ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/20 от 29.01.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 12-11/2020 Судья: Рогачева Е.Т.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 29 января 2020 года

Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Волосниковой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого Акционерного Общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», по жалобе защитника Открытого Акционерного Общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» Черного В.М. на постановление судьи Увельского районного суда Челябинской области от 05 ноября 2019 года,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Увельского районного суда Челябинской области от 05 ноября 2019 года Открытое Акционерное Общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее по тексту ОАО «МРСК Урала») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, защитник ОАО МРСК «Урала» Черный В.М. обратился в Челябинский областной суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производству по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в действиях ОАО «МРСК Урала» состава административного правонарушения. Не оспаривая факт строительства линейного объекта в границах охранной зоны памятника природы озеро «Горькое» Увельского муниципального района Челябинской области указал на отсутствие умысла на нарушение режима охраняемой территории, поскольку до начала строительства ОАО «МРСК Урала» были предприняты достаточные меры к получению сведений о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, о зонах с особыми условиями их использования путем направления запроса в орган уполномоченный на предоставление данной информации – Федеральное агентство водных ресурсов в лице Нижне-обского бассейнового водного управления. Работы по строительству линейного объекта проведены с учетом полученных сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах, зон с особыми условиями их использования.

Защитник ОАО «МРСК Урала» Черный В.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представители Министерства экологии Челябинской области Анцуповой Н.О., Речкаловой Л.Р. против доводов жалобы возражали.

Законный представитель ОАО «МРСК Урала» в судебное заседание не явился, доказательств, подтверждающих уважительность причины неявки, не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. На основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитника ОАО «МРСК Урала» Черного В.М., представителей Министерства экологии Челябинской области - Анцуповой Н.О., Речкаловой Л.Р., прихожу к следующим выводам.

В соответствии с преамбулой ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно части 1 статьи 25 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», статьей 16 Закона Челябинской области от 14 мая 2002 года «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» на территориях, на которых находятся памятники природы регионального значения, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы регионального значения.

В силу ст. 8.39 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Из материалов дела следует, что 10 июня 2019 года специалистами ССО и ГН ОГУ «ООПТ Челябинской области» на основании приказа ОГУ «ООПТ Челябинской области» от 06 июня 2019 года №145 произведен внеплановый рейдовый осмотр охранной зоны памятника природы озеро Горькое Увельского района Челябинской области, в ходе которого выявлен факт установки опор линий электропередач в границах (далее – ЛЭП) охранной зоны памятника природы озеро Горькое Увельского муниципального района, путем бурения отверстий в почве диаметром не более 0,5 метров (с повреждением почвенно-растительного слоя). Общее количество опор 12 штук и 8 укосов к ним на расстоянии 50-125 от уреза воды, что подтверждается актом обследования №115/11/443 от 10 июня 2019 года (том 1 л.д. 35-43).

В порядке проверки фактов, указанных в акте обследования №115/11/443 от 10 июня 2019 года специалистами Министерства экологии Челябинской области в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра от 13 августа 2019 года произведено обследование территории охранной зоны памятника природы озеро Горькое Увельского района. В ходе обследования были зафиксированы установленные опоры линии электропередач (ЛЭП). Данные опоры установлены путем бурения отверстий. Опоры ЛЭП располагаются на расстоянии 50-125 метров от уреза воды, что находится в границах охранной зоны памятника природы (том 1 л.д. 30-33,34).

10 июня 2019 года в период времени с 10-00 часов до 10-55 часов специалистами ССО и ГИ ОГУ «ООПТ Челябинской области», участка №14 ОГУ «ООПТ Челябинской области» установлен факт нарушения вышеуказанных требований законодательства - установление опор ЛЭП в границах охранной зоны памятника природы озеро «Горькое» Увельского муниципального района Челябинской области, путем бурения отверстий в почве диаметром не более 0,5 метров (почвенно-растительный слой поврежден). Общее количество опор – 12 штук и 8 укосов к ним (т.е. 20 отверстий в почве диаметром 0,5 м, площадь круга – 0,196 кв.м, площадь поврежденного почвенно-растительного слоя 3,92 кв.м), на расстоянии 50-125 метров от уреза воды.

Установлено, что работы по осуществлению технологического присоединения объектов электроэнергетики проводились производственным отделением «Троицкие электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» согласно договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29 ноября 2017 года (том 1 л.д. 129-132). При этом, государственная экспертиза документации на строительство линейного объекта в охранной зоне памятника природы озера Горькое Увельского муниципального района не проводилась (том 1 л.д. 28)

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 19 сентября 2019 года № 184-М, актом обследования (осмотра) ОГУ «ООПТ Челябинской области №115/11/443 от 10 июня 2019 года, фототаблицей к акту осмотра №115/11/443 от 10 июня 2019 года, актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований б/н от 14 августа 2019 года, фототаблицей к акту обследования территории б/н от 14 августа 2019 года, проектом производственных работ №63/48 (ППР) строительства отпаечной ВЛЗ 10кВ от опоры №19 ВЛ 10 кВ «Жуковаровка» ПС «Хомутининское», рабочей документацией на строительство отпаечной ВЛЗ 10 кВ от опоры №19 ВЛ 10кВ «Жуковаровка» ПС «Хомутининское», письмом ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области №411 от 15 августа 2019 года, письмом ОАО «МРСК Урала» - филиал «Челябэнерго» Троицкие электрические сети» от 04 сентября 2019 года №ЧЭ/ТЭС/01-05/2159.

На основании изложенного, судья районного суда пришел к выводу о виновности ОАО «МРСК Урала» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, а именно, нарушило правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории памятника природы, назначил ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Оценка судьей районного суда имеющихся доказательств, произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Все выводы судьей должным образом мотивированы. Квалификация действиям нарушило правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории памятника природы по статье 8.39 КоАП РФ дана правильно.

Довод ОАО «МРСК Урала» о том, что работы выполнялись без оформления разрешения на строительство, так как постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2014 г. № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута (п.5 Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство).

Главой V.6. Земельного Кодекса Российской Федерации установлено использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Согласно части 1 ст. 39.33 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в том числе в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуют разрешения на строительство.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 30.06.2015 № 178-П «О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» утвержден данный порядок.

Согласно пункту 2.1 Приказа Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 30.06.2015 № 178-П органом, уполномоченным на принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Челябинской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, является Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области.

Озеро «Горькое» Увельского муниципального района Челябинской области отнесено к памятникам природы областного значения решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 года № 29 «Об охране памятников природы в области».

Режим особой охраны озера «Горькое» Увельского муниципального района Челябинской области утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 20 августа 2009 года №197-П «Об утверждении Положений о памятниках природы Челябинской области озере «Горькое» Увельского муниципального района Челябинской области.

Согласно разд. 3 пункта 11 Постановления Правительства Челябинской области от 20 августа 2009 года №197-П, граница охранной зоны памятника природы озера Горькое определена расстоянием от границы памятника природы озера Горькое не менее 150 метров и колеблется от 150 метров до 320 метров.

Согласно пункту 6 Положения, режим особой охраны памятника природы озера Горькое и его охранной зоны учитывается при разработке документов территориального планирования Челябинской области и документов территориального планирования муниципальных образований, областных и районных схем землеустройства, а также при подготовке материалов рекреационного использования, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.

Лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, материалы проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, условия использования водного объекта и материалы намечаемой хозяйственной деятельности (в части размещения новых объектов) на территории памятника природы озера Горькое и его охранной зоны согласовываются с Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (в настоящее время Министерство экологии Челябинской области) и Главным управлением лесами Челябинской области.

Разделом VI Положения предусмотрен режим охранной зоны памятника природы озеро Горькое.

Согласно пункту 18.1 данного раздела на территории охранной зоны памятника природы озера Горькое предусмотрено, что на территории охранной зоны памятника природы озера Горькое строительство, реконструкция и капитальный ремонт линейных сооружений и иных объектов капитального строительства, осуществляемые с учетом режима особой охраны, установленного настоящим Положением, допускаются только при наличии положительного заключения государственной экспертизы.

Таким образом, размещение объекта с отсутствием положительного заключения государственной экспертизы на данный вид деятельности (подпункт г пункта 13 Приказа Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 178-П) приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием, поскольку нарушается режим охранной зоны памятника природы озеро Горькое.

Довод о том, что ОАО «МРСК Урала» предприняло все необходимые меры, в том числе согласовало разрешение с Нижне-Обским бассейновым водным управлением Отделом водных ресурсов по Челябинской области и в настоящее время подали документы на получение положительной экспертизы не может служить основанием освобождения от административной ответственности, поскольку в соответствии с действующим законодательством ОАО «МРСК Урала» не согласовало в установленном порядке разрешительную документацию на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Челябинской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов и самовольно, незаконно провело установку 12 опор линий электропередач в охранной зоне памятника природы озеро Горькое.

Постановление о привлечении ОАО «МРСК Урала» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ не установлено.

Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену принятого судебного акта при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, не нахожу.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья областного суда

решил:

постановление судьи Увельского районного суда Челябинской области от 05 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» оставить без изменения, жалобу защитника Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» Черного В.М. - без удовлетворения.

Судья Е.Н. Майорова