судебном заседании жалобу не признал и показал, что в Управление Росреестра по Нижегородской области поступило в порядке переадресации заявление Главы Администрации Сосновского муниципального района ФИО4 о незаконных постройках вблизи озера Лебединое. Было издано распоряжение о проведении внеплановой проверки ряда граждан, которым принадлежат земельные участки на данной территории, в том числе, ФИО3 Ранее земельный участок с кадастровым номером <***>:497, состоял из нескольких земельных участков, в отношении которых также проводились проверки Росреестра и были установлены нарушения земельного законодательства. В 2018 г. ФИО3 объединила указанные земельные участки в один, и земельному участку был присвоен данный кадастровый номер. Им было проведено административное обследование данного земельного участка и установлено нарушение земельного законодательства, назначена внеплановая проверка. С участием представителя ФИО3 – Ю.. с выходом на место была проведена проверка и составлен протокол о нарушении земельного законодательства за то, что собственник использует земельный участок не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием. Было установлено, что данная территория находится в зоне Р-2 (зона природоохранных, рекреационно-ландшафтных территорий). Никакое строительство на указанной территории невозможно, что следует из ответа Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области на обращение Управления Росреестра по вопросу о возможности строительства в границах земельных участков, в том числе, участка ФИО3 При административном обследовании данного земельного участка, было установлено, что часть его огорожена с трех сторон высоким капитальным забором, высотой около 3-х метров, из профнастила. С четвертой стороны участок граничит с озером Лебединое. Забор уходит в озеро примерно на три метра. Попасть на данный участок можно только через калитку, которая запирается на ключ. У представителя Ю.. ключа от калитки не было. Тем не менее, ему удалось через забор сфотографировать земельный участок изнутри. На нем располагаются строения типа беседок, костровая площадка для мангалов, выложенная бетонными плитами. Частично участок зарос сорной растительностью, кустарником. Считает, что данные постройки используются собственником для отдыха. Кроме протокола об административном правонарушении, он выдал собственнику предписание об устранении выявленных нарушений сроком до 21 ноября 2019 г. Уже после вынесения постановления о привлечении ФИО3 к административной ответственности, она обратилась в Управление Росреестра по Нижегородской области и сменила вид разрешенного использования земельного участка на историко-культурную деятельность.
Заместитель главного государственного инспектора Павловского, Вачского и Сосновского районов по использованию и охране земель ФИО1 в судебном заседании с жалобой не согласился и показал, что при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности Управление Росреестра руководствуется действующим законодательством. Правила землепользования и застройки МО Виткуловский сельский совет являются действующими, не отменены и не оспорены в суде. Для решения вопроса о целевом использовании земельного участка органом земельного надзора проверяется не только категория и вид разрешенного использования земельного участка, но и территориальная зона, в границах которой расположен земельный участок, что соответствует требованиям земельного законодательства. При этом используются Правила землепользования и застройки муниципального образования. Согласно действующего законодательства, внести изменения в ПЗЗ в соответствии с изменениями, внесенными в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, органы местного самоуправления должны до 1 января 2020 г., в связи с чем нельзя говорить о том, что ПЗЗ Виткуловского сельсовета не соответствуют действующему законодательству. Название территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, не должно быть отражено в выписке из ЕГРН, поскольку это не зона с особыми условиями использования территории, на что ссылается заявитель в жалобе. Речь идет только об ограничении хозяйственной деятельности, связанной с запретом строительства различных объектов в зоне Р-2, не относящимся к видам разрешенного использования, установленным в данной зоне.
Выслушав явившихся в суд лиц, рассмотрев материалы дела, суд находит, что постановление от 27.05.2019 г. в отношении ФИО3 должно быть оставлено без изменения, а ее жалоба – без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 п.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании установлено, что 11 апреля 2019 г. вынесено распоряжение № 31- 1097-Р заместителя главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель ФИО5 о проведении проверки в отношении ФИО3 по вопросу соблюдения требований земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
В адрес ФИО3 направлено письмо государственным инспектором ФИО2, в котором содержалась копия данного распоряжения, уведомление о проведении внеплановой выездной проверки и образец доверенности. Данные документы получены ФИО3 по почте 26.04.2019 г.
