Дело № 12-11/2020
УИД 65RS0005-02-2020-000057-89
РЕШЕНИЕ
4 июня 2020 года город Корсаков
Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Гаврилюк Н.А., при секретаре судебного заседания Головиной В.В., рассмотрев в судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу капитана рыболовного судна «Никель» - ФИО1 на постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в городе Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области от 27 декабря 2019 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в городе Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области от 27 декабря 2019 года должностное лицо – капитан РС «<...>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, 23 января 2020 года ФИО1 подал жалобу, в которой просит постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в городе Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области от 27 декабря 2019 года отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в его действиях состава правонарушения.
В обоснование жалобы указано, что действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления рыболовства в морских водах Российской Федерации иностранными пользователями, установлено, что при отражении показателей в блоке Ш7 (С7) «Промысловые операции» указывается количество подъема сетей, выполненных данным орудием лова. В судовых суточных донесениях отражены сведения о количестве операций по подъему орудий добычи – сетей, которые соответствуют записям промыслового журнала о количестве операций по подъему орудий добычи – сетей. ФИО1 считает, что не нарушал требований пункта 16 Правил рыболовства для Дальневосточного бассейна, в связи с чем полагает постановление по делу об административном правонарушении незаконным, просит отменить его, производство по делу прекратить.
14 марта 2020 года ФИО1 представил дополнения к жалобе, в которых указано, что в соответствии с нормативно-правовыми положениями для иностранных пользователей, осуществлявших рыболовство в 2019 году, в блоке судовых суточных донесений Ш7 «Промысловые операции» указывается, в том числе, количество тралений (подъемов ярусов, сетей), выполненных данным орудием добычи, полагая, что нормы в области рыболовства для российских и иностранных пользователей не могут быть различными, считает, что не совершал вмененное правонарушение.
В судебном заседании лицо, привлеченное к административной ответственности ФИО1 не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник ФИО1 – А. в судебном заседании жалобу поддержала, просила постановление отменить, а производство по делу прекратить по основаниям, изложенным в первоначальной жалобе, а также в дополнениях к ней.
Старший государственный участковый инспектор Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в городе Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области Б. в судебном заседании просил оставить оспариваемое постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав защитника А., государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в городе Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области Б., проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Из содержания данной нормы следует, что состав данного административного правонарушения образует действие (бездействие) по невыполнению либо ненадлежащему выполнению правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также иных правил регламентирующих осуществление промышленного (прибрежного) рыболовства и других видов рыболовства.
Объектом правонарушений, предусмотренных указанной нормой, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира. Объективная сторона включает в себя действие либо может быть выражена и в бездействии.
Объективная сторона включает в себя действие либо может быть выражена и в бездействии.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» прибрежное рыболовство в морских водах и в районах действия международных договоров осуществляется с учетом требований части 4 настоящей статьи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в части 3 статьи 16 настоящего Федерального закона, с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота.
В силу требований частей 1,4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166 - ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года № 267 утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее Правила).
Согласно пункту 16 Правил капитан судна с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти кВт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн, оборудованного ТСК, должен обеспечивать ежедневную передачу ССД о рыбопромысловой деятельности, сформированных на основе документированных данных промыслового, технологического и судового журналов, в отраслевую систему мониторинга в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 994. Сведения, включаемые в ССД, должны соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 994 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных в соответствии с которым, мониторинг осуществляется в целях применения его данных для а) ежегодной оценки и прогноза изменений биологического состояния, численности, распределения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания под воздействием природных и антропогенных факторов; б) внесения получаемой в процессе осуществления мониторинга информации в государственный рыбохозяйственный реестр; в) подготовки ежегодной информации для включения в государственные доклады о состоянии окружающей среды; г) своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания; д) организации рационального использования водных биоресурсов, включая разработку и введение в установленном порядке ограничений рыболовства; е) разработки мероприятий по сохранению водных биоресурсов, а также среды их обитания и включения их в правила рыболовства; ж) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по сохранению водных биоресурсов, а также среды их обитания; з) государственного контроля в сфере охраны водных биоресурсов и контроля за местоположением и деятельностью судов, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов, приемку, переработку, перегрузку, транспортировку и хранение уловов, выгрузку в портах, снабжение судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также соблюдения ими правил рыболовства; и) обеспечения потребностей государства, юридических лиц и граждан в достоверной информации о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (часть 3).
