ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2018 от 15.01.2018 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е

15 января 2018 судья Центрального районного суда города Воронежа Шумейко Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника инспекции Счетной палаты РФ И.А. Скляр, АО «Концерн «Созвездие» на постановление мирового судьи судебного участка №4 в Центральном судебном районе Воронежской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.4 ч. 2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 в Центральном судебном районе Воронежской области от 26.09.2017 г. АО «Концерн «Созвездие» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, освобождено от административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ с объявлением устного замечания.

Не согласившись с вынесенным постановлением, начальник инспекции Счетной палаты РФ И.А. Скляр, Счетной палаты РФ обратились с жалобой в Центральный районный суд города Воронежа.

В судебном заседании представитель АО «Концерн «Созвездие» Коротких Д.С. представил письменные пояснения. Просит постановление по делу отменить, вынести постановление о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ. Указывает, что в действиях юридического лица отсутствует вина в совершении правонарушения. В постановлении о привлечении к административной ответственности указан как установленный факт нарушения юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, который заключается в несвоевременной сдачи в эксплуатацию объекта капитального строительства, а именно нарушения срока, установленного пп. 4.2.14 Договора. Как следует из пп. 4.2.14 Договора об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиции от 22.07.2015 г. /АО общество принимало на себя обязательство ввести в эксплуатацию объект в срок, установленный, предусмотренный Федеральной адресной инвестиционной программой. Обращает внимание, что указанная программа не содержит конкретных данных, позволяющих ее идентифицировать. Вместе с тем, бюджетные инвестиции предоставляются на осуществление работ по объектам капитального строительства – лаборатории, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний нового поколения телекоммуникационных систем и комплексов сметная стоимость, общий объем капитальных вложений, мощность и сроки строительства которого приведены в титульном списке переходящей стройки на 2015 г. Однако, в титульном списке указано, что создание объекта реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 г». Согласно Приложения № 2 ФЦП Создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний нового поколения телекоммуникационных систем и комплексов в открытом акционерном обществе "Концерн "Созвездие", г. Воронеж, с учетом Примечаний срок получения предусмотренных настоящим приложением результатов работ соответствует году окончания их финансирования. На основании Приказа Минпромторга РФ от 02.03.2016 г., реализованного в дополнительном соглашении от 17.06.2016 г. предусмотрено предоставление остатков неиспользованных бюджетных средств для реализации целей, ранее установленных договором. Последнее предоставление бюджетных средств было осуществлено в 2017 г. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что вина общества в несвоевременной сдаче в эксплуатацию объекта капитального строительства, а именно нарушения срока, установленного пп. 4.2.14 Договора отсутствует.

Счетная палата Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена. Суду предоставлены возражения на жалобу.

Заслушав объяснения защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доводы жалоб, возражения, дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам:

Согласно части 2 статьи 15.15.4 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной бюджетной инвестиции.

Нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ.

Как следует из оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, мировым судьей в ходе рассмотрения дела установлен факт наличия в действиях АО «Концерн «Созвездие» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ.

Мировой судья, принимая постановление о прекращении производства по делу в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ пришел к выводу о том, что действия юридического лица не привели к каким-либо тяжким последствиям и признал указанное правонарушением малозначительным, освободив АО «Концерн «Созвездие» от административной ответственности ограничившись устным замечанием.

В жалобе Счетной палаты РФ содержится утверждение о том, что основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ у мирового судьи отсутствовали.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ выступают экономические интересы государства, выражающиеся в обеспечении порядка соблюдения юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления.

Нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем исполнении должностным лицом Института, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления.

Исходя из обстоятельств настоящего дела, основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

По указанным основаниям, постановление мирового судьи судебного участка №4 в Центральном судебном районе Воронежской области от 26.09.2017 г. подлежит отмене.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении правонарушения.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из протокола об административном правонарушении № от 30.06.2017 г. АО «Концерн «Созвездие» 1 января 2016 года нарушены условия предоставления бюджетных инвестиций, выразившиеся в том, что объект капитального строительства Создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний нового поколения телекоммуникационных систем и комплексов в открытом акционерном обществе "Концерн "Созвездие", г. Воронеж в эксплуатацию не введен. Срок ввода объектов в эксплуатацию в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой (в 2015 г.) определен пп. 4.2.14 КоАП РФ, а также утвержденным Росимуществом и Минпромторгом России Титульным списком переходящего объекта капитального строительства на 2015 год.

Нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ.

С учетом вменяемого юридическому лицу правонарушения, доводов возражений лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельством подлежащим установлению по делу об административном правонарушении является: не исполнение АО "Концерн "Созвездие" конкретных условий предоставления бюджетных инвестиций – ввод объекта капитального строительства в установленный законом и (или) договором срок.

Субъективную сторону правонарушения характеризует вина.

Юридическое лицо подлежит привлечению в ответственности в том случае, если доказано, что общество имело возможность для соблюдения срока ввода объекта в эксплуатацию, в том числе, должно было знать срок ввода объекта в эксплуатацию, однако, данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 1 статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства или на приобретение объектов недвижимого имущества, предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, а также предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность) осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.

