ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/20 от 15.01.2020 Тюменского районного суда (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

<адрес> 15 января 2020 года

Судья ФИО1 районного суда ФИО1<адрес>ФИО9 с участием: представителя юридического лица – Акционерное общество «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» по доверенности ФИО6, представителей Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес> по доверенности ФИО2, ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Акционерного общества «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» (далее по тексту - АО «ЦВМИР «Сибирь») по доверенности ФИО6 на постановление заместителя главного государственного инспектора ФИО1<адрес> в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес>ФИО5/АО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «ЦВМИР «Сибирь», ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного по адресу: ФИО1<адрес>, ФИО1<адрес>, 19 км Червишевского тракта, <адрес> ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главного государственного инспектора ФИО1<адрес> в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес>ФИО5/АО от ДД.ММ.ГГГГ АО «ЦВМИР «Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей в доход государства.

Наряду с постановлением главным государственным инспектором ФИО1<адрес> в области охраны окружающей среды, начальником управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес>ФИО5 в адрес АО «ЦВМИР «Сибирь» в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ внесено представление с требованием принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно: принять меры по недопущению сброса отходов производства и потребления на почву, а также по очистке земельного участка, расположенного в лесном массиве в районе 178 км автодороги «Курган-Тюмень» (координаты в.д.) с требованием о предоставлении сведений о принятых мерах по данному представлению (л.д. 71 т.1).

Представитель АО «ЦВМИР «Сибирь» ФИО6 обратился в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит отменить его, представление Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ошибочно указанное в жалобе как от ДД.ММ.ГГГГ), признать незаконным и отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что сброс отходов производства и потребления в указанном месте заявителем не осуществлялся, вина в совершении правонарушения, а также событие административного правонарушения не доказаны, полагая, что субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые осуществляют деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, сортированию, размещению и иному обращению с отходами производства и потребления иными опасными веществами. Однако административным органом не доказано, что заявитель осуществляет указанную деятельность, нарушая при этом экологические и санитарно-эпидемиологические требования. Имеющимися в деле доказательствами подтверждается лишь факт сброса отходов на территории лесного участка в районе 178 км автодороги «Тюмень-Курган», при этом доказательств того, что данные действия совершены АО «ЦВМИР «Сибирь», не представлено, равно как и того, что эти отходы принадлежат АО «ЦВМИР» «Сибирь». Наличие обнаруженных журналов со штампом «Библиотека санаторий Сибирь» также не подтверждает факт их принадлежности заявителю, поскольку учет периодических изданий в обществе не ведется, в библиотеку заявителя имеется свободный доступ отдыхающих. В месте правонарушения обнаружены и другие отходы, принадлежность которых не установлена, при определении места правонарушения не указано какими средствами измерения определялась площадь места размещения отходов. АО «ЦВМиР «Сибирь» заключены договоры на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, на реализацию макулатуры и полиэтиленовых отходов, заявитель в обоснование невиновности в правонарушении ссылается на путевой лист на транспортное средство, работающее в день обнаружения отходов, отчет о защите лесов, сертификат за сдачу 1000 кг макулатуры, спасении 10 деревьев, посадке 20 деревьев.

Заслушав мнения представителя заявителя ФИО6, поддержавшего доводы жалобы, представителей административного органа, возражавших против нее, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Как следует из положений ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Сброс отходов производства и потребления на почву является нарушением требований п.2 ст. 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки обращения гражданина ФИО8, поступившего в ФИО1<адрес>ДД.ММ.ГГГГ, на основании ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ, положения о Департаменте недропользования и экологии ФИО1<адрес>, утвержденного ФЗ № 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Постановлением Правительства ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П, должностным лицом Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут проведен осмотр земельного участка, расположенного в лесном массиве в районе 178 км автодороги «Курган-Тюмень», ФИО1<адрес>ФИО1<адрес>.

