ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/19 от 21.08.2019 Оленинского районного суда (Тверская область)

Дело №12-11/2019

РЕШЕНИЕ

п.Оленино 21 августа 2019 года

Судья Оленинского районного суда Тверской области Павлов Э.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу УПФР в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Тверской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 42 Тверской области от 28.06.2019 г.,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении № 888 от 13.06.2019 г., составленному заместителем начальника УПФР в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) ФИО1, председатель правления Товарищества собственников жилья «Крестьянская 21» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ст.15.33.2 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 ФИО3, и.о. мирового судьи судебного участка № 42 Тверской области производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении председателя правления Товарищества собственников жилья «Крестьянская 21» ФИО2 прекращено по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

УПФР в Ржевском районе Тверской области (межрайонное), в лице начальника Управления ФИО4, не согласившись с принятым решением обратилось в суд с жалобой, в которой просит его отменить и административное дело направить на новое рассмотрение. Свои требования мотивирует следующими обстоятельствами. ТСЖ «Крестьянская 21», председателем которого является ФИО2, в соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» как страхователь обязано ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. 11.04.2019 г. ТСЖ «Крестьянская 21» в УПФР в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) по электронным каналам связи с ЭЦП представлена отчетность о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип исходная) за март 2019 года на 1 застрахованное лицо (ФИО5). 22.04.2019 г. ТСЖ по электронным каналам связи с ЭЦП представлены сведения о застрахованных лицах форма СЗВ-М (тип дополняющая) за март 2019 года на 1 застрахованное лицо (ФИО2). данные документы Управлением получены и проверены. Считает, что сведения представлены по истечении установленного законом срока для представления отчетности за март 2019 года. Сведения о ФИО2 отсутствовали в ранее представленной исходной форме. Инструкцией о порядке ведения индивидуального (профессионального) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. № 766н, с учетом изменений от 10.10.2018 г., установлена ответственность за не предоставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ. При этом страхователь вправе, при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальных органом Пенсионного фонда РФ индивидуальных сведений в отношении застрахованного лица, самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Вместе с тем считает, что при самостоятельном обнаружении страхователем факта не предоставления сведений в отношении конкретного застрахованного лица и представление на него сведений позже установленного законодательством срока для предоставления отчетности, не освобождает страхователя от ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете. Полагает, что мировым судьей не были учтены вышеназванные положения действующего законодательства с учетом внесенных изменений в Инструкцию и неверно применена позиция Верховного Суда РФ от 02.07.2018 г. № 303-КГ 18-99. При таких обстоятельствах считает, что в действиях должностного лица ФИО2 наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явилось, хотя о времени и месте его проведения было извещено своевременно и надлежащим образом. До проведения судебного заседания от начальника Управления ПФР в Ржевском районе (межрайонное) ФИО4 поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Управления, доводы, изложенные в жалобе, поддерживает в полном объеме.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, председатель ТСЖ «Крестьянская 21» ФИО2 в судебном заседании с доводами Управления ПФР в Ржевском районе не согласился, пояснив, что ТСЖ самостоятельно обнаружило ошибку в ранее представленных сведениях, направляемых в УПФР, и, воспользовавшись правом на их уточнения, представило уточненные сведения на застрахованное лицо, а, согласно Инструкции, на которую ссылается Управление, он, как должностное лицо, освобождается от ответственности, поскольку на момент представления уточненных сведений УПФР о допущенной ошибке ничего известно не было. Просит постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу Управления ПФР без удовлетворения.

Изучив жалобу УПФР в Ржевском районе Тверской области (межрайонное), выслушав должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении № 5-219/2019 г., суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, Товарищество собственников жилья «Крестьянская 21» состоит на регистрационном учете в УПФР в Ржевском районе Тверской области, председателем которого является ФИО2

11.04.2019 г. ТСЖ «Крестьянская 21» в УПФР в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) по электронным каналам связи с ЭЦП представлена исходная форма СЗВ-М за март 2019 года на застрахованное лицо.

22.04.2019 г. ТСЖ «Крестьянская 21» в УПФР в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) по электронным каналам связи с ЭЦП представлена дополнительная форма СЗВ-М за март 2019 года на 1 застрахованное лицо, которое отсутствовало в исходной форме.

Данное обстоятельство послужило для УПФР в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) для привлечения председателя ТСЖ «Крестьянская 21» к административной ответственности по ст.15.33.2 КоАП РФ, что усматривается из протокола об административном правонарушении от 13.06.2019 г. № 888.

Мировой судья, принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении председателя правления ТСЖ «Крестьянская 21» ФИО2 по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, ссылалась на положения Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденную приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. № 766н, в соответствии с которой установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (справлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц, при этом, в случае обнаружения ошибки до установления ее Пенсионным фондом, страхователь освобождает от ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 15.33.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).

Статья 15 Закона вышеназванного Федерального закона предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

В силу п.39 Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12. 2016 г. № 766н (в ред. Приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н) страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 г. № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», в поле «Тип формы» которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн": код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период; код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Как установлено в судебном заседании, первоначально в установленный Законом 27-ФЗ срок юридическое лицо представило отчет по форме СЗВ-М, с учетом разъяснения Минтруда России, после чего самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях и направило 22.04 2019 г. в Управление сведения по форме СЗВ-М (с типом формы «дополняющая»). Управление только при получении дополняющих сведений (не исходных) провело проверку и выявило нарушение. Таким образом, ТСЖ «Крестьянская 21» самостоятельно была выявлена ошибка и включена достоверная информация в формы отчетности до обнаружения фондом, что, с учетом изложенных положений действующего законодательства, исключает наличие в деянии руководителя юридического лица состава указанного административного правонарушения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 г.№ 12-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость» в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО «Папирус», ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и ООО «Коммерческая компания «Балис» при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

В этой связи, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.

Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.

Анализ изложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, в совокупности с вышеназванными нормами действующего законодательства, позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.

Принимая во внимание, что страхователь (ТСЖ), в лице его руководителя, самостоятельно выявил ошибку и представил в Пенсионный фонд корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета, т.е. до выявления такой ошибки Пенсионным фондом, мировым судьей верно сделаны выводы об отсутствиях в действиях должностного лица – председателя правления ТСЖ «Крестьянская 21» ФИО2 состава об административном правонарушении.

Доводы руководителя УПФР в Ржевском районе Тверской области (межрайонное), изложенные в жалобе, о том, что при самостоятельном обнаружении страхователем факта непредставления сведений в отношении конкретного застрахованного лица и представления на него сведений позже установленного законодательством срока для представления отчетности не освобождает страхователя от ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, суд признает не состоятельными и противоречащими нормам вышеназванного действующего законодательства. Более того, как верно указано мировым судьей, положениями ст.17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом.

Не могут повлечь за собой отмену оспариваемого постановления и доводы о том, что в п.39 Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», были внесены изменения, которые не были учтены мировым судьей, поскольку фактически указанные изменения не свидетельствуют о возможном привлечения должностного лица к ответственности по ст.15.33.2 КоАП РФ в рассматриваемой ситуации.

С учетом изложенного, суд считает, что постановление мирового судьи вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, а поэтому жалоба УПФР в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.30.6- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 ФИО3, и.о. мирового судьи судебного участка № 42 Тверской области, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении председателя правления Товарищества собственников жилья «Крестьянская 21» ФИО2 прекращено по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, оставить без изменения, а жалобу УПФР в Ржевском районе Тверской области – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения. Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, могут быть обжалованы в порядке надзора в Тверской областной суд.

Судья Э.Ю.Павлов