ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2016 от 25.02.2016 Тазовского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Тазовского районного суда <адрес> Маркман О.М., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Сервисный центр СБМ» на постановление начальника экологического надзора Управления Росприроднадзора по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника экологического надзора Управления Росприроднадзора по ЯНАО ФИО2 (далее –должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Сервисный центр СБМ» (далее - Общество) признано виновным по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за то, что в нарушение ст. 18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее –Закон об отходах потребления) осуществляло деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в результате которой образовались отходы бурения в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов и лимитов на их размещение, а также деятельность по обращению с указанными отходами.

Указанным постановлением Общество подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Общество в лице генерального директора ФИО3, не согласившись с постановлением должностного лица, обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы ссылаясь на положения статей 1,2 и 18 Закона об отходах потребления, преамбулу и ч.7 ст.9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах», п. 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ, положения письма Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ/8015-ОГ, из которых следует, что если буровые отходы образуются в результате хозяйственной деятельности подрядной организации, подрядчик является лицом, ответственным за получение разрешительной документации на образующиеся отходы бурения при выполнении подрядных работ по строительству скважин, указывает, что обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возникает либо у недропользователя, либо у подрядчика по строительству скважины, то есть у лица, от чьей деятельности по строительству скважины образуются буровые отходы. Общество не является подрядной организацией по строительству скважины и в силу договора от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов, оказывает услуги по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов бурения.

Также указывает, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р Управление Росприроднадзора по ЯНАО отказало Обществу в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, мотивируя отказ тем, что в представленных Обществом документах отсутствуют сведения, подтверждающие, что в процессе деятельности Общества образуются отходы при добыче нефти и газа. Указанные отходы поступают Обществу от сторонних организаций. Исключив нормативы образования отходов бурения, Общество ДД.ММ.ГГГГ получило документ об утверждении нормативов образования отходов. Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на запрос Общества, в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Обществом указываются только отходы, образующиеся непосредственно в процессе осуществляемой им деятельности. В общий перечень образующихся отходов Общества должны быть включены отходы, образующиеся в процессе обезвреживания принимаемых отходов бурения, что Обществом и было отражено. Также заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы.

В судебном заседании законный представитель Общества ФИО4, действующая по доверенности, поддержала доводы, указанные в жалобе в полном объеме, дополнив, что Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ДД.ММ.ГГГГ дан окончательный ответ на их обращения, что Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее-Методические указания) не предусмотрено представление в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее- НООЛР) информации об отходах, полученных от организаций с которыми заключены договоры оказания сервисных услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию отходов бурения.

Законный представитель Общества ФИО5, действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал доводы жалобы, дополнив, что Общество не является подрядной организацией по строительству скважин, а оказывает лишь сервисные услуги по сбору, транспортировке, обезвреживанию отходов бурения.

Выслушав представителей юридического лица, исследовав доводы, изложенные в жалобе, письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что обжалуемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, его копия была получена Обществом ДД.ММ.ГГГГ.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана в Тазовский районный суд ДД.ММ.ГГГГ. Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ жалоба возвращена ввиду недостатков ее составления. Повторно жалоба направлена в суд ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд признает, что срок на обжалование постановления в соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях Обществом не пропущен.

Статья 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии со ст. 18 Закона об отходах потребления юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты НООЛР. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

В соответствии с п.7 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, заявление об утверждении НООЛР и проект НООЛР, разработанный юридическим лицом в соответствии с Методическими указаниями.

Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» (далее Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Таким образом, использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств должны регулироваться как законодательством о недрах, так и Законом об отходах потребления.

Согласно ст. 9,22 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Пользователь недр имеет право, в том числе использовать результаты своей деятельности (добытое минеральное сырье), в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством, а также использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или соглашении о разделе продукции.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Газпром добыча Ямбург» (Заказчик) и ООО «Газпром бурение» (Подрядчик) заключен договор на строительство эксплуатационных нефтяных скважин на сеноманские отложения Тазовского НГКМ. В соответствии с п. 16.2.2.1 договора право собственности на отходы производства и потребления, включая отходы бурения, образующиеся в результате деятельности по исполнению договора, возникает у Подрядчика с момента их образования, в отношении которых Подрядчик самостоятельно исполняет обязанности, предусмотренные законодательством об отходах производства и потреблении.

По условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Газпром бурение» (Заказчик) и Обществом (Исполнитель), - Общество как Исполнитель, осуществляет сбор и транспортировку отходов бурения собственными силами с объектов Заказчика, расположенных в том числе на Тазовском НГКМ.

Согласно п. 2.1.1, п. 2.1.3 указанного договора (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) Общество принимает в собственность отходы бурения с момента их образования, разрабатывает проектную документацию (ПНООЛР), получает документ об утверждении НООЛР, в том числе в отношении отходов бурения.

В ходе исполнения договора в период бурения скважины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовались отходы и переданы Обществу.

Из пояснений законного представителя юридического лица ФИО4 и материалов дела следует, что Общество обращалось в Управление Росприроднадзора по ЯНАО с заявлением об утверждении НООЛР. Распоряжением с мотивированным обоснованием от ДД.ММ.ГГГГ-р Обществу отказано в утверждении НООЛР, в том числе по мотивам отсутствия сведений, подтверждающих, что в процессе деятельности Общества образуются отходы при добыче нефти и газа.

Вопросы установления права собственности на отходы в соответствии со ст. 4 Закона об отходах потребления (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 458-ФЗ, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

В ранее действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ редакции ст. 4 содержала специальное требование к собственнику отходов, которое ограничивало его в праве распоряжения своими отходами как объектом собственности. Так, собственник был вправе отчуждать отходы, передавать, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами только лицу с лицензией на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. С ДД.ММ.ГГГГ ограничение оборотоспособности отходов I–IV классов опасности, было отменено.

Согласно нормам Закона об отходах потребления большинство обязательств юридических лиц, связанных с реализацией инструментов государственного регулирования в области обращения с отходами (лицензирование, паспортизация, нормирование, учет и др.), также прямо не связаны с правом собственности на отходы и возлагаются не на собственников отходов, а на лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, что имеет важное значение, если собственник отходов и лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, не совпадают.

Согласно ст. 22 Закона об отходах потребления пользователь недр имеет право, среди прочего использовать результаты своей деятельности, в том числе, добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством, а также использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции.

В соответствии с п. 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ, владельцы лицензий имеют право использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, включая долю добываемого минерального сырья, которая по условиям лицензии передается в его распоряжение; использовать по своему усмотрению полученные им отходы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если иное не оговорено в лицензии). В связи с этим данные отходы являются отходами производства, с которыми пользователь недр может обращаться по своему усмотрению (если иное не оговорено в лицензии).

Применительно к деятельности в области обращения с отходами приоритетное значение имеют нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения собственности на отходы и возникновение гражданских прав и обязанностей при их отчуждении; определенные виды обязательств в отношении обращения с отходами по гражданским договорам.

Первичное право собственности на отходы (которое ранее устанавливалось в ст. 4 Закона об отходах потребления) по общему правилу определяется исходя из норм ст. 220 ГК РФ и подразумевает по существу переход права собственности с материалов на отходы, образовавшиеся в результате переработки материалов, а не возникновение права собственности на отходы у переработчика, в результате деятельности которого образовались эти отходы, т.е. собственником отходов изначально является собственник материалов, из которых образовались отходы.

При этом согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества (в т.ч. и отходов) любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договоров, предметом которых является передача права собственности, т.е. договоров купли-продажи, мены или дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Указанные нормы должны применяться и в отношении отходов (как объекта собственности), поскольку каких-либо ограничений оборотоспособности отходов как объектов собственности в ГК не установлено. Отсутствует такое ограничение и в Законе об отходах потребления после ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку предприятие, оставаясь собственником отходов, несет ответственность за соблюдение требований в области обращения с отходами как на своих собственных или арендованных земельных участках, так и за их пределами (например, при транспортировке отходов), оно обязано следить за выполнением поставщиками (подрядчиками) природоохранных требований при осуществлении ими деятельности в области обращения с отходами собственника, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Управление деятельностью поставщика (подрядчика), связанной с воздействием на окружающую среду (в т.ч. при обращении с отходами), со стороны предприятия-заказчика может осуществляться только на основе договоров, заключаемых в соответствии с общими положениями, а также правилами об отдельных видах договоров (подряда, возмездного оказания услуг, поставки), которые содержатся в ГК.

Таким образом, исходя из приведенных требований законодательства, обязанности, связанные с образованием отходов бурения, в том числе, обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, возникают по общему правилу у заказчика - пользователя недр (владельца лицензии).

Вместе с тем, если буровые отходы образуются в результате хозяйственной деятельности подрядной организации, то в рамках гражданско-правовых отношений по договору подряда, вышеуказанные обязанности могут возникать и у подрядчика, в случае если стороны в договоре предусмотрели, что подрядчик является лицом, ответственным за получение разрешительной документации на образующиеся отходы бурения при выполнении подрядных работ по строительству скважин.

Из материалов дела, пояснений законных представителей юридического лица следует, что Общество является сервисной организацией, заключившей с подрядчиком по другому договору - ООО «Газпром бурение» договор об оказании услуг, предметом которого является оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов бурения и не является пользователем недр.

Анализ положений данного договора, вместе с дополнительными соглашениями к нему дает основание с достоверностью утверждать, что право собственности на отходы бурения, которое имеет собственник (ООО «Газпром бурение») не приобреталось Обществом, последним не заключался договор с собственником отходов бурения, предметом которого непосредственно по ГК РФ является передача права собственности (договор купли-продажи, мены или дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества).

Таким образом, заслуживают внимание доводы Общества о том, что в документе об утверждении НООЛР Обществом указываются только отходы, образующиеся непосредственно в процессе осуществляемой им деятельности и в общий перечень образующихся отходов Общества в соответствии с п. 20 и п.21 Методических указаний должны быть включены отходы, образующиеся в процессе обезвреживания принимаемых отходов бурения.

Данная позиция Общества нашла свое отражение и в ответах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на запрос Общества, в письме Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ-ОГ «О направлении разъяснений».

Так, в письме Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГГ указано, что конечная цель, на которую направлены положения статьи 18 Закона об отходах потребления, это уменьшение количества отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, которая может быть достигнута в случае, если именно подрядчик, у которого непосредственно образуются буровые отходы, а не организация, имеющая соответствующую лицензию на пользование участком недр и привлекающая по договору указанного подрядчика, будет обязана разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, так как в этом случае указанные обязанности (обременения) будут побуждать подрядчика к сокращению количества образуемых отходов, переходе на использование малоотходных и безотходных технологий для осуществления буровых работ.

При таких обстоятельствах, вывод должностного лица в постановлении о том, что Общество в отсутствие утвержденных НООЛР с момента образования отходов бурения скважин, перешедших в собственность Общества, вывезло их и обезвредило, то есть осуществило обращение с ними в нарушение ст. 18 Закона об отходах потребления, является необоснованным. Указание в договоре от ДД.ММ.ГГГГ о принятии в собственность отходов бурения с момента их образования не свидетельствует однозначно, что Общество приняло отходы бурения в собственность, поскольку данная обязанность о принятии в собственность отходов бурения возложена на подрядчика, которым по условиям договора и дополнительных соглашений к нему Общество не является.

Кроме того, Обществом в связи с указанием в договоре о принятии в собственность отходов бурения принимались меры по разработке плана НООЛР путем обращения в Управление Росприроднадзора по ЯНАО. Общество дважды получило мотивированный отказ, в том числе по мотивам отсутствия сведений, подтверждающих, что в процессе деятельности Общества образуются отходы при добыче нефти и газа. Как указано в тексте, указанные отходы поступают Обществу от сторонних организаций. Вместе с тем, после исключения нормативов образования отходов бурения распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ Обществу утверждены НООЛР.

Таким образом, поскольку не установлено со стороны Общества нарушений ст. 18 Закона об отходах потребления, как и иных нарушений правил, регламентирующих обращение с отходами производства и потребления, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения.

В силу п. 1 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи отсутствием состава и события административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению.

Руководствуясьп.1 ч.1 ст. 24.5, ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника экологического надзора Управления Росприроднадзора по ЯНАО ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сервисный центр СБМ» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии решения в суд <адрес> через Тазовский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья О.М. Маркман