ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2016 от 19.07.2016 Александровск-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

дело

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ г. Александровск- Сахалинский

Судья Александровск- Сахалинского городского суда Сахалинской области Захаров Д.Г., с участием:

законного представителя юридического лица- муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » М.О.Н.,

защитника юридического лица - муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » К.Е.Г., предоставившей доверенность,

представителя главного управления МЧС России по Сахалинской области Д.Е..И., предоставившего доверенность,

при секретаре П.Е.Г.,

рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица- муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » (далее по тексту- МБОУ СОШ ) М.О.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору Т.И.В. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МБОУ СОШ ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору Т.И.В. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, законный представитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » М.О.Н. обратилась 05.05.2016г. в Южно-Сахалинский городской суд с жалобой на данное постановление в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой просит суд в соответствии со ст.30.7 КоАП РФ отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » административного наказания за нарушение требований правил пожарной безопасности.

Определением судьи Южно- Сахалинского городского суда Л.Е.Н. жалоба законного представителя МБОУ СОШ М.О.Н. передана на рассмотрение по подведомственности в Александровск- Сахалинский городской суд Сахалинской области.

В судебное заседание представителем органа административной юрисдикции ФИО1 представлен отзыв, согласно которого представитель просит суд оставить постановление о назначении административного наказания № 12 от 01.04.2016г. без изменения, а жалобу законного представителя МБОУ СОШ № 6 без удовлетворения .

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

В судебном заседании законный представитель юридического лица - МБОУ СОШ М.О.Н. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям, дополнительно суду пояснила, что в период проведения плановой проверки МБОУ СОШ , которую проводил государственный инспектор Д.Е..И., она на проверке присутствовала частично, так как раз в это время проходил пробный ЕГЭ, в ее отсутствие с инспектором находилась К.А.В., зам.директора по административно-хозяйственной части МБОУ СОШ . В уведомлении о проведении проверки, поступившем из ГУ МЧС России по <адрес> было указано даты проведения проверки: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., проверка инспектором проводилась несколько дней, 08.03.2016г. проверка закончилась, однако никакого Акта проведенной проверки, предписания по устранению каких-либо нарушений требований пожарной безопасности она от государственного инспектора Д.Е..И. не получила. ДД.ММ.ГГГГ, спустя неделю после проведенной проверки, на электронный адрес МБОУ СОШ в вечернее время поступили частично нечитаемые Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ без подписи должностного лица, уведомление от ДД.ММ.ГГГГг. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГг. к 10ч.20мин. (понедельник) Так как ДД.ММ.ГГГГ. была пятница, у нее отсутствовала возможность оформить командировочное удостоверение в Управлении социальной политики ГО «Александровск- Сахалинский район» и выехать в г. Южно- Сахалинск для участия в составлении протокола. Она позвонила по сотовому телефону государственному инспектору Д.Е..И. для разъяснений поступивших документов, которые поступили в электронном виде частично не читаемые. Протокол об административном правонарушении в адрес МБОУ СОШ не направлялся. Впоследствии никто ее не уведомлял надлежащим образом о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении, в том числе и по электронной почте, никаких документов от МЧС России по Сахалинской области не поступило и она по электронной почте направила в адрес МЧС России по Сахалинской области запрос о предоставлении ей всех материалов по делу об административном правонарушении и только ДД.ММ.ГГГГ спустя практически месяц после вынесения постановления о назначении административного наказания, в адрес школы поступили документы по делу об административном правонарушении, в том числе и постановление о назначении административного наказания. Никакого согласие об информировании юридического лица посредством электронной почты, либо СМС- уведомлением она государственному инспектору Д.Е..И. и иным лицам государственного пожарного надзора не давала. В настоящее время предписание государственного инспектора фактически выполнено.

В судебном заседании защитник юридического лица - МБОУ СОШ К.Е.Г. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям и дополнительные доводы законного представителя юридического лица М.О.Н., дополнительно пояснив, что при проведении проверки были существенно нарушены права и законные интересы юридического лица.

Представитель органа административной юрисдикции МЧС России по Сахалинской области Д.Е..И. считает обжалуемое постановление законным и обоснованным по доводам, которые изложены в отзыве на жалобу законного представителя юридического лица. Дополнительно пояснил, что им действительно проводилась плановая выездная проверка МБОУ СОШ , общей продолжительностью 2 дня 5 часов и которая была фактически закончена ДД.ММ.ГГГГ., однако по итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ. Акт проверки им не составлялся, так как он приезжал на проверку в г. Александровск- Сахалинский с г. Южно- Сахалинска и в выделенном ему на период проверки кабинете не было надлежащих технических условий для составления акта. В тот период в г. Александровск- Сахалинском он проводил не одну, а несколько проверок юридических лиц. ДД.ММ.ГГГГ. им был составлен Акт проверки органом государственного контроля юридического лица МБОУ СОШ , однако указанный акт не был выслан ни почтовой связью, ни электронной почтой в адрес школы, почему он не помнит. На обследуемом объекте он проверку проводил в присутствии директора школы, а также зам.директора по АХЧ, т.к. директор отлучалась на сдачу пробного экзамена ЕГЭ. ДД.ММ.ГГГГ. на электронный адрес школы, указанный на сайте школы, им было направлены: Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ., предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, уведомления о времени и месте составления протоколов об административных правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ., назначенные на ДД.ММ.ГГГГ. в г. Южно- Сахалинске. Подтвердил, что действительно в вечернее время ДД.ММ.ГГГГ. ему звонила директор МБОУ СОШ М.О.Н. и просила разъяснить направленные в адрес школы документы. Запись в журнал проверок юридического лица в МБОУ СОШ дооформил уже после проведенной проверки, так как такой возможности по окончании проверки не имелось. Никаких согласий на СМС-информирование, либо на отправку материалов, связанных с административным правонарушением на адрес электронной почты в МБОУ СОШ он от законного представителя школы не получал, административного расследования по делу и каких-либо экспертиз не проводилось.

Заслушав пояснения законного представителя юридического лица - МБОУ СОШ М.О.Н., защитника юридического лица МБОУ СОШ К.Е.Г., представителя органа административной юрисдикции Д.Е..И., изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам:

В силу требований части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » привлечено к административной ответственности по ч.1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 75000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 11 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 375 (далее по тексту – Административный регламент) лица, в отношении которого осуществляются мероприятия по надзору, имеют право: непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от органа ГПН, должностных лиц органа ГПН информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации формы (далее - акт проверки) или акте проверки органа власти, акте проверки объекта защиты, собственником либо лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться которым (далее - правообладатель) является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо - правообладатель) (далее - акт проверки физического лица - правообладателя), информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН.

В соответствии с п. 53 Административного регламента Акт проверки (акт проверки органа власти, акт проверки физического лица - правообладателя) оформляется на проверявшийся объект защиты (орган власти) непосредственно после ее завершения, один его экземпляр с копиями приложений, заверенных печатью (печатями) должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, вручается уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводилась проверка, под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Согласно требований п. 54 Административного регламента, в случае если для составления акта проверки (акта проверки органа власти, акта проверки физического лица - правообладателя) необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, измерений, специальных расследований, экспертиз, акт проверки (акт проверки органа власти, акт проверки физического лица - правообладателя) может быть составлен в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения указанных исследований, испытаний, измерений, расследований и экспертиз.

Из смысла указанных норм следует, что акт проверки должен быть составлен непосредственно после ее завершения и вручен законному представителю объекта защиты, в отношении которого проводилась проверка, под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Как установлено в судебном заседании, и доказательств обратного представителем органа административной юрисдикции в судебном заседании не представлено, Акт проверки юридического лица МБОУ СОШ от ДД.ММ.ГГГГ. был направлен лицом, составившим указанный Акт Д.Е..И. только ДД.ММ.ГГГГ. на адрес электронной почты МБОУ СОШ , в дальнейшем почтовой связью по инициативе органа административной юрисдикции в адрес юридического лица не направлялся. Был получен законным представителем МБОУ СОШ только ДД.ММ.ГГГГ. вместе с постановлением о назначении административного наказания по ее запросу.

Таким образом, по мнению судьи, Акт проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица (МБОУ СОШ ) от ДД.ММ.ГГГГ., в котором отсутствует роспись законного представителя МБОУ СОШ и сведения об отказе указанного законного представителя в ознакомлении в Актом проверки, и который получил данный Акт проверки почтовой связью только через месяц после вынесения органом административной юрисдикции постановления он назначении административного наказания, не может являться надлежащим и допустимым доказательством по делу в силу положений ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, который является одним из основополагающих доказательств совершения административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составляется в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного Кодекса. В частности, в протоколе отражается объяснение лица, привлекаемого к ответственности (часть 2); указанному лицу разъясняются права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении; это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 4); копия протокола под расписку вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (часть 6); в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (часть 4.1).

Под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени рассмотрения материалов административного дела.

Таким образом, заблаговременное извещение лица о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении является гарантией реализации указанных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании установлено, что уведомление о времени и месте составления протоколов об административных правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ., назначенное на ДД.ММ.ГГГГ. на 10 часов 10 минут и уведомление о времени и месте составления протоколов об административных правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ., назначенное на ДД.ММ.ГГГГ. на 10 часов 00 минут было направлено государственным инспектором Д.Е..И. только ДД.ММ.ГГГГ. (день недели- пятница) в адрес юридического лица посредством электронной почты, несмотря на то, что законный представитель юридического лица согласие на уведомление его посредством электронной почты, либо СМС-информирование не давал.

При этом, как указал в судебном заседании законный представитель юридического лица М.О.Н., и доказательства обратного в материалах дела не содержится, полученные в вечернее время ДД.ММ.ГГГГ. М.О.Н. файлы были частично нечитаемые и не открывались. Возможность оформить в вечернее время командировочное удостоверение и согласовать вопрос ее поездки в г. Южно- Сахалинск для участия в составлении протоколов об административном правонарушении в отношении МБОУ СОШ у нее реально отсутствовала. Почтовой связью она все материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица получила только ДД.ММ.ГГГГ по собственному запросу.

Таким образом, учитывая удаленность места расположения юридического лица, а также время, объективно необходимое для организации участия законного представителя (защитника) в деле, предоставленный административным органом срок ( с учетом выходных дней) является не разумным и явно не достаточным.

Следовательно, о составлении протоколов об административных правонарушениях юридическое лицо надлежащим образом не извещено, было лишено возможности реализовать свое право на защиту и прибыть в установленное время из г. Александровск- Сахалинского в г. Южно- Сахалинск для участия в составлении протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. признан недопустимым доказательством по данному делу, протоколы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются недопустимыми доказательствами и свидетельствует также о нарушении права юридического лица на защиту.

Установленные в судебном заседании нарушения порядка привлечения юридического лица - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » к административной ответственности являются необратимыми и не могут быть преодолены при повторном рассмотрении дела в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит - прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку принято решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления органа административной юрисдикции, иные доводы жалобы оснований для принятия иного решения не влекут.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору Т.И.В. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания юридическому лицу муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Александровск- Сахалинский городской суд Сахалинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Александровск- Сахалинского

городского суда Сахалинской области Д.Г.Захаров.