ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/20 от 14.02.2020 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

Дело №12-11/2020

РЕШЕНИЕ

14 февраля 2020 года пр. Ленина, 30, г. Евпатория

<...>

Судья Евпаторийского городского суда Республики Крым Ротко Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление заместителя начальника управления экологического надзора Западно – Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 о назначении административного наказания №015405-0696/07.1-21/185Р от 04 декабря 2019 года,

с участием:

представителя лица, в отношении

которого ведется производство по делу, - ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора в г.Евпатории, пгт.Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 № 015405-0696/07.1-21/185Р от 04 декабря 2019 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ФИО2 подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 3 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление, а производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы ФИО1 указывает, что стоянка транспортного средства марки Хонда с государственным регистрационным знаком <***> на территории Дендропарка, которую он допустил, не является нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, что нахождение его автомобиля на территории Дендропарка повлекло негативное воздействие на окружающую среду, или нарушение сохранности флористических объектов Дендропарка или причинило вред природным комплексам и их компонентам. Сведений о наступлении таких последствий обжалуемое постановление не содержит. Фактов, свидетельствующих об осуществлении им на территории дендрологического парка какой-либо деятельности, не связанной с выполнением его задач и повлекшей за собой нарушение сохранности флористических объектов, не установлено. Считает, что в его действиях отсутствует событие и состав вмененного ему административного правонарушения, что исключает производство по делу об административном правонарушении. Соответственно, вынесенное в отношении него постановление о назначении административного наказания является незаконным и необоснованным. Также заявитель жалобы обращает внимание на то, что в нарушение ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 02 декабря 2019 года не содержит записи о том, что ему были разъяснены права и обязанности.

В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом. Его представитель ФИО3 поддержала жалобу в полном объеме, просила удовлетворить, представила письменные пояснения.

Должностное лицо – заместитель начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующий отделом экологического надзора в г.Евпатории - старший государственный инспектор Республики Крым ФИО4 в судебное заседание не явился, о дне месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, направил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без его участия.

Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи, с чем прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в том числе лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела

Согласно с ч. 1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении в полном объеме, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, считаю, что жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ч.1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как усматривается из материалов дела, постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора в г.Евпатории, пгт.Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 № 015405-0696/07.1-21/185Р от 04 декабря 2019 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ФИО2 подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 3 500 рублей.

В статье 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Объективная сторона статьи заключается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

В п. 5.10 Приказа Росприроднадзора от 14 июня 2007 года № 165 «О совершенствовании работы государственных инспекций по охране заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» указано, что по смыслу статьи 8.39 КоАП РФ:

- под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне;

- под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеупомянутых документах, но запрещаемые иными правовыми актами (Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, региональными правилами охоты, бассейновыми правилами рыболовства и др.).

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области законодательства охраны окружающей среды и природопользования.

Указанная норма является бланкетной и предусматривает ответственность за нарушение норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 015405 от 02 декабря 2019 года и постановлению о назначении административного наказания № 015405-0696/07.1-21/185Р от 04 декабря 2019 года ФИО2 допущено нарушение установленного режима особой охраны, а именно: требований ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пп. 4 п. 3.2 Положения о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10 апреля 2017 года № 187.

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об охраняемых природных территориях. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.

В силу пункта 2 статьи 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Из преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что данный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 2 «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде регионального значения утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 1, 6 статьи 28 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях на территориях»).

На основании п. 1 ст. 29 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях на территориях» на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Советом министров Республики Крым от 10 апреля 2017 года № 187 утверждено «Положение о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк» (далее – Положение). В соответствии с данным Положением «Евпаторийский дендрологический парк» (далее – Дендропарк) является особо охраняемой природной территорией регионального значения Республики Крым, находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым и создан с целью сохранения уникальных объектов природного и искусственного происхождения.

Согласно 3 разделу «Режим особой охраны территории Дендропарка» Положения на всей территории дендрологического парка запрещено осуществление видов деятельности, противоречащих целям создания дендрологического парка или причиняющих вред природным комплексам и их компонентам, а также запрещены иные виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, в том числе проезд вне дорог и стоянка всех видов механических транспортных средств, за исключением транспортных средств Минприроды Крыма, научных организаций и научных работников, действующих по согласованию с ГАУ РК «УООПТ РК», правоохранительных органов, спасательных служб, служб по оказанию медицинской помощи, противопожарных служб при исполнении своих служебных обязанностей и транспортных средств ГАУ РК «УООПТ РК» (пп. 4 п. 3.2 раздела 3 Положения).