В ходе осмотра зафиксировано несколько мест размещения (сброса) твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления на почве. Из них на земельном участке площадью 32 кв.м. в лесном массиве с координатами .д. обнаружены: твердые коммунальные отходы, отходы производства и потребления, за размещение которых АО «ЦВМИР «Сибирь» привлечено к административной ответственности по настоящему делу, а именно: пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами, отходы пенополиэтилена незагрязненные, отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные. Кроме того, в указанном месте размещения отходов зафиксировано размещение журналов «Наука и Жизнь», имеющих печать «библиотека Санаторий «Сибирь». АО «ЦВМИР «Сибирь», являясь собственником данных отходов, в соответствии с ч.2 ст. 130, ст.210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. По результатам осмотра ДД.ММ.ГГГГ составлен акт /АО (л.д.126-135 т.2).

В связи с указанными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес>ФИО7 составлен протокол /АО по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «ЦВМИР «Сибирь», выразившегося в размещении (сброс) отходов на почву в нарушение требований ч.2 ст. 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которым запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе и на почву. Впоследствии в отношении указанного общества вынесено обжалуемые постановление по делу об административном правонарушении и представление.

Из материалов дела следует, что АО «ЦВМиР «Сибирь» зарегистрировано в качестве юридического лица ЕГРЮЛ, осуществляющего свою деятельность по адресу: ФИО1<адрес>, ФИО1<адрес> 19 км Червишевского тракта <адрес> (т.2 л.д. 117-125).

Обстоятельства совершения правонарушения АО «ЦВМИР «Сибирь», а именно факт размещения отходов производства и потребления в виде 4 журналов «Наука и Жизнь» за 1994, 1995, 1997, 1999 со штампом «Библиотека санаторий «Сибирь» в месте правонарушения, равно как и наличие события вменяемого административного правонарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: актом осмотра с фото таблицей с указанием координат места сброса отходов, протоколом по делу об административном правонарушении, обращением ФИО8 и другими имеющимися в деле доказательствами, 4 журналами, приобщенными к материалам дела и осмотренными при рассмотрении дела.

Представленные заявителем: договор поставки от ДД.ММ.ГГГГ на поставку кислорода медицинского и двуокиси углерода в баллонах, путевые листы на транспортные средства АО «ЦВМиР «Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работ, акты сдачи приемки макулатуры ООО «ТСК ТимСан», товарные накладные на макулатуру ООО «ТСК ТимСан» за период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (бумаги и гофрокартона), счета на оплату за сдачу макулатуры от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, договор от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НОВ-ЭКОЛОГИЯ» на оказание услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов и счет-фактуры от ДД.ММ.ГГГГ на транспортирование медицинских отходов ООО «НОВ-ЭКОЛОГИЯ», договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ТЭО» на обращение с твердыми коммунальными отходами (на вывоз и транспортировку), места накопления которых расположены по <адрес>, в <адрес>ФИО1<адрес>ФИО1<адрес> и по месту расположения общества на 19 км Червишевского тракта, строение 1 ФИО1<адрес>ФИО1<адрес>, отчеты о защите лесов за октябрь-декабрь 2018, справка о том, что автомобиль ЗИЛ ММЗ-554, с государственным регистрационным знаком <***>, с территории АО «ЦВМИР «Сибирь» ДД.ММ.ГГГГ не выезжал, не опровергают виновности общества в размещении отходов в виде четырех журналов «Наука и Жизнь».

Так, вывоз макулатуры по договору с ООО «ТСК ТимСан» предусмотрен только на гофрокартон и белую бумагу. Доводы жалобы о том, что обязанность по вывозу мусора возложена на иные организации, с которыми у общества заключены соглашения, не снимает ответственность с АО «ЦВМИР «Сибирь» по содержанию твердых бытовых отходов, поскольку данных о том, что бремя содержания отходов, принадлежащих АО «ЦВМИР «Сибирь» возложено на иных лиц, не имеется. Наличие штампов на четырех книжных изданиях «Библиотека санаторий «Сибирь» свидетельствует об их принадлежности АО «ЦВМИР «Сибирь». Доводы о том, что учет выдачи периодических изданий не ведется, также не исключает обязанности нести ответственность за принадлежащее заявителю имущество.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, в связи с чем, являются необоснованными.