Первоначальной редакцией ФЗ от 01.12.2014 г. № 384-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» бюджетные ассигнования на 2015 год на осуществление взноса в уставный капитал открытого акционерного общества «Концерн «Созвездие» г. Воронеж, в рамках федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы государственной программы Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2015 годы» (капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности были утверждены Минпромторгу России, как главному распорядителю средств федерального бюджета, о коду бюджетной классификации: 020, раздел 04, подраздел 12, целевая статья расходов 19 2 6271, вид расходов 400 в сумме 261905,0 тыс. руб.

Указанные средства предусматривались на реализацию объектов капитального строительства, включенных в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники», на 2008-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 года № 809в, том числе, создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний нового поколения телекоммуникационных систем и комплексов в открытом акционерном обществе "Концерн "Созвездие", г. Воронеж (срок реализации 2012-2015 годы).

В соответствии с ФЗ от 28.11.2015 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» бюджетные ассигнования на 2015 год на осуществление взноса в уставный капитал открытого акционерного общества «Концерн «Созвездие» г. Воронеж, в рамках федеральной целевой программы Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники 2008-2015 годы», государственной программы Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы» (капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности) по Минпромторгу России уменьшены на (-) 52906,4 тыс. руб.

В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Минэкономразвития России от 16.12.2014 года № 31956-ЕЕ/Д17и заказчиком (застройщиком) указанных объектов является АО «Концерн «Созвездие», государственным заказчиком – Минпромторг России.

В соответствии с договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 22.07.2015 года /АО, заключенным между Росимуществом, Минпромторгом России и АО «Концерн «Созвездие» передает, а Российская Федерация принимает и оплачивает акции по цене размещения 100 руб. за одну акцию, при номинальной стоимости 100 руб. за одну акцию. Общая сумма сделки составила 208 988500 руб.

Условия предоставления бюджетных инвестиций определены указанным договором.

В соответствии с п. 3.1. договора бюджетные инвестиции предоставляются заказчику (застройщику) на осуществление работ по объектам капитального строительства, в том числе, с учетом пп. 3.1.1. «Создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний нового поколения телекоммуникационных систем и комплексов в открытом акционерном обществе "Концерн "Созвездие", г. Воронеж».

В силу п. 6.6 договора неотъемлемой частью договора являются: титульный список переходящей стройки, график выполнения работ, показатели эффективности использования предоставленных бюджетных инвестиций, показатели эффективной реализации заказчиком ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы».

В соответствии с п. 4.2.14 договора АО "Концерн "Созвездие" принимало на себя обязательство ввести объект в эксплуатацию в срок, предусмотренный Федеральной адресной инвестиционной программой.

Согласно титульному списку переходящей строки на 2015 год возведение объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы».

Как следует из Приложения № 2 ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы» п. 191 создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний нового поколения телекоммуникационных систем и комплексов в открытом акционерном обществе "Концерн "Созвездие", г. Воронеж, с учетом Примечаний № 1 срок получения предусмотренных настоящим приложением результатов работ соответствует году окончания их финансирования.

Обосновывая доводов об отсутствии вины в действиях юридического лица, защитник указывает, что заключенные соглашения, с учетом отсылки к нормам, установленным федеральными целевыми программами, не содержат указания на конкретную дату исполнения обязательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Статьей 190 ГК РФ установлен следующий порядок исчисления сроков.

Установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Как следует из п. 4.2.14 договора от 22.07.2015 года, Приложения № 2 ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы» п. 191 создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний нового поколения телекоммуникационных систем и комплексов в открытом акционерном обществе "Концерн "Созвездие", г. Воронеж, с учетом Примечаний № 1, государственной программы РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы», обязательство, с учетом положений государственных программ, не предусматривает конкретную дату, когда АО "Концерн "Созвездие" должно было исполнить обязательство по вводу объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, анализ соглашений и регулирующих правоотношения сторон государственных программ позволяет определить период, в течении которого обязательство должно быть исполнено.

На основании Приказа Минпромторга РФ от 02.03.2016 г., реализованного в дополнительном соглашении от 17.06.2016 г. предусмотрено предоставление остатков неиспользованных бюджетных средств для реализации целей, ранее установленных договором.

Договор об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 22.07.2015 года /АО дополнен соглашением от 17.07.2016 года (л.д. 114-117 том 1).

В соответствии с п. 1 дополнительного соглашения от 17.06.2016 года заказчик (застройщик) обязуется использовать остатки средств, источником образования которых являются неиспользованные в 2015 году бюджетные инвестиции, полученные по договору, на цели, ранее установленные договором.

При этом, в соответствии с п. 4.2.14 договора от 22.07.2015 года, Приложения № 2 ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы» п. 191 создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний нового поколения телекоммуникационных систем и комплексов в открытом акционерном обществе "Концерн "Созвездие", г. Воронеж, с учетом Примечаний № 1, государственной программы РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы», обязательство, с учетом положений государственных программ, срок получения предусмотренных настоящим приложением результатов работ соответствует году окончания их финансирования.

Остатки неиспользованных бюджетных инвестиций, в соответствии с платежным поручением от 08.06.2017, были списаны со счетов Ответчика в 2017 году, т.е. финансирование инвестиционных проектов прекратