Дело № 12-11/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с.Газимурский Завод 22 июня 2017 года
Судья Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края Жалсапова Д.Б., рассмотрев жалобу представителя АО «Ново-Широкинский рудник» по доверенности ФИО4 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о
привлечении АО «Ново-Широкинский рудник» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Л 0 КоАП РФ,
установила:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ АО «Ново-Широкинский рудник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в первичной переработке минерального сырья в 2016 году (II-IV кварталы) при отсутствии утверждённой, согласованной в установленном порядке технической документации, допустив сверхнормативные потери и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Новоширокинский рудник» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что оспариваемое постановление вынесено с существенными нарушениями процессуальных и материальных норм. Добыча полезных ископаемых осуществлялось Обществом в 2016 году на основании проектной документации «Технический проект разработки Ново- Широкинского месторождения с выходом на производительность 1300 тыс. т/<адрес> документация согласована протоколом Центральной комиссии по разработке месторождений твёрдых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) от ДД.ММ.ГГГГ№-стп, где в п. 2.9 указано, что в отношении технологии обогащения руды на обогатительной фабрике протоколом ЦКР-ТПИ Роснедр от 29.09.2015 №-стп согласована
проектная документация «Технологическая схема совместной первичной
1
переработки руд Средне-Голготайского и Ново-Широкинского месторождений с общей производительностью <данные изъяты> Таким образом, во II-IV квартале 2016 года действовали как Техпроект, так и Техсхема, которая в полном объеме применялась к переработке руды в 2016 году. Техсхема разработана на основании регламента «Для переработки руды месторождения Ново-Широкинское в шихте 85:15 с рудой месторождения и Средний Голготай на обогатительной фабрике Ново- Широкинского рудника производительностью <данные изъяты> руды в год.(ОАО «Иргиредмет», 2015 год). Ссылка в п.2.9 на регламент СП ЗАО «ИВС» является ошибочной и противоречит фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку не было выявлено изменений технологии, которая обеспечивала тот же уровень рациональности при переработке минерального сырья (руды), что и при переработке указанных в Техсхеме <данные изъяты>тонн. Техсхема предусматривает шихту руд Ново-Широкинского и Средне-Голготайского месторождений в соотношении 93,75%:6,25%. Фактически в 2016 году соотношение переработанных руд Ново-Широкинского и Средне-Голготайского месторождений составило 97,42% : 2,58%, что является несущественным отклонением. Считают, что Обществом не было допущено сверхнормативных потерь полезных ископаемых в результате внепроектного или нерационального использования недр, отклонения от проектных показателей незначительны и не обусловлены изменением технологической схемы. Инспектором не доказано, что увеличение объемов перерабатываемой руды по сравнению с объемами предусмотренными Техсхемой, привело к изменению технологии переработки и повлияло на извлечение полезных ископаемых.
Кроме того, представитель Общества указывает в жалобе на недопустимость рассмотрения дела об административном правонарушении лицом, которое принимало участие в сборе доказательств. При вынесении постановления должностным лицом нарушены нормы ст. 26.11 КоАП РФ. В связи с чем, просит отменить постановление о привлечении к административной ответственности ввиду отсутствия нарушения,
предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, производство по делу прекратить.
Жалобу представителя АО «Ново-Широкинский рудник» по доверенности ФИО4 суд рассматривает по правилам главы 30 КоАП РФ.
В судебном заседании представители АО «Ново-Широкинский рудник» ФИО3, ФИО4 доводы жалобы поддержали.
Представители Управления <адрес>
ФИО2, ФИО5 поддержали доводы, указанные в отзыве на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, судья оснований для удовлетворения жалобы не находит, в связи со следующим.
При рассмотрении жалобы судья осуществляет полный пересмотр всего дела в целях проверки законности и обоснованности вынесенного постановления.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Исходя из статьи 11, пунктов 1,2, 10 части 2 статьи 22, пункта 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недропользователь обязан осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых в соответствий с предоставленной ему лицензией и требованиями технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допуская при этом сверхнормативных потерь либо иного нерационального использования полезных ископаемых.
