№12-11/2020
44RS0004-01-2020-000011-79
Р Е Ш Е Н И Е
г. Мантурово 04 февраля 2020 года
Судья Мантуровского районного суда Костромской области Трухин А.Л.,
с участием заявителя ФИО1,
при секретаре Рыжовой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании в порядке пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях жалобу инженера по охране окружающей среды муниципального казенного унитарного предприятия городского округа город Мантурово «Коммунальные системы» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям от 25 декабря 2019 года №825/4055/44 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям от 25 декабря 2019 года №825/4055/44 Д.М.В. инженер по охране окружающей среды МКУП городского округа г. Мантурово «Коммунальные системы» (далее – МКУП «Коммунальные системы») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить в связи с невиновностью. В жалобе ссылается на то, что с её стороны были предприняты все необходимые действия для получения предприятием права пользования водным объектом для сброса сточных вод и забора воды из реки Унжа. В период с весны 2018 года ею неоднократно готовился и подавался в соответствующие органы власти пакет документов для получения разрешения на использование водного объекта. В получении разрешения по различным причинам отказывалось. Полагает, что решение о предоставлении водного объекта в пользование не получено по независящим от предприятия причинам: ввиду длительного несогласования отделом архитектуры администрации г.о. г. Мантурово и Комитетом архитектуры и градостроительства Костромской области с 13.11.2018 и до настоящего времени координат точки сброса сточных вод и точки забора воды на генплане градостроительства города.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы и требование об отмене постановления поддержала.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям Д.М.В. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялась, просив о рассмотрении жалобы в её отсутствие.
Оценив доводы жалобы, заслушав заявителя, изучив представленные заявителем документы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ст.7.6 КоАП РФ наступает за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) использованием водных объектов (водопользование) признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
В силу части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ (часть 1 статьи 9).
Из положений части 1 статьи 11 ВК РФ следует, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов России, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 21 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, перечень документов, представляемых заявителем в уполномоченный орган для получения разрешительных документов на водопользование, определен статьями 22 и 23 ВК РФ, а также Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 №165 и Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №844.
Как усматривается из материалов дела, в адрес Верхнее-Волжского управления Росприроднадзора 30 сентября 2019 года поступила информация от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды по Костромской области о нарушении законодательства России рядом предприятий Костромской области в части использования поверхностных водных объектов без приобретения права пользования. В списке юридических лиц – нелигитимных водопользователей без приобретения права пользования (на основании договоров, решений о предоставлении водных объектов в пользование), в информации указано МКУП «Коммунальные системы», осуществляющее забор воды из р. Унжа и сброс сточных вод в р. Унжа.
На основании данной информации была проведена предварительная проверка, запрошены сведения и документы в МКУП «Коммунальные системы».
После изучения представленных сведений и документов установлено, что у МКУП «Коммунальные системы» отсутствует разрешительная документация на пользование водным объектом - р. Унжа в части сброса сточных вод и забора воды.
При этом, в 2018 году забор воды МКУП «Коммунальные системы» из реки Унжа составил 557,9 тыс. кубометров, объем сброшенных сточных вод – 579,8 тыс. кубометров, за 9 месяцев 2019 года забор воды из р. Унжа составил 434,26 тыс. кубометров, количество сброшенных сточных вод – 403,15 тыс. кубометров. Для получения разрешения о предоставлении в пользование водного объекта р. Унжа для сброса сточных вод и договора водопользования для забора водных ресурсов р. Унжа предприятием в настоящее время направлены документы и материалы для согласования в соответствующие инстанции для дальнейшего получения разрешительных документов в части использования поверхностного водного объекта с приобретением права пользования.
На основании выявленных нарушений в отношении инженера по охране окружающей среды МКУП «Коммунальные системы» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 18 декабря 2019 года №825/4055/44 по ст.7.6 КоАП РФ, где указано, что своим действием (бездействием) ФИО1 по месту регистрации юридического лица: [адрес], допустила использование водного объекта р. Унжа без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, чем нарушила водное законодательство РФ, требования п.1 ч.2 и п.2 ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ.
25 декабря 2019 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям вынесено постановление №825/4055/44 о привлечении к административной ответственности инженера по охране окружающей среды МКУП «Коммунальные системы» ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Факты забора воды и сброса сточных вод, использования водного объекта р. Унжа без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, со стороны юридического лица - МКУП «Коммунальные системы», заявителем не оспаривается и в полной мере подтверждается исследованными доказательствами.
В силу ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к данной статье указано, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Уставом МКУП «Коммунальные системы» установлен предмет деятельности предприятия: тепло- и водоснабжение потребителей г.о. г. Мантурово, водоотведение. В этих целях предприятие осуществляет забор, очистку и распределение воды; сбор и обработку сточных вод и другие виды деятельности (пункты 2.2.1, 2.2.2 Устава).
На основании устава предприятия единоличным исполнительным органом предприятия является директор (п.6.3 Устава).
На основании приказа директора МКУП «Коммунальные системы» №6 от 01 января 2018 года, Должностной инструкции инженера по охране окружающей среды (эколога) ФИО1 принята на работу инженером по охране окружающей среды 0,5 ставки по внутреннему совместительству и в её должностные обязанности входит: осуществлять контроль над соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций стандартов и нормативов по охране окружающей среды, разрабатывать проекты перспективных и текущих планов проведения мероприятий по охране окружающей среды, контролировать их выполнение; участвовать в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований проектов расширения и реконструкции действующего производства, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники; принимать участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов; осуществлять контроль над соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализировать их работу, следить за соблюдением правил охраны природы, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия; составлять технологические регламенты, графики аналитического контроля, паспорта, инструкции и другую техническую документацию; исполнять приказы, распоряжения и поручения руководителя и другие. Согласно пункту 1.1 инструкции инженер по охране окружающей среды подчиняется главному инженеру (л.д.54).
Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды (эколога) МКУП «Коммунальные системы» непосредственной ссылки на обязанность данного лица по оформлению и предоставлению в соответствующие органы материалов и документов для оформления и получения разрешительной документации на водопользование, полномочий на подписание договоров не содержит.
Из объяснений ФИО1 следует, что подготовка документов для предоставления в Департамент природных ресурсов Костромской области производилась ею на основании указания директора предприятия. Документы на право пользования водными объектами фактически были оформлены ею и направлены в уполномоченный орган впервые в марте 2018 года. После отказа в разрешении водопользования по причине несогласования координат точки сброса сточных вод и забора воды, несогласования изменений в генплане города в течение 2018-2019 г.г. пакеты документов по сбросу сточных вод и забору воды еще несколько раз предоставлялись в областной Департамент природных ресурсов. Координаты точек забора воды и сброса сточных вод были представлены в администрацию в ноябре 2018 года. Вопросы по внесению изменений в генплан г. Мантурово, согласования координат точки сброса сточных вод и забора воды находятся в компетенции администрации г.о. г. Мантурово, которая не могла решить данные вопросы в течение более года.
Указанные обстоятельства и доводы заявителя подтверждаются содержанием переписки между МКУП «Коммунальные системы» и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области за период с марта 2018 года по декабрь 2019 года (л.д.9-12, 18-19, 27-31, 34-38, 41-44), переписки между МКУП «Коммунальные системы» и администрацией г.о. г. Мантурово Костромской области (л.д.13-16, 23-26, 32, 40, 45), переписки между администрацией г.о. г. Мантурово и администрацией Костромской области (л.д.17, 21, 33), переписки между департаментами и комитетами администрации Костромской области за тот же период (л.д.20, 22, 39).
Данные документы (переписка) имелись в распоряжении должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, приобщены к делу.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом указанные доказательства исследованы и оценены не были, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение ФИО1 своих служебных обязанностей – в постановлении не указано.
Привлекая к административной ответственности инженера по охране окружающей среды (эколога) МКУП «Коммунальные системы» ФИО1, должностное лицо Верхнее-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора не учло того обстоятельства, что ФИО1 в силу ст. 2.4 КоАП РФ не является должностным лицом, имеющим в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся от неё в служебной зависимости, и которые привели бы к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений, а также не является лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в муниципальной организации.
Учитывая приведенные выше нормы права, положения трудового договора и должностной инструкции ФИО1, она не может нести ответственность за использование муниципальным предприятием водного объекта р. Унжа без документов.
Таким образом, ФИО1 не является надлежащим должностным лицом, привлекаемым к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ, в связи с чем она не может быть признана субъектом данного правонарушения.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены: доказательств того, что инженером по охране окружающей среды (эколога) МКУП «Коммунальные системы» были допущены нарушения, связанные с использованием водного объекта р. Унжа без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, нарушении ею водного законодательства РФ, не добыто.
Нарушения норм КоАП РФ, допущенные при рассмотрении настоящего дела, повлекли нарушения законных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям от 25 декабря 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ, в отношении инженера по охране окружающей среды (эколога) МКУП «Коммунальные системы» ФИО1, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям от 25 декабря 2019 года №825/4055/44 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1 - отменить. Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1 на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии.
Судья: ____________________