ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2016 от 08.09.2016 Лешуконского районного суда (Архангельская область)

РЕШЕНИЕ

08 сентября 2016 года г.Мезень

Судья Лешуконского районного суда Архангельской области Саукова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Мезенское лесничество ФИО2 на постановление государственного инспектора труда в Архангельской области и НАО ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ,

установил:

Обжалуемым постановлением Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области –Мезенское лесничество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Руководитель Мезенского лесничества ФИО2 с постановлением не согласился, просит его отменить. Ссылается, что в организации проведена аттестация рабочих мест, в связи с чем постановление должностного лица не может быть признано законным. В судебном заседании ФИО2 доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить.

Государственный инспектор труда в Архангельской области и НАО ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.

Изучив материалы дела, прихожу к следующему

В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

В целях обеспечения каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, статья 212 Трудового кодекса РФвозлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты и проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и права работников на рабочие места соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01 января 2014 года.

Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 N 31689).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Согласно части 1 статьи 8 указанного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Частью 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест в течение шести месяцев со дня ввода рабочих мест.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона 426-ФЗ безотлагательной специальной оценке условий труда подлежат следующие рабочие места, на которых ранее не проводилась аттестация рабочих мест либо истек срок действия ее результатов:

- работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

В силу части 6 указанной статьи 27 настоящего Федерального закона, в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения руководителя государственной инспекции труда в период с 16 по 29 февраля 2016 года, в Территориальном органе Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области –Мезенское лесничество была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В результате данной проверки выявлено что, что в нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса РФ, ч.2 ст.8 и ч.1 ст.9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на предприятии проведена аттестация рабочих мест не в полном объеме, а именно только 26 рабочих местах, когда как согласно штатному расписанию на предприятии 33 работника, в связи с чем, должностное лицо считает, что в учреждении не проведена специальная оценка условий труда, а именно нарушен порядок проведения специальной оценки условий труда (работодателем не утвержден перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, не утвержден график проведения специальной оценки условий труда, договор гражданско-правового характера с организацией, соответствующей требованиям статьи 19 Федерального закона, не заключен). Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Мезенское лесничество к административной ответственности.

Между тем, из материалов дела усматривается, что в Мезенском лесничестве 26 рабочих мест. Аттестация 26 рабочих мест была проведена в период с 23 мая 2013 года по 26 августа 2013 года, то есть действительна до 26 августа 2018 года. Согласно сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда количество работников, занятых на данных рабочих местах составляет 32 человека. После проведения аттестации, новых рабочих мест в штатное расписание не введено.

При таких обстоятельствах, а также с учетом переходных положений, установленных частью 6 статьи 27 Федерального закона о специальной оценке условий труда, специальная оценка условий труда рабочих мест может быть осуществлена не позднее чем 31 декабря 2018 года, а при наличии обстоятельств, указанных часть 6 статьи 10 Федерального закона, не позднее 26 декабря 2018 года, что свидетельствует об отсутствии в действиях Территоиального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области -Мезенское лесничество состава вмененного административного правонарушения.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в связи с чем решение подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях Мезенское лесничество состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.27.1 ч.2 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора труда в Архангельской области и НАО ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, которым территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области –Мезенское лесничество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей, отменить производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, т.е. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Лешуконский районный суд Архангельской области.

Судья Н.В. Саукова