Как следует из материалов дела АО «Ново-Широкинский рудник» осуществляет пользование недрами Ново-Широкинского месторождения колчеданно-полиметаллических руд и Ново-Широкинского месторождения подземных вод на основании лицензии № с бессрочным сроком действия, удостоверяющей право на производство маркшейдерских работ в <адрес> на территории <адрес><адрес>, с целью добычи полезных ископаемых - руды, содержащей золото, серебро, свинец, цинк,
3
медь, висмут, сурьму и другие компоненты. Добытые руды подвергаются первичной переработке на обогатительной фабрике (ОФ) АО «Ново- Широкинский рудник» с получением свинцового и цинкового концентратов, обогащенных золотом и серебром.
Общество является владельцем лицензии ЧИТ 12697, выданной ОАО «Ново-Широкинский рудник» по результатам конкурса (протокол комиссии от 24.06.2004№) с целевым назначением добыча колчеданно- полиметаллических руд на Ново-Широкинском месторождении, зарегистрированной МПР России ДД.ММ.ГГГГ сроком окончания действия ДД.ММ.ГГГГ. Площадь лицензионного участка, имеющего статус горного отвода, составляет <данные изъяты>., по глубине ограничен горизонтом <данные изъяты>. ниже дневной поверхности с уточнением границ в установленном порядке.
В результате плановой выездной проверки по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, проведенной Управлением Росприроднадзора по <адрес> на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 17.02.2017 №-р, АО «Ново-Широкинский рудник», установлено
следующее.
В качестве документации, обосновывающей переработку на ОФ минерального сырья во II-IV кварталах 2016 года Обществом заявлена проектная документация «Технический проект разработки Ново- Широкинского месторождения с выходом на производительность <данные изъяты> т/<адрес> этап отработки с производительностью <данные изъяты>т/г.», разработанная ООО «Забайкалзолотопроект» в 2016 году. Данным проектом предусмотрена переработка на ОФ руд месторождений Средне- Голготайского в количестве до <данные изъяты>.т/год, добытой на участке Кафтановский и Ново-Широкинского месторождения в количестве <данные изъяты>.
В основу проектирования принят технологический регламент «Корректировка технологического регламента для реконструкции ОФ на переработку <данные изъяты>. т. руды в год (<данные изъяты>.т. руды в год месторождения Ново-Широкинского и <данные изъяты> руды в год месторождения Средне- Голготайского)», разработанный ОАО «ИРГИРЕДМЕТ» в 2016 году, исходными данными для проектирования предусмотрены руды месторождений Ново-Широкинского и Средне-Голготайского в
соотношении <данные изъяты> содержанием в руде золота 2<данные изъяты>/т соответственно. Проектом принята комбинированная гравитационно
флотационная схема обогащения с селективной цианидной флотацией коллективного концентрата с получением золотосодержащих концентратов свинцового и цинкового. Годовая производительность перерабатывающего производства - <данные изъяты>.т. минерального сырья, составленного из смеси (шихты) руд Ново-Широкинского и Средне-Голготайского месторождений в соотношении <данные изъяты>.т. и <данные изъяты> тыс.т. соответственно или <данные изъяты> % соответственно. Извлечение полезных компонентов в объединенный концентрат предусмотрено по следующим показателям: золота 83,7 %,
4
потери в отвальных хвостах-<данные изъяты>3%; серебра - <данные изъяты>, потери в отвальных хвостах-<данные изъяты> %; свинца -<данные изъяты> %, потери в отвальных хвостах - <данные изъяты>%; цинка - <данные изъяты>%, потери в отвальных хвостах-10,7%; извлечение содержащихся в минеральном сырье иных компонентов (меди, сурьмы, висмута) не предусмотрено.