При осуществлении отраслевой системы мониторинга производятся контроль за деятельностью судов, осуществляющих рыболовство, и получение материалов для анализа показателей рыболовства, при которых проводятся сбор, обработка и хранение информации о данных, касающихся осуществления рыболовства индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, определяемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, о местоположении судов, осуществляющих морские ресурсные исследования и добычу (вылов) водных биоресурсов, приемку, переработку, перегрузку, транспортировку и хранение уловов, выгрузку в портах, снабжение судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также об объеме находящихся на этих судах водных биоресурсов, продуктов их переработки и данных об их транспортировке, перегрузке в море и выгрузке в портах (часть 6).
Из материалов дела следует, что ООО «Триера» является собственником рыболовного судна «<...>», бортовой номер №, что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно.
Капитаном судна является ФИО1, что подтверждается приказом № от 2 мая 2017 года о приеме на работу, срочным трудовым договором № от 2 мая 2017 года, дополнительным соглашением № от 29 декабря 2017 года к трудовому договору, а также записью в трудовой книжке за № от 2 мая 2017 года.
Согласно записям промыслового журнала № судна РС «<...>»:
- 11 августа 2019 года совершено 8 постановок орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 14 августа 2019 года совершено 2 постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 1 подъём орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 15 августа 2019 года совершено 4 постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 4 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 16 августа 2019 года совершено 2 постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 2 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 19 августа 2019 года совершено 2 постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 2 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 20 августа 2019 года совершено 1 постановка орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 3 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 21 августа 2019 года совершено 5 постановок орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 3 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 22 августа 2019 года совершена 1 постановка орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 28 августа 2019 года совершено 3 постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 4 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 29 августа 2019 года совершено 3 постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 4 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 30 августа 2019 года совершена 1 постановка орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 31 августа 2019 года совершено 3 операции по постановке орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 3 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 1 сентября 2019 года совершено 3 по постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 4 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 2 сентября 2019 года совершена 1 постановка орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 3 сентября 2019 года совершено 3 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 4 сентября 2019 года совершено 3 постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 3 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 5 сентября 2019 года совершено 4 постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 1 подъём орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 11 сентября 2019 года совершено 3 постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 4 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 12 сентября 2019 года совершено 4 постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 3 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 13 сентября 2019 года совершено 1 постановка орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 1 подъём орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 16 сентября 2019 года совершено 7 постановок орудий добычи (вылова) ВБР и 4 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 22 сентября 2019 года совершено 3 по постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 4 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 23 сентября 2019 года совершено 1 постановка орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 1 подъём орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 24 сентября 2019 года совершено 1 постановка орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 2 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 25 сентября 2019 года совершено 5 постановок орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 3 подъёма орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 30 сентября 2019 года совершено 4 постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и 5 подъёмов орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- 1 октября 2019 года совершено 2 постановки орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов водных биологических ресурсов.
2 октября 2019 года в ходе исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны водных биологических ресурсов инспекторской группой отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в городе Корсакове на судне «<...>» установлены расхождения в количестве промысловых операций в судовых суточных донесениях и промысловом журнале, а именно должностное лицо – капитан судна ФИО1 не отразил в судовых суточных донесениях за 14 августа 2019 года, 15 августа 2019 года, 16 августа 2019 года, 19 августа 2019 года, 20 августа 2019 года, 21 августа 2019 года, 22 августа 2019 года, 28 августа 2019 года, 29 августа 2019 года, 30 августа 2019 года, 31 августа 2019 года, 1 сентября 2019 года, 2 сентября 2019 года, 4 сентября 2019 года, 5 сентября 2019 года, 11 сентября 2019 года, 12 сентября 2019 года, 13 сентября 2019 года, 16 сентября 2019 года, 22 сентября 2019 года, 23 сентября 2019 года, 24 сентября 2019 года,27 сентября 2019 года,30 сентября 2019 года, 1 октября 2019 года, промысловые операции по постановке орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, что повлекло несоответствие данных сведений с промысловым журналом, тем самым нарушил пункт 16 Правил рыболовства для Дальневосточного бассейна, часть 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 27 ноября 2020 года в отношении должностного лица – капитана рыболовного судна «<...>» - ФИО1 протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в сумме 20 000 рублей со ссылкой на нарушение положений пункта 16 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна об обеспечении ежедневной передаче ССД о рыбопромысловой деятельности, сформированных на основе документированных данных промыслового, технологического и судового журналов, в отраслевую систему мониторинга в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 994; сведения, включаемые в ССД, должны соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам.