21.05.2019 г. с выходом на место проведена внеплановая проверка государственным инспектором ФИО2 в отношении ФИО3 с участием ее представителя Ю.. По итогам проверки составлен акт, в ходе которого было установлено, что ФИО3 имеет по праву собственности земельный участок № 17, расположенный по адресу Нижегородская область, Сосновский район, вблизи озера Лебединое, с кадастровым номером <***>:497, площадью 9861,0 кв.м, участок сформирован, его границы определены, часть земельного участка с северной, южной стороны, протяженностью примерно 40 м, и с западной стороны, протяженностью примерно 103 м, огорожена забором из металлического профиля с металлическими столбами высотой примерно 3 м, с восточной стороны участок не огорожен, границы участка непосредственно примыкают к водному зеркалу озера Лебединое. Участок имеет незначительный уклон к водоему, часть участка заросла древесно-кустарниковой растительностью, имеется подъезд к территории участка, вблизи проходит высоковольтная линия электропередачи. На участке произведено размещение дощатых открытых строений. Право собственности на строения в ЕГРН не зарегистрированы. Категория земель: земли сельхозназначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. Участок принадлежит на праве собственности ФИО3 на основании договора дарения от 17.03.2018 г. и решения от 10.04.2018 г. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Виткуловского сельсовета Сосновского района, утвержденным решением Земского собрания Сосновского района от 22.04.2014 г. № 25-р (в изменениями от 27.09.2018 г. № 73-р), данный земельный участок находится в территориальной зоне Р-2 (зона природоохранных, рекреационно-ландшафтных территорий), для которой градостроительным регламентом предусмотрен такой вид разрешенного использования как охрана природных территорий. На данных землях, отнесенных к данной зоне, допускается ограниченная хозяйственная деятельность, а также вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий и запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. В действиях ФИО3 были усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и составлен протокол об административном правонарушении по данной статье КоАП РФ. Копия акта проверки и копия протокола в тот же день были вручены представителю Ю.. В протоколе имеется объяснение Ю.. о том, что она с протоколом не согласна, т.к. Правила землепользования и застройки Виткуловского сельсовета Сосновского района не соответствуют действующему законодательству в части установления зоны Р-2.
Определением от 21.05.2019 г. заместителя главного государственного инспектора Павловского, Вачского и Сосновского районов по использованию и охране земель ФИО1 было назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, которое в тот же день вручено представителю Ю.. под роспись. Рассмотрение протокола назначено на 27.05.2019 г.
Постановлением от 27 мая 2019 г. заместителя главного государственного инспектора ФИО1 ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.
Наказание, назначенное ФИО3, является минимально возможным по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и вынесено с учетом установленных по делу обстоятельств, а также личности нарушителя. Копия постановления вручена представителю Ю.. 27.05.2019 г.
Доводы, приведенные ФИО3 в ее жалобе на данное постановление, проверены судом в судебном заседании и признаются несостоятельными.
Суд считает, что должностным лицом, вынесшим постановление, в полной мере установлены все юридически значимые обстоятельства наличия в действиях гражданина состава указанного административного правонарушения.
Диспозиция части 1 ст.8.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
В соответствии с п.п 8 п. 1 статьи 1, п. 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом РФ и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с п.2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, ч. 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, который обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.1,2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
Из ответа Администрации Сосновского района на обращение государственного инспектора ФИО2 о видах разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Р-2 (вблизи озера Лебединое), следует, что для данной зоны установлено только два основных вида разрешенного использования: охрана природных территорий и историко-культурная деятельность, не допускающие какого-либо вида строительства на данной территории. Условно-разрешенные виды использования для данной зоны не установлены.
Как видно из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <***>:497, принадлежащий на праве собственности ФИО3, он относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования : для сельскохозяйственного производства. Площадь участка 9861,0 кв.м. Участок находится в собственности правообладателя с 14.05.2018 г.
Вместе с тем, в соответствии со схемой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО Виткуловский сельсовет Сосновского муниципального района, утвержденных решением Земского собрания Сосновского района от 22.04.2014 г. № 25-р (в изменениями от 27.09.2018 г. № 73-р), данный земельный участок находится в территориальной зоне Р-2 (зона природоохранных, рекреационно-ландшафтных территорий), для которой градостроительным регламентом предусмотрен такой вид разрешенного использования, как охрана природных территорий, а также историко-культурная деятельность. К указанным видам разрешенного использования в соответствии с его зонированием относятся: сохранение отдельных естественных качеств окружающей природной среды путем ограниченной хозяйственной деятельности в данной зоне, в частности: создание и уход за запретными полосами, защитными лесами, сохранение свойств земель, являющихся особо ценными, а также сохранение и изучение объектов культурного наследия народов России (памятников истории и культуры), в том числе: объектов археологического наследия, достопримечательных мест, мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, объектов культурного наследия и т.п.