АО «Ново-Широкинский рудник» во II-IV кварталах 2016 года на обогатительной фабрике переработано в шихте <данные изъяты>,0 труды, содержащей <данные изъяты> гр золота и <данные изъяты> серебра, а также <данные изъяты> т. меди, <данные изъяты> т свинца и <данные изъяты>43 т цинка в т.ч. из запасов Средне-Голготайского месторождения - <данные изъяты> т руды, содержащей <данные изъяты> гр золота и <данные изъяты>5 гр серебра, а также меди -<данные изъяты> т, свинца - <данные изъяты> цинка -,<данные изъяты> т. При переработке шихты не соблюдены требования технологического регламента: доля руды Средне-Голготайского месторождения в минеральном сырье составила 2,58% при предусмотренном по величине 12%, что подтверждается отчетностью предприятия по движению минерального сырья по ОФ.
В результате переработки шихты выработано <данные изъяты>
На основании ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов
сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами
исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в
отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии со ст. 23.3 Закона РФ «О недрах» пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить: строгое соблюдение
технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья; наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
Согласно п. 31 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России № 71 от 06.06.2003 года, строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских. работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ ЖНВЗАТ-054 выявлены следующие нарушения в области недропользования: при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 12697 в 2016 году разработка месторождения произведена с отступлением от утверждённого проекта; при переработке полезного ископаемого во II-IV кварталах 2016 года не соблюдены требования технологической схемы переработки; переработка полезного ископаемого во II-IV кварталах 2016 года произведена без утверждённого в установленном порядке проекта.
В соответствии с п.2 Правил охраны недр, требования Правил являются обязательными для организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), индивидуальных
6
предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также производство маркшейдерских и геологических работ на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Вина АО «Ново-Широкинский рудник» в совершении административного правонарушения, предусмотренного чЛ ст. 8.10 КоАП РФ, подтверждается собранными доказательствами: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №НВЗ АТ-054, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, справкой о деятельности юридического лица №Н-201-в; Протоколом заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от ДД.ММ.ГГГГ№стп; Протоколом заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от ДД.ММ.ГГГГ№стп; а также иными доказательствами исследованными в ходе производства по делу.
Данные доказательства оценены должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, как по отдельности, так и в совокупности, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Анализ содержания протокола об административном правонарушении в совокупности с данными приложенных к нему материалов позволяют сделать вывод, что он составлен уполномоченным лицом в пределах срока давности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ и содержит предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ сведения, при этом им подтверждаются обстоятельства административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом ни в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, ни в ходе судебного разбирательства не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что АО «Ново- Широкинский рудник» предприняло исчерпывающие меры для соблюдения указанных выше требований.
Оценивая доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В силу пункта 3 «Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118) подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4 Положения). Согласно пункту 5 Положения проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
В соответствии с п. п. 2, 12, 13 и 21 Положения, комиссия по рассмотрению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, осуществляет рассмотрение проектной документации на соответствие условиям пользования недрами, установленными в лицензии на пользование недрами и требованиям законодательства Российской Федерации о недрах, в том числе требованиями рационального комплексного использования и охраны недр.
Согласно п. 9 Положения, комиссия осуществляет, в отношении твердых полезных ископаемых, согласование конкретных видов проектных документов, а именно - проектов опытно-промышленной разработки месторождений, технических проектов разработки месторождений, технических проектов ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, технологических схем первичной переработки минерального сырья.
В соответствии с установленным Положением порядком, в настоящее время согласование проектной документации комиссией является завершающим этапом ее согласования.
В качестве технической документации, обосновывающей переработку во П-1Укварталах 2016 года на обогатительной фабрике минерального сырья, сформированного из смеси руд месторождений Ново-Широкинского и Средне-Голготайского, Обществом заявлен «Технический проект разработки Ново-Широкинского месторождения с выходом на производительность <данные изъяты>
Протоколом ЦКР-ТПИ Роснедр от ДД.ММ.ГГГГ№-стп согласована
8
«Технологическая схема совместной первичной переработки руд Средне- Голготайского и Ново-Широкинского месторождений с общей производительностью <данные изъяты>.т/г.» до ДД.ММ.ГГГГ с показателями извлечения золота - <данные изъяты>
Доводы заявителя о том, что во II-IV квартале 2016 года действовали как Техпроект, так и Техсхема, которая в полном объеме применялась к переработке руды в 2016 году, подлежат отклонению, поскольку решения о согласовании допустимости применения при переработке минерального сырья в количестве <данные изъяты> т/год, сформированного из руд участка Кафтановский Средне-Голготайского месторождения и Ново-Широкинского месторождения в соотношении <данные изъяты>% технологической схемы, предусматривающей переработку руд месторождений Средне-Голготайского и Ново-Широкинского в количестве <данные изъяты>год, уполномоченным органом ЦКР-ТПИ Роснедра не принималось.
