ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2018 от 07.02.2018 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Алиев М.Н., с участием представителя генерального директора ООО ""ЖЭУ Приморский"" ФИО1 - ФИО2, начальника отдела НД и ПР № 5 по г.Дербент, г.Дагестанские Огни, Дербентскому и Табасаранскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО3, рассмотрев жалобу генерального директора ООО ""ЖЭУ Приморский"" ФИО1 на постановление № 64 от 02 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении №64 от 02 августа 2017 года, вынесенным государственным инспектором ОНД и ПР № 5 по г.Дербент, г.Дагестанские Огни, Дербентскому и Табасаранскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО4, генеральный директор ООО ""ЖЭУ Приморский"" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Не согласившись с вынесенным по данному делу постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель генерального директора ООО ""ЖЭУ Приморский"" ФИО1 - ФИО2 жалобу поддержал, пояснив, что должностным лицом Административного органа не представлено доказательств того, что именно ООО ""ЖЭУ Приморскиим"" на лестничных клетках и в поэтажных коридорах устроены подсобные помещения. Доказательств того, что это было сделано с согласия ""ЖЭУ Приморский"" также не представлено, относительно нарушения правил пожарной безопасности, выразившихся в том, что электропровод в подъезде дома <адрес изъят> проложенный транзитным методом демонтирован путем скрытия в коробку. Обязанность по устранению выявленных нарушений должны нести лица непосредственно их совершившие, соорудившие в поэтажных коридорах кладовые, а не он, ФИО1 Демонтировать установленные жильцами подсобные помещения ""ЖЭУ Приморский"" не правомочно. Предписанием Госжилинспекции РД ответственными за данные нарушения признаны жильцы дома - собственники квартир в доме №<номер изъят>.

Представитель административного органа ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным. Проблему с проводкой не устранена до конца.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) ""О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"" разъясняет, что «при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица».

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 указанной статьи.

Согласно Акту проверки № 119 от 28.07.2017, составленного государственным инспектором ОНД и ПР № 5 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО4 в ходе проведения в отношении ""ЖЭУ Приморский"" внеплановой выездной проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований:

- в доме № <адрес изъят> на лестничных клетках и поэтажных коридорах устроены подсобные помещения (ППР РФ 390 п.23""в"", ""к"").

- в подъезде электропроводка проложена транзитным методом (ППР РФ 390 п.41).

Указанные действия ФИО1 квалифицированы по ч. 1. ст. 20.4 КоАП РФ.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении должностного лица ""ЖЭУ Приморский"", было подведомственно должностному лицу Административного органа.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ ""О пожарной безопасности""

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ""О пожарной безопасности"" пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст. 37 указанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (абз. 8 и 9).

Согласно части 1 статьи 38 данного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно п.п. ""к"", п.23 ""Правил противопожарного режима в Российской Федерации"", на объектах запрещается: устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Пунктом 41 данных ""Правил…"" запрещается: прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий.

В силу положений статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1).

Из содержания договора управления многоквартирным домом № 8 от 17 декабря 2015г. следует, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: РД, <адрес изъят> находится в управлении ""ЖЭУ Приморский"".

Согласно п. 2.1.2 данного договора в обязанности ЖЭУ входит предоставление услуги, и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома. Состав общего имущество собственников определяется приложением № 1, являющимся неотъемлемой частью договора.

Общим имуществом собственников в данном многоквартирном доме являются помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, коридоры и др.

Согласно Уставу ""ЖЭУ Приморский"", утвержденному решением учредителя № 2 от 07.09.2009, целями ЖЭУ (в числе прочего) являются: обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния недвижимого имущества в жилищной сфере (п. 2.3).

Судом установлено, что собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома, незаконно и в нарушение требований ""Правил противопожарного режима в Российской Федерации"" на лестничных площадках (поэтажных коридорах) устроены подсобные помещения. Ими же к указанным помещениям в подъезде была проложена электропроводка, которую скрыли в коробку после составления протокола об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Так, из вменяемых заявителю в качестве нарушения подпунктов «в» и «к» пункта 23 ППР №390 следует, что на объектах запрещается размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подсобные строения, а также устраивать на лестничных площадках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения.

Должностным лицом Административного органа суду не представлено доказательств того, что именно ООО ""ЖЭУ Приморский"" в лице его генерального директора ФИО1, либо с его согласия на лестничных площадках и поэтажных коридорах устроены кладовые и другие подсобные помещения. Таким образом, из вмененного ФИО1 объема административного правонарушения необходимо исключить нарушения в указанной части в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

Статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ ""О пожарной безопасности"" обязательства по исполнению действующего законодательства о пожарной безопасности в помещении возлагается на собственника помещения либо на то лицо, которое уполномочено владеть, пользоваться или распоряжаться помещением на законном основании.

ФИО1 в судебном заседании заявил, что электропроводку, проложенную транзитным методом, он скрыл в коробку, вопреки требованиям требований ""Правил противопожарного режима в Российской Федерации"", и ничто ему не препятствовало проложить данную проводку, как того требуют Правила.

Указанное обстоятельство, установленное в ходе судебного разбирательства, свидетельствует о совершении данным должностным лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения должностным лицом требований законодательства, равно как и доказательства принятия генеральным директором ООО "ЖЭУ Приморский" исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил, указанное нарушение не устранено к моменту рассмотрения дела, и пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 указанной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Таким образом, Постановлением по делу об административном правонарушении № 64 от 02 августа 2017 года, вынесенное государственным инспектором ОНД и ПР № 5 по г.Дербент, г.Дагестанские Огни, Дербентскому и Табасаранскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД на ФИО1 наложен административный штраф в минимальном размере, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что отвечает принципам справедливости, соразмерности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу генерального директора ООО ""ЖЭУ Приморский"" ФИО1 на постановление № 64 от 02 августа 2017 года государственного инспектора ОНД и ПР № 5 по г.Дербент, г.Дагестанские Огни, Дербентскому и Табасаранскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить частично.

Постановление по делу об административном правонарушении № 64 от 02 августа 2017 года, вынесенное государственным инспектором ОНД и ПР № <адрес изъят>, Дербентскому и Табасаранскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, которым генеральный директор ООО ""ЖЭУ Приморский"" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 (шесть тысяч) рублей изменить, исключив ссылку на нарушения: ""в доме <адрес изъят> на лестничных клетках и поэтажных коридорах устроены подсобные помещения (ППР РФ 390 п.23 ""в"", ""к"")"" - в виду отсутствия в его действиях указанного состава административного правонарушения, в остальном Постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение десяти суток со дня его вручения или получения его копии.

Судья М.Н. Алиев