Дело № 12-11/2019
Р Е Ш Е Н И Е
р.п. Варгаши 22 июля 2019 года
Судья Варгашинского районного суда Курганской области Коробкин В.И., рассмотрев дело об административном правонарушении по заявлению представителя ООО «ГПН-Логистика» на постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Уральского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Уральское УГДЖН) от 13 мая 2019 года о привлечении ООО «ГПН-Логистика» к административной ответственности по ч. 3 ст.11.14 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Уральского УГДЖН ФИО1 от 13 мая 2019 года ООО «ГПН-Логистика» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.11.14 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Представитель ООО «ГПН-Логистика» ФИО2 обратился в Варгашинский районный суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, дело об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «ГПН-Логистика» состава правонарушения.
Представитель ООО «ГПН-Логистика», представитель Уральского УГДЖН в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверить доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно части 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.
Согласно пункту 1.1 «Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума», утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25, (далее - Правила) настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и определяют порядок и условия перевозки железнодорожным транспортом грузов наливом, в том числе опасных, в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. В отношении опасных грузов, перевозимых наливом в цистернах, наряду с общими условиями перевозки наливных грузов должны соблюдаться предусмотренные настоящими Правилами и правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам специальные условия перевозок в части классификации таких грузов, порядка получения разрешения на перевозку железнодорожным транспортом нового опасного груза, порядка сопровождения таких грузов проводниками грузоотправителя, грузополучателя и требований нанесения знаков опасности на цистерны (пункт 1.2 Правил).
Согласно абзацу 5 пункта 2.5 Правил не допускается перевозка груза в цистернах, бункерных полувагонах в случаях течи котла цистерны, бункера полувагона, неисправности запорно-предохранительной и сливо-наливной арматуры, наличия пробоины паровой рубашки цистерны, бункерного полувагона.
Из постановления № 11594/19 об административном правонарушении, составленного 13 мая 2019 года старшим государственным инспектором Уральского УГДЖН ФИО1, следует, что 2 апреля 2019 года в 8 часов 37 минут на 3-м пути станции Варгаши Южно-Уральской железной дороги у вагона-цистерны № выявлена капельная течь груза через сварной шов в трех местах, 100 капель в минуту, что угрожало безопасности движения, сохранности перевозимого груза и противопожарной безопасности. ООО «ГПН-Логистика», в нарушение требований статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и пункта 2.5 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 25 осуществляло перевозку опасного груза вагоном-цистерной № с течью груза - бензина стабильного газового, АК-305.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ГПН-Логистика» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ.
В подтверждение вины ООО «ГПН-Логистика» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ, приведены следующие доказательства: постановление № об административном правонарушении от 13 мая 2019 года; копия акта общей формы от 02.04.2019 г., транспортной железнодорожной накладной.
Признавая ООО «ГПН-Логистика» виновным по части 3 статьи 11.14 КоАП РФ, должностное лицо исходило из того, что Обществом нарушены требования статьи 3 Устава и пункта 2.5 Правил, поскольку ООО «ГПН-Логистика» допустило перевозку опасного груза при наличии течи груза через сварной шов вагона №.
Вместе с тем, с указанным по делу решением о привлечении ООО «ГПН-Логистика» в административной ответственности согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пунктами 3.1.3, 3.2.9 Правил, нарушение которых вменено заявителю, установлено, что порожние вагоны-цистерны, подаваемые под погрузку опасных грузов, предъявляются к техническому обслуживанию, о чем делается соответствующая пометка в книге формы ВУ-14 с указанием на именование груза.
При перевозке в собственном или арендованном вагоне-цистерне грузоотправитель одновременно предоставляет железной дороге Свидетельство о техническом состоянии вагона-цистерны для перевозки опасного груза, подтверждающее техническую исправность котла, арматуры и универсального сливного прибора, гарантирующее безопасность перевозки конкретного опасного груза (Приложение 2 к настоящим Правилам).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «ГПН-Логистика» представлено свидетельство № от 01.04.2019 года, согласно которому по техническому состоянию котла, арматуры, универсального сливного прибора, включая рабочее и конструктивное оборудование, исправны и гарантируется безопасная перевозка до станции назначения.
Согласно акту № о годности цистерн под налив от 31.03.2019 года, вагон-цистерна № признан годным под налив.
Приняв груз к перевозке и оформив документы, перевозчик фактически подтвердил соблюдение грузоотправителем требования Правил и факт отсутствия течи груза у вагона-цистерны при его отправке.
Из транспортной железнодорожной накладной о приеме груза следует, что бензин газовый стабильный марки «А» принято к перевозке ОАО РЖД 01.04.2019 года.
Доказательств, подтверждающих наличие признаков технической неисправности вагона-цистерны не указано.
Таким образом, осмотр вагонов был произведен и заявителем и перевозчиком, какая-либо неисправность вагона-цистерны не была обнаружена.
Как следует из материалов, течь была установлена 02.04.2019 года, то есть уже после приема вагона, перевозки и прохождения ряда станций, пунктов технического и коммерческого осмотра.
По итогам совещания у и.о. заместителя начальника станции Комбинатская г.Омска с участием заместителя начальника ППС Новосибирского филиала АО «ПГК», начальника ПТО Комбинатская вагонное эксплуатационное депо, случай течи груза в вагоне №, обнаруженный 02.04.2019 года, классифицирован как факт некачественного проведения деповского ремонта 16.02.2019 года на СКВ ж.д. в ООО «ВагонДорМаш», что могло явиться причиной течи.
Учитывая изложенное, суд считает вывод административного органа о том, что действия ООО «ГПН-Логистика», выраженные в неисполнении требований законодательства о железнодорожном транспорте и образующие состав административного нарушения, - не обоснованным.
Доказательств эксплуатации вагона-цистерны № при наличии течи груза, в материалах дела об административном правонарушении не имеется.
Своевременно были предприняты меры по выявлению и устранению течи груза, нарушение требований статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и пункта 2.5 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 25, не допущено.
Определяющим признаком субъективной стороны правонарушения выступает форма вины правонарушителя. Из системно анализа правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов следует, что данные деяния независимо от вида транспорта используемого для транспортировки совершаются умышленно. Доказательств, свидетельствующих об умышленном характере эксплуатации вагона-цистерны № с нарушение правил перевозки опасных веществ, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 (ред. от 19 декабря 2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица о нарушении ООО «ГПН-Логистика» требований статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и пункта 2.5 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25, и наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Уральского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13 мая 2019 года о привлечении ООО «ГПН-Логистика» к административной ответственности по ч.3 ст.11.14 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ООО «ГПН-Логистика» - ФИО2, удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Уральского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Уральское УГДЖН) от 13 мая 2019 года о привлечении ООО «ГПН-Логистика» к административной ответственности по ч.3 ст.11.14 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное решение может обжаловано в Курганский областной суд в течении десяти дней с момента его вынесения.
Судья В.И. Коробкин