Материалы дела объективно свидетельствуют о том, что использование земельного участка ФИО3 осуществлялось не в соответствии с видом разрешенного использования с учетом зонирования территорий, что является нарушением правового режима использования земельного участка, установленного требованиями статей 1, 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд находит ссылку должностного лица на Правила землепользования и застройки МО Виткуловский сельсовет Сосновского муниципального района правомерной, поскольку данные Правила утверждены надлежащим органом, не оспорены, не отменены и действовали в момент обнаружения факта нарушения земельного законодательства. До 1 января 2020 г. орган местного самоуправления поселения обязан внести изменения в Правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительными регламентами видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренных классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Таким образом, на момент вынесения постановления данные Правила являлись действующими и не противоречащими федеральному законодательству.
Как следует из акта проверки от 21.05.2019 г., земельный участок используется ФИО3 без учета ограничений, указанных в Правилах землепользования и застройки Виткуловского сельсовета, поскольку на нем имеются объекты строительства (капитальный забор на металлических столбах, беседки, площадка для мангалов, выложенная бетонными плитами), что не совместимо с разрешенным видом использования данной зоны.
Суд находит правомерной ссылку должностных лиц Управления Росреестра на ответ Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области на обращение Управления Росреестра по вопросу о возможности строительства на данном земельном участке каких-либо зданий и сооружений. Из сообщения директора Департамента следует, что согласно генеральному плану Виткуловского сельсовета Сосновского муниципального района, утвержденному решением Земского Собрания Сосновского района от 20.02.2014 г. № 6-р ( с изменениями), указанные земельные участки (вблизи озера Лебединое) расположены в функциональной зоне сельскохозяйственного использования, в том числе, вне границ населенных пунктов (луга, сенокосы, пастбища), а также в водоохранной зоне озера Лебединое. При этом, в соответствии с ч.2 ст.65 Водного Кодекса РФ, в границах водоохранной зоны устанавливаются прибрежные защитные полосы. В соответствии со ст.65 Водного Кодекса РФ, для земельных участков, расположенных в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, устанавливается особый специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на данной территории с целью предотвращения загрязнения, засорения водного объекта и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного происхождения. Кроме того, указанные участки входят в границы 20-метровой береговой полосы озера Лебединое, что недопустимо, т.к. данная территория в соответствии с частями 2,6 ст.6 Водного Кодекса РФ является территорией общего пользования… Согласно части 8 ст.27 Земельного Кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры в границах территорий общего пользования…Территориальная зона Р-2, согласно Правилам землепользования и застройки МО Виткуловский сельсовет, выделена для обеспечения правовых условий сохранения, использования существующего природного ландшафта путем ограничения хозяйственной деятельности, сохранения и воспроизводства зеленых насаждений, обеспечения их рационального использования и т.п., и не предполагает размещения или строительство каких-либо зданий, строений, сооружений. Таким образом, расположенные в границах земельных участков строения (бани, беседки, домики рыбака, лесника, домики для отдыха и т.п.) не соответствуют видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны Р-2.
Доводы заявителя о том, что ограничения в видах разрешенного использования ее земельного участка, должны быть отражены в выписке из ЕГРН на земельный участок, необоснованны и связаны с неправильным толкованием законодательства.
Таким образом, должностными лицами Управления Росреестра по Нижегородской области правомерно сделан вывод о несоответствии фактического использования собственником земельного участка его целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Иных нарушений норм КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену или изменение постановления от 27.05.2019 г., суд не находит.
Руководствуясь ч.1 п.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление от 27.05.2019 г., вынесенное заместителем главного государственного инспектора Павловского, Вачского и Сосновского районов по использованию и охране земель ФИО1, о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ ФИО3, оставить без изменения, жалобу ФИО3 на данное постановление – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья: Т.П.Немчинова