Сведений о том, что АО «ЦВМИР «Сибирь» были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований при обращении с отходами производства и потребления, в материалах дела не имеется.

Неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства, не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности, а свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля с его стороны.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в месте обнаружения отходов производства и потребления обнаружены еще несколько мест размещения отходов, принадлежность которых в ходе производства по делу не установлена и обществу в вину не вменена.

При рассмотрении дела по жалобе заявителя представитель Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес>ФИО2 пояснил, что принадлежность АО «ЦВМИР «Сибирь» обнаруженных отходов: пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами, отходы пенополиэтилена незагрязненные, отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные, определена исходя из того, что они находились в одном месте с журналами, на которых имелись штампы «Библиотека санаторий Сибирь». Других данных, подтверждающих принадлежность данных отходов АО «ЦВМИР «Сибирь», не имеется. В ходе производства по делу заявитель ФИО8, по обращению которого проводился осмотр земельного участка с несанкционированными местами размещения отходов, принимал участие в осмотре, однако обстоятельства сброса отходов, времени образования отходов у него не выяснялись.

Само по себе нахождение указанных отходов вместе с 4 журналами «Наука и жизнь» не свидетельствует об их принадлежности АО «ЦВМИР «Сибирь».

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч.3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4).

Учитывая, что бесспорных доказательств, подтверждающих принадлежность АО «ЦВМИР «Сибирь» отходов и их размещение: пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами, отходы пенополиэтилена незагрязненные, отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные, не имеется, доказательств размещения этих отходов обществом также не добыто, обвинение в данной части подлежит исключению, как недоказанное.

Кроме того, из протокола по делу об административном правонарушении, обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении следует, что совершение вменяемого обществу правонарушения выразилось в размещении отходов производства и потребления на почву. Действия АО «ЦВМИР «Сибирь» квалифицированы по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления. При этом следует отметить, что доказательств совершения вменяемого обществу правонарушения при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, материалы дела не содержат.

Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ, (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого обществу административного правонарушения), предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Часть 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из изложенного следует, что действия АО «ЦВМИР «Сибирь» неправильно квалифицированы по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ не предусматривает ответственность за размещение отходов производства и потребления на почву, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание.

Согласно п. 4 ст. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 20 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Учитывая, что переквалификация действий АО «ЦВМИР «Сибирь» с ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ на ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ ухудшит положение лица, привлекаемого к административной ответственности, так как санкция ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административный штраф для юридических лиц в размере от 100 тысяч до 250 000 рублей, а санкция ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 300 000 до 400 000 рублей, производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях АО «ЦВМИР «Сибирь» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В рассматриваемом случае, представление на имя АО «ЦВМИР «Сибирь» в части требования по принятию мер по недопущению сброса отходов производства и потребления на почву соответствует указанным требованиям закона и является обоснованным.

Однако, указанное представление в части требований по очистке земельного участка, расположенного в лесном массиве в районе 178 км автодороги «Курган-Тюмень» ФИО1<адрес>ФИО1<адрес> положениям статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствует, поскольку они не относятся к причинам вменяемого обществу административного правонарушения и условиям, способствовавшим его совершению. В связи с чем, в данной части представление является незаконным.

Учитывая, что указанное представление в адрес АО «ЦВМИР «Сибирь» внесено в связи с привлечением последнего к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, производство по которому подлежит прекращению, представление подлежит отмене в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу представителя АО «ЦВМИР «Сибирь» по доверенности ФИО6 – удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора ФИО1<адрес> в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес>ФИО5/АО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «ЦВМИР «Сибирь» - прекратить на основании п.1 ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Представление главного государственного инспектора ФИО1<адрес> в области охраны окружающей среды начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «ЦВМИР «Сибирь» - отменить.

Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья ФИО1 районного суда

ФИО1<адрес> (подпись) ФИО9

Решение вступило в законную силу « » _________20___ года.

Подлинник решения подшит в дело -___/20 и хранится в ФИО1 районном суде ФИО1<адрес>.

Копия верна:

Судья ФИО1 районного суда

ФИО1<адрес>ФИО9