В обжалуемом постановлении указано, что 06 августа 2019 года в 10 час. 51 мин. ходе производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО «Парк развлечений» при применении мер обеспечения – ареста орудий совершения административного правонарушения выявлен факт установленного режима особой охраны, выразившийся в стоянке транспортного средства марки Хонда, государственный регистрационный знак <***>, на территории Дендропарка, в районе координат 45.187062, 33.360814, которую допустил собственник ФИО1.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 06 августа 2019 года № 000146/1, протоколом об административном правонарушении от 02 декабря 2019 года № 015405.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, прихожу к выводу, что действия ФИО2 квалифицированы верно, вывод о наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, является правильным.

Довод заявителя жалобы о том, что его действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, поскольку не повлекли негативных последствий для окружающей среды, не имеет правовых оснований. Состав административного правонарушения, предусмотренный в статье 8.39 КоАП РФ, является формальным и для его наличия достаточно установления самого факта нарушения установленного режима на территории особо охраняемой природной территории вне зависимости от наступления либо отсутствия каких-либо последствий в виде нарушения сохранности флористических объектов Дендропарка или причинения вреда природным комплексам и их компонентам. Соответственно, для наступления административной ответственности по данной статье не требуется наступления вредных последствий.

Таким образом, в действиях ФИО2 установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

На основании ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Заявитель жалобы указывает, что в протоколе об административном правонарушении № 015405 от 02 декабря 2019 года не содержится записи о том, что ему были разъяснены права и обязанности. Однако данный довод не соответствует действительности. Так, на четвертой странице протокола об административном правонарушении № 015405 от 02 декабря 2019 года имеется подпись ФИО2 в подтверждение того, что ему разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ, а также права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 25.1, 25.3, 25.4 и 25.5 КоАП РФ. Оснований подвергать сомнению того, что подпись выполнена лицом, в отношении которого ведется производство по делу, не имеется.

Вопреки доводам заявителя жалобы протокол об административном правонарушении № 015405 от 02 декабря 2019 года составлен уполномоченным лицом в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ и содержит все необходимые сведения. Так, в протоколе об административном правонарушении в качестве времени совершения административного правонарушения указано 06 августа 2019 года 10 час. 51 мин, то есть время обнаружения правонарушения лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ на составление протокола об административном правонарушении - государственным инспектором в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях. В данном случае событие административного правонарушения выявлено исходя из протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 06 августа 2019 года № 000146/1. Административное правонарушение, связанное с нарушением правил остановки или стоянки транспортных средств, допущенное в результате одного действия и характеризующееся неизменностью места его совершения, имеет признаки длящегося. С учетом положений ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, временем совершения длящегося административного правонарушения является время его обнаружения и с указанного времени исчисляется срок давности привлечения виновного лица к административной ответственности. Таким образом, время совершения (обнаружения и пресечения) административного правонарушения достоверно установлены.

Из протокола об административном правонарушении следует, что ФИО2 нарушен пп. 4 п. 3.2 Положения о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк», которым запрещена стоянка всех видов механических транспортных средств на всей территории дендрологического парка, то есть объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении установленного режима особо охраняемой природной территории - Евпаторийского дендрологического парка. В протоколе также обозначено место совершения административного правонарушения – территория Евпаторийского дендрологического парка – РК, <адрес>42, координаты 45.187062, 33.360814.

В постановлении должностного лица о назначении административного наказания указаны все сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, изложены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, перечислены имеющиеся доказательства. Выводы должностного лица, изложенные в постановлении, мотивированы и подтверждаются материалами дела.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 015405 от 02 декабря 2019 года и постановлению о назначении административного наказания № 015405-0696/07.1-21/185Р от 04 декабря 2019 года дата совершения правонарушения – 06 августа 2019 года.

В ст. 4.5 КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ, который составляет 1 год. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Таким образом, постановление о назначении административного наказания № 015405-0696/07.1-21/185Р от 04 декабря 2019 года вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение постановления о назначении административного наказания 696/07.1-21/185Р от 04 декабря 2019 года при его проверке в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, не установлено.

Должностным лицом приняты все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения имеющих значение для дела обстоятельств, при надлежащем исследовании имеющихся по делу доказательств. При назначении вида и меры административного наказания должностным лицом также учтены все имеющие значение обстоятельства, наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.39 КоАП РФ.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, прихожу к выводу, что оснований для отмены постановления заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора в г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО6 № 015405-0696/07.1-21/185Р от 04 декабря 2019 года не имеется.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона – заведующего отделом экологического надзора в г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 № 015405-0696/07.1-21/185Р от 04 декабря 2019 года, которым ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Т.Д. Ротко