Таким образом, действующим проектным документом на разработку месторождений является: «Технический проект разработки Ново-
Широкинского месторождения с выходом на производительность <данные изъяты>. т/<адрес> этап отработки с производительностью <данные изъяты> тыс.т/г.», согласованный Протоколом ЦКР-ТПИ Роснедр от ДД.ММ.ГГГГ№-стп. В соответствии с утверждённым проектом предусмотрена переработка на ОФ руд месторождений Средне-Г олготайского в количестве до <данные изъяты>.т/год, добытой на участке Кафтановский и Ново-Широкинского месторождения в количестве <данные изъяты>
В соответствии с указанным документом извлечение при первичном обогащении минерального сырья полезных компонентов в товарный продукт предусмотрено по величине: золота - <данные изъяты> предусмотренные проектом переработки потери полезных ископаемых в отдельных звеньях цепи переработки минерального сырья и в отвальных хвостах обогатительного производства не предусмотрено.
Согласно отчетности предприятия по движению минерального сырья за II-IV кварталы 2016 года допущены потери полезных ископаемых в хвостах переработки: золота - <данные изъяты>
Таким образом, АО «Ново-Широкинский рудник» во II-IV кварталах 2016 года при отсутствии утвержденного, согласованного в установленном порядке проекта переработки (технологической схемы) производило переработку минерального сырья, допустив не согласованные потери полезных ископаемых в хвостах переработки.
Довод жалобы о том, что превышение предусмотренного Техсхемой объема переработки руды в 2016 году не влияет на технологию переработки, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно Правил охраны недр при переработке минерального сырья (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ№),
9
технические решения проектной документации включают и обеспечивают рациональное, комплексное извлечение содержащихся в минеральном сырье полезных с учетом требований по охране недр и окружающей среды (п.10); объем и состав проектной документации определяются с учетом показателей ценности и обогатимости минерального сырья, обеспечения его рационального и комплексного использования (п.11); при составлении проектной документации учитываются: геологическая характеристика
месторождения, перечень основных и попутных компонентов, изученность по типам и сортам, характеристика технологических проб, исследования по каждому типу и сорту, представительность по вещественному составу и содержанию компонентов, результаты геолого-технологического картирования руд по типам и сортам, рекомендуемые методы усреднения руды, вещественный состав минерального сырья по типам и сортам, физикомеханические свойства полезных ископаемых по типам и сортам, данные о дробимости и измельчаемого минерального сырья, склонность к ошламованию; оценка необходимости усреднения руды по измельчаемости; крупность минерального сырья, поступающего на перерабатывающее производство; оценка возможности предварительной концентрации (обогащение в тяжелых суспензиях, радиометрическое обогащение и др.) (п.16). То есть при составлении проектной документации учитывается вещественный состав, типы и сорта руд, их технологичность и методы усреднения проектируемого к переработке сырья по типам и сортам.
Производство работ по переработке минерального сырья
определенного состава с применением проектной документации (технологический схемы), обосновывающей переработку минерального сырья иного состава, требованиями п. 19 Правил охраны недр при переработке минерального сырья, п. 31 Правил охраны недр, согласно которым производство работ по переработке с отступлениями от
утверждённой в установленном порядке проектной и технологической документации не допускается.
Согласно Техпроекту от 2016 года в шихте, составленной в пропорции <данные изъяты> руды Средне-Голготайского месторождения и <данные изъяты> руды содержание ценных компонентов составляет: золота -<данные изъяты> То есть состав вовлеченного в переработку минерального сырья по содержанию и количеству перерабатываемых драгметаллов (золота и серебра) не соответствует значениям, принятым Техсхемой в 2015 году, вследствие чего применение технологической схемы для переработки минерального сырья, сформированного в соответствии с проектом переработки от 2016 года, недопустимо.
Доводы представителя ФИО3 о том, что должностным лицом не доказано, что увеличение объема перерабатываемой руды в 2016 году привело к изменению технологии переработки и повлияло на извлечение полезных ископаемых и данный факт может быть подтверждён только
10
экспертным учреждением при назначении экспертизы, чего должностным лицом сделано не было, судьей не принимаются, поскольку в рамках данного дела об административном правонарушении рассматривается несоблюдение юридическим лицом правил пользования недрами, а именно факт переработки во II-IV кварталах 2016 года минерального сырья при отсутствии утвержденной, согласованной в установленном порядке проектной документации (технологической схемы).
Довод Общества о несущественных отклонениях от согласованной в 2015 году технологии переработки сырья во II-IV кварталах 2016 года, не приведших к сверхнормативным потерям полезных ископаемых, не основан на законе.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь.
Согласно Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 (с изм. и доп.) потери при добыче полезных ископаемых подразделяются на нормативные и сверхнормативные. К нормативным относятся потери, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых. Все сведения об утвержденных нормативах потерь направляются в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Сверхнормативные потери полезных ископаемых определяются как разность между фактическими и нормативными потерями. Объем фактических потерь определяется маркшейдерской, геологической и технологическими службами предприятий не менее одного раза в год. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Таким образом, поскольку нормативы установлены Проектом и являются обязательными для недропользователя, несоблюдение этих нормативов является нерациональным использованием недр, ведущим к потерям при добыче полезных ископаемых, что является объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Диспозиция ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за 1) выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, 2) разубоживание полезных ископаемых, 3) иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
В данном случае юридическому лицу вменена в вину внепроектная отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, а также иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых.
Законодательство Российской Федерации обязывает при добыче полезных ископаемых наиболее полно и комплексно извлекать их из недр, не допускать сверхнормативных потерь и сверхнормативного разубоживания полезных ископаемых, а также выборочной отработки богатых месторождений и пластов. Комплексное извлечение полезных ископаемых предполагает, что из недр должны быть извлечены: 1) основные и совместно с ними залегающие полезные ископаемые и попутные компоненты; 2) полезные компоненты, имеющие промышленное содержание, то есть утвержденные в установленном порядке.
Таким образом, представленные материалы объективно свидетельствуют о том, что Общество нарушило положения утвержденного в установленном порядке проектного документа, определяющие объем перерабатываемой руды, допустило нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых.
Доводы представителя АО «Ново-Широкинский рудник» о нарушении должностным лицом при вынесении постановления норм процессуального права, недопустимости рассмотрения дела об административном правонарушении лицом, которое принимало участие в сборе доказательств, подлежат отклонению.
В соответствии с ч.2 ст. 23.22 КоАП РФ, старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.10 КоАП РФ.
Таким образом, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО2 в силу предоставленных ей полномочий по должности вправе была рассмотреть дело об административном правонарушении. Нормы, содержащей запрет на рассмотрение дела должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.2 КоАП РФ судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если данные лица лично, прямо или косвенно заинтересованы в разрешении дела.
Каких-либо объективных данных о том, что старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО2 лично, прямо или косвенно заинтересована в разрешении дела об административном правонарушении в отношении АО «Ново-Широкинский рудник», не имеется, а потому ссылказаявителя о недопустимости ее участия в рассмотрении дела не является состоятельной.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы АО «Ново-Широкинский рудник» не имеется, поскольку как при рассмотрении протокола об административном правонарушении должностным лицом, так и при рассмотрении жалобы в суде, установлено как событие административного правонарушения, так и вина Общества в совершении данного правонарушения.
Наказание Обществу назначено в пределах санкции статьи КоАП РФ и по своему размеру является справедливым и соразмерным обстоятельствам правонарушения.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения, судьей не установлено.
Поскольку нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение обжалуемого постановления должностного лица не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО «Ново-Широкинский рудник» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя АО «Ново-Широкинский рудник» ФИО4 - без удовлетворения.
С.Д. ЖалсаповаРешение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 июня 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 22 июня 2017 года.