дело № 12-11/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
18 февраля 2020 года | ЗАТО г. Североморск |
Судья Североморского районного суда Мурманской области Тесля В.А., рассмотрев жалобу представителя АО «Мурманоблгаз» - начальника юридического отдела АО «Мурманоблгаз» ФИО1 на постановление начальника ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО *** и *** по делу об административном правонарушении №18810051180000715744 от 16.01.2020 в отношении юридического лица – АО «Мурманоблгаз» по ч. 2 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ),
установил:
Постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной от 16.01.2020 АО «Мурманоблгаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель юридического лица обратился с жалобой в суд, в которой указал, что постановление является незаконным, поскольку основанием для привлечения Общества к административной ответственности указано нарушение п. 8.3.1 ДОПОГ, запрещающего транспортировать людей на автомобилях, перевозящих опасные грузы, за исключением членов экипажа. При этом, находившийся в транспортном средстве ФИО2 занимал должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования, подземных и надземных газопроводов, обслуживанию сосудов ГРУ, работающих под давлением СУГ до 1,08 Мпа, откачке и сливу газа, имел соответствующее удостоверение, являлся членом экипажа транспортного средства. Просит отменить обжалуемое постановление, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
ФИО1 при рассмотрении жалобы поддержал её по изложенным в ней доводам, дополнил, что 19.11.2019 ФИО3 в составе бригады с ФИО2 и ФИО4 в г. Североморске осуществлял слив газа из автоцистерны согласно имеющемуся в деле рапорту, при этом они трое прошли инструктаж по технике безопасности, были знакомы с письменными инструкциями на случай чрезвычайной ситуации, ФИО2 принимал непосредственное участие в сливе газа в качестве слесаря-сливщика совместно с ФИО4, в момент остановки сотрудниками ГИБДД ФИО2 и ФИО4 предъявили свои удостоверения, каких-либо вопросов к ФИО4 не возникло, ФИО2 сотрудники ГИБДД посчитали не являющимся членом экипажа, поскольку тот сказал, что является стажером. Также пояснил, что в действиях Общества отсутствовало нарушение п. 8.3.1 ДОПОГ, последний перевозил члена экипажа транспортного средства ФИО2, который являлся работником АО «Мурманоблгаз», прошёл необходимое обучение, проверку знаний техники безопасности, осуществлял работу согласно должностных обязанностей.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы представитель административного органа в судебное заседание не прибыл.
Выслушав защитника, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи, в виде административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 13.01.2020 №51 АА №972232 19.11.2019 в 10.40 часов на ул. Душенова д. 16 г. Североморск ФИО3, управляя автомобилем ЗИЛ, государственный регистрационный знак ***, и осуществляя перевозку опасного груза №ООН1965 класс опасности 2 в цистерне, допустил нарушение п. 8.3.1 ДОПОГ – перевозил пассажира ФИО2 не являющегося членом экипажа.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения 16.01.2020 обжалуемого постановления №18810051180000715744, в котором также указано, что удостоверение ФИО2 на право эксплуатации и ремонта газового оборудования подземных и надземных газопроводов, обслуживанию сосудов ГРУ, работающих под давлением СУГ до 1,08 Мпа, откачке и сливу газа в сосуды, с правом выполнения газоопасных работ не подтверждает тот факт, что ФИО2 являлся членом экипажа.
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от *** N 1090, перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ) и указанными Правилами.
В силу раздела 8.3.1 ДОПОГ на транспортных единицах, перевозящих опасные грузы, запрещается транспортировать людей, кроме членов экипажа.
Согласно определению, данному в главе 1.2 ДОПОГ, член экипажа транспортного средства – это водитель или любое другое лицо, сопровождающее водителя для целей обеспечения эксплуатационной безопасности, общей безопасности, подготовки или эксплуатации.
В соответствии с подразделом 1.10.1.4 ДОПОГ в процессе перевозки опасных грузов каждый член экипажа автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы, должен иметь при себе во время перевозки удостоверение личности с фотографией.
Согласно разделу 8.2.3 ДОПОГ лица, обязанности которых связаны с автомобильной перевозкой опасных грузов, должны получить подготовку в области требований, регулирующих перевозку таких грузов, соразмерно их обязанностям и функциям.
Как следует из копии трудового договора №73/18 от 03.12.2018 ФИО2, принят на работу в АО «Мурманоблгаз» на должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 3-го разряда, был обязан исполнять трудовые обязанности, возложенные на него должностной инструкцией, соблюдать требования по охране труда, правила пожарной безопасности, приказом №212-ЛС от 30.05.2019 был переведен на должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда.
Как следует из должностной инструкции слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования участка подземных газопроводов (УПГ) СПО ОАО «Мурманоблгаз» №801 слесарь по ЭРГО УПГ должен знать порядок выполнения работ по сливу СУГ из автомобильных цистерн в резервуары ГРУ, выполнять соответствующие работы, в составе бригады из 2-3 человек (п.1.7, 2.1.5, 3.3.3).
Согласно производственной инструкции №233 ОАО «Мурманоблгаз» по транспортировке, сливу из автоцистерн сжиженных углеводородных газов (СУГ), в резервуары групповых установок и откачке неиспаряющихся остатков СУГ из сосудов ГРУ, работы по транспортировке и сливу СУГ в ГРУ выполняются бригадой в составе не менее 2-х человек (п. 1.7), при производстве соответствующих работ участвуют водитель автоцистерны и слесари по эксплуатации и ремонту газового оборудования (Приложения №1 и №2 к инструкции).
Как следует из инструкции №064 ОАО «Мурманоблгаз» по охране труда для работников, занятых транспортировкой, сливом из автоцистерн сжиженных углеводородных газов (СУГ) в резервуары групповых установок и откачкой неиспаряющихся остатков СУГ из сосудов ГРУ, к работе по транспортировке, откачке и сливу из автоцистерн СУГ в ГРУ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний по безопасным методам и приёмам работ, перед допуском к самостоятельному выполнению газоопасных работ, после аттестации, слесарь СПГ должен пройти практическую стажировку под наблюдением опытного работника в течение первых десяти рабочих смен, при этом к его трудовым обязанностям относятся, в том числе слив СУГ из АТЦ в ГРУ, транспортировка СУГ в АТЦ.
Согласно инструкции №188 ОАО «Мурманоблгаз» по охране труда для слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования службы эксплуатации подземных газопроводов (СПГ), последний осуществляет слив СУГ в подземные резервуары групповых установок СУГ (п.1.6).
В соответствии с пунктом 152 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.11.2013 N 558, количество персонала, выполняющего слив СУГ из железнодорожных и автомобильных цистерн и наполнение автомобильных цистерн, должно быть не менее 3 рабочих, в резервуары резервуарных установок - не менее двух рабочих.
Как следует из копии удостоверения №02/19 ФИО2, он является слесарем по ЭРГО УПГ СПО АО «Мурманоблгаз» и прошёл аттестацию в аттестационной комиссии данной организации по безопасным методам и приёмам выполнения работ в объёме требований инструкций, отнесённых к трудовым обязанностям, допущен к работе слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования подземных и надземных газопроводов, обслуживанию сосудов ГРУ, работающих под давлением СУГ до 1,08 Мпа, откачке и сливу газа в сосуды, с правом выполнения газоопасных работ. Удостоверение действительно до 14.02.2020.
Согласно путевого листа специального автомобиля №32176 от 19.11.2019, автомобиль ЗИЛ, государственный регистрационный знак ***, перевозил опасный груз – а именно сжиженный углеводородный газ (СУГ) в цистерне, при этом как следует из копии рапорта №188 от 19.11.2019 о сливе газа в сосудах ГРУ СУГ, ФИО2 принимал участие в сливе данного газа из цистерны в качестве слесаря-сливщика (стажера), прошёл инструктаж по проведению работ и мерам безопасности согласно инструкций №064,233,289.
Таким образом, из представленных материалов усматривается, что ФИО2 являлся лицом, сопровождавшим водителя для целей обеспечения эксплуатационной безопасности, общей безопасности, подготовки или эксплуатации, как на то указано в главе 1.2 ДОПОГ, при этом сведений о том, что в нарушение подраздела 1.10.1.4 ДОПОГ в процессе перевозки опасного груза у него при себе отсутствовало удостоверение личности с фотографией, не представлено. При этом он имел необходимую подготовку соразмерно своим обязанностям, что подтверждается представленным удостоверением, должностными инструкциями.
Указание в обжалуемом постановлении на то обстоятельство, что ФИО2 не являлся членом экипажа транспортного средства, основано на ошибочном толковании норм права.
Таким образом, в действиях АО «Мурманоблгаз» отсутствует нарушение п. 8.3.1 ДОПОГ, а также состав вменяемого ему административного правонарушения.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу представителя АО «Мурманоблгаз» - начальника юридического отдела АО «Мурманоблгаз» ФИО1 на постановление начальника ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной по делу об административном правонарушении от 16.01.2020 №18810051180000715744 –удовлетворить.
Постановление начальника ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной по делу об административном правонарушении от 11.12.2019 №18810051180000715744 в отношении АО «Мурманоблгаз» по ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в десятидневный срок со дня вручения (получения) копии решения.
Судья В.А. Тесля