Судьей установлено, что Правила рыболовства, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года № 267, Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 994 не регулируют порядок и объем представления оперативной и статистической отчетности.
Ранее действующий приказ Госкомрыболовства РФ от 10 октября 1996 года № 185 «О порядке и механизме представления оперативной и статистической отчетности по добыче рыбы и переработке рыбопродукции», регулирующий порядок предоставления оперативной отчетности в виде блоков ССД, признан утратившим силу Приказом Росрыболовства от 1 октября 2013 года № 730.
При этом, положения данного приказа также не содержали сведений о наличии у юридического, должностного лица обязанности предоставлять в ССД сведения о количестве промысловых операций исходя из постановки и поднятия орудий лова как двух самостоятельных операций, в блоке Ш7 «Промысловые операции». Инструкцией по предоставлению отчетности пользователями водных биоресурсов предусматривалось, что пользователь водных биологических ресурсов указывает время, затраченное на промысловые операции.
Приложением 6-5 к Протоколу Двадцать восьмой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству введена временная инструкция по предоставлению отчетности о результатах рыболовства иностранными судами, осуществляющими рыболовство в морских водах Российской Федерации, в которой указано, что в блоке судовых суточных донесений S7 «Промысловые операции» указывается, в том числе время, затраченное на промысловые операции, включая суммарные затраты времени за сутки на лов рыбы (от начала постановки орудия лова до поднятия улова на палубу).
Исходя из того, что толкование понятия «времени, затраченного на промысловые операции», которое отражается в блоке Ш7 (S7) судовых суточных донесений, для иностранных и российских пользователей не может быть различным, вывод должностного лица о том, что постановка орудий лова и подъем должны отражаться в ССД как самостоятельные промысловые операции является ошибочным.
Данные положения также не содержит Приказ Росрыболовства от 2 декабря 2009 № 1101 «Об утверждении данных, касающихся осуществления наблюдений за промышленным, прибрежным рыболовством и рыболовством в научно-исследовательских и контрольных целях, при которых проводятся сбор, обработка и хранение информации» (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 25 декабря 2009 года № 15849).
Обязанность по предоставлению информации с указанием времени начала промысловой операции и времени окончания промысловой операции установлена порядком передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов (пункт 18.5), утвержденным приказом Минсельхоза от 26 декабря 2019 года №721 вступившим в действие 6 мая 2020 года. При этом, правовой анализ пункта 18.5 порядка, также позволяет сделать вывод, о том, что постановка орудий лова и их снятие являются единой промысловой операцией.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что действующим законодательством на момент выявления правонарушения (2 октября 2019 года) не предусматривалась обязанность юридических и должностных лиц представлять в ССД информацию о времени постановки орудий лова, судья приходит к выводу о том, что расхождения в ССД с данными промыслового журнала, в части неуказания постановки орудий лова в качестве самостоятельной промысловой операции, не свидетельствует о нарушении пункта 16 Правил и не является основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Принимая во внимание, что в действиях капитана рыболовного судна «<...>» - ФИО1 отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, судья приходит к выводу об отмене постановления государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в городе Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области В. от 27 декабря 2019 года о привлечении капитана рыболовного судна «<...>» - ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,
РЕШИЛ:
Жалобу капитана рыболовного судна «<...>» - ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ Службы в городе Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области от 27 декабря 2019 года о привлечении капитана рыболовного судна «<...>» - ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.А. Гаврилюк