дело №
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ г. Александровск- Сахалинский
Судья Александровск- Сахалинского городского суда Сахалинской области Захаров Д.Г., с участием:
законного представителя юридического лица- муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» М.О.Н.,
защитника юридического лица - муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» К.Е.Г., предоставившей доверенность,
представителя главного управления МЧС России по Сахалинской области Д.Е..И., предоставившего доверенность,
при секретаре П.Е.Г.,
рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица- муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» (далее по тексту- МБОУ СОШ №) М.О.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору Т.И.В.№ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МБОУ СОШ №,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору Т.И.В. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, законный представитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» М.О.Н. обратилась 05.05.2016г. в Южно-Сахалинский городской суд с жалобой на данное постановление в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой просит суд в соответствии со ст.30.7 КоАП РФ отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» административного наказания за нарушение требований правил пожарной безопасности.
Определением судьи Южно- Сахалинского городского суда Л.Е.Н. жалоба законного представителя МБОУ СОШ №М.О.Н. передана на рассмотрение по подведомственности в Александровск- Сахалинский городской суд Сахалинской области.
В судебное заседание представителем органа административной юрисдикции ФИО1 представлен отзыв, согласно которого представитель просит суд оставить постановление о назначении административного наказания № 12 от 01.04.2016г. без изменения, а жалобу законного представителя МБОУ СОШ № 6 без удовлетворения .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
В судебном заседании законный представитель юридического лица - МБОУ СОШ №М.О.Н. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям, дополнительно суду пояснила, что в период проведения плановой проверки МБОУ СОШ №, которую проводил государственный инспектор Д.Е..И., она на проверке присутствовала частично, так как раз в это время проходил пробный ЕГЭ, в ее отсутствие с инспектором находилась К.А.В., зам.директора по административно-хозяйственной части МБОУ СОШ №. В уведомлении о проведении проверки, поступившем из ГУ МЧС России по <адрес> было указано даты проведения проверки: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., проверка инспектором проводилась несколько дней, 08.03.2016г. проверка закончилась, однако никакого Акта проведенной проверки, предписания по устранению каких-либо нарушений требований пожарной безопасности она от государственного инспектора Д.Е..И. не получила. ДД.ММ.ГГГГ, спустя неделю после проведенной проверки, на электронный адрес МБОУ СОШ № в вечернее время поступили частично нечитаемые Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ без подписи должностного лица, уведомление от ДД.ММ.ГГГГг. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГг. к 10ч.20мин. (понедельник) Так как ДД.ММ.ГГГГ. была пятница, у нее отсутствовала возможность оформить командировочное удостоверение в Управлении социальной политики ГО «Александровск- Сахалинский район» и выехать в г. Южно- Сахалинск для участия в составлении протокола. Она позвонила по сотовому телефону государственному инспектору Д.Е..И. для разъяснений поступивших документов, которые поступили в электронном виде частично не читаемые. Протокол об административном правонарушении в адрес МБОУ СОШ № не направлялся. Впоследствии никто ее не уведомлял надлежащим образом о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении, в том числе и по электронной почте, никаких документов от МЧС России по Сахалинской области не поступило и она по электронной почте направила в адрес МЧС России по Сахалинской области запрос о предоставлении ей всех материалов по делу об административном правонарушении и только ДД.ММ.ГГГГ спустя практически месяц после вынесения постановления о назначении административного наказания, в адрес школы поступили документы по делу об административном правонарушении, в том числе и постановление о назначении административного наказания. Никакого согласие об информировании юридического лица посредством электронной почты, либо СМС- уведомлением она государственному инспектору Д.Е..И. и иным лицам государственного пожарного надзора не давала. В настоящее время предписание государственного инспектора фактически выполнено.
В судебном заседании защитник юридического лица - МБОУ СОШ №К.Е.Г. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям и дополнительные доводы законного представителя юридического лица М.О.Н., дополнительно пояснив, что при проведении проверки были существенно нарушены права и законные интересы юридического лица.
Представитель органа административной юрисдикции МЧС России по Сахалинской области Д.Е..И. считает обжалуемое постановление законным и обоснованным по доводам, которые изложены в отзыве на жалобу законного представителя юридического лица. Дополнительно пояснил, что им действительно проводилась плановая выездная проверка МБОУ СОШ №, общей продолжительностью 2 дня 5 часов и которая была фактически закончена ДД.ММ.ГГГГ., однако по итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ. Акт проверки им не составлялся, так как он приезжал на проверку в г. Александровск- Сахалинский с г. Южно- Сахалинска и в выделенном ему на период проверки кабинете не было надлежащих технических условий для составления акта. В тот период в г. Александровск- Сахалинском он проводил не одну, а несколько проверок юридических лиц. ДД.ММ.ГГГГ. им был составлен Акт проверки № органом государственного контроля юридического лица МБОУ СОШ №, однако указанный акт не был выслан ни почтовой связью, ни электронной почтой в адрес школы, почему он не помнит. На обследуемом объекте он проверку проводил в присутствии директора школы, а также зам.директора по АХЧ, т.к. директор отлучалась на сдачу пробного экзамена ЕГЭ. ДД.ММ.ГГГГ. на электронный адрес школы, указанный на сайте школы, им было направлены: Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ., предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности, уведомления о времени и месте составления протоколов об административных правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ., назначенные на ДД.ММ.ГГГГ. в г. Южно- Сахалинске. Подтвердил, что действительно в вечернее время ДД.ММ.ГГГГ. ему звонила директор МБОУ СОШ №М.О.Н. и просила разъяснить направленные в адрес школы документы. Запись в журнал проверок юридического лица в МБОУ СОШ № дооформил уже после проведенной проверки, так как такой возможности по окончании проверки не имелось. Никаких согласий на СМС-информирование, либо на отправку материалов, связанных с административным правонарушением на адрес электронной почты в МБОУ СОШ № он от законного представителя школы не получал, административного расследования по делу и каких-либо экспертиз не проводилось.
Заслушав пояснения законного представителя юридического лица - МБОУ СОШ №М.О.Н., защитника юридического лица МБОУ СОШ №К.Е.Г., представителя органа административной юрисдикции Д.Е..И., изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам:
В силу требований части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» привлечено к административной ответственности по ч.1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 75000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 11 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 375 (далее по тексту – Административный регламент) лица, в отношении которого осуществляются мероприятия по надзору, имеют право: непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от органа ГПН, должностных лиц органа ГПН информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации формы (далее - акт проверки) или акте проверки органа власти, акте проверки объекта защиты, собственником либо лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться которым (далее - правообладатель) является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо - правообладатель) (далее - акт проверки физического лица - правообладателя), информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН.
В соответствии с п. 53 Административного регламента Акт проверки (акт проверки органа власти, акт проверки физического лица - правообладателя) оформляется на проверявшийся объект защиты (орган власти) непосредственно после ее завершения, один его экземпляр с копиями приложений, заверенных печатью (печатями) должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, вручается уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводилась проверка, под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Согласно требований п. 54 Административного регламента, в случае если для составления акта проверки (акта проверки органа власти, акта проверки физического лица - правообладателя) необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, измерений, специальных расследований, экспертиз, акт проверки (акт проверки органа власти, акт проверки физического лица - правообладателя) может быть составлен в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения указанных исследований, испытаний, измерений, расследований и экспертиз.
Из смысла указанных норм следует, что акт проверки должен быть составлен непосредственно после ее завершения и вручен законному представителю объекта защиты, в отношении которого проводилась проверка, под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Как установлено в судебном заседании, и доказательств обратного представителем органа административной юрисдикции в судебном заседании не представлено, Акт проверки № юридического лица МБОУ СОШ № от ДД.ММ.ГГГГ. был направлен лицом, составившим указанный Акт Д.Е..И. только ДД.ММ.ГГГГ. на адрес электронной почты МБОУ СОШ №, в дальнейшем почтовой связью по инициативе органа административной юрисдикции в адрес юридического лица не направлялся. Был получен законным представителем МБОУ СОШ № только ДД.ММ.ГГГГ. вместе с постановлением о назначении административного наказания по ее запросу.
Таким образом, по мнению судьи, Акт проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица (МБОУ СОШ №) № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором отсутствует роспись законного представителя МБОУ СОШ № и сведения об отказе указанного законного представителя в ознакомлении в Актом проверки, и который получил данный Акт проверки почтовой связью только через месяц после вынесения органом административной юрисдикции постановления он назначении административного наказания, не может являться надлежащим и допустимым доказательством по делу в силу положений ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, который является одним из основополагающих доказательств совершения административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составляется в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного Кодекса. В частности, в протоколе отражается объяснение лица, привлекаемого к ответственности (часть 2); указанному лицу разъясняются права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении; это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 4); копия протокола под расписку вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (часть 6); в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (часть 4.1).
Под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени рассмотрения материалов административного дела.
Таким образом, заблаговременное извещение лица о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении является гарантией реализации указанных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании установлено, что уведомление о времени и месте составления протоколов об административных правонарушений № от ДД.ММ.ГГГГ., назначенное на ДД.ММ.ГГГГ. на 10 часов 10 минут и уведомление о времени и месте составления протоколов об административных правонарушений № от ДД.ММ.ГГГГ., назначенное на ДД.ММ.ГГГГ. на 10 часов 00 минут было направлено государственным инспектором Д.Е..И. только ДД.ММ.ГГГГ. (день недели- пятница) в адрес юридического лица посредством электронной почты, несмотря на то, что законный представитель юридического лица согласие на уведомление его посредством электронной почты, либо СМС-информирование не давал.
При этом, как указал в судебном заседании законный представитель юридического лица М.О.Н., и доказательства обратного в материалах дела не содержится, полученные в вечернее время ДД.ММ.ГГГГ. М.О.Н. файлы были частично нечитаемые и не открывались. Возможность оформить в вечернее время командировочное удостоверение и согласовать вопрос ее поездки в г. Южно- Сахалинск для участия в составлении протоколов об административном правонарушении в отношении МБОУ СОШ № у нее реально отсутствовала. Почтовой связью она все материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица получила только ДД.ММ.ГГГГ по собственному запросу.
Таким образом, учитывая удаленность места расположения юридического лица, а также время, объективно необходимое для организации участия законного представителя (защитника) в деле, предоставленный административным органом срок ( с учетом выходных дней) является не разумным и явно не достаточным.
Следовательно, о составлении протоколов об административных правонарушениях юридическое лицо надлежащим образом не извещено, было лишено возможности реализовать свое право на защиту и прибыть в установленное время из г. Александровск- Сахалинского в г. Южно- Сахалинск для участия в составлении протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. признан недопустимым доказательством по данному делу, протоколы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются недопустимыми доказательствами и свидетельствует также о нарушении права юридического лица на защиту.
Установленные в судебном заседании нарушения порядка привлечения юридического лица - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» к административной ответственности являются необратимыми и не могут быть преодолены при повторном рассмотрении дела в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит - прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку принято решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления органа административной юрисдикции, иные доводы жалобы оснований для принятия иного решения не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору Т.И.В.№ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания юридическому лицу муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Александровск- Сахалинский городской суд Сахалинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Александровск- Сахалинского
городского суда Сахалинской области Д.Г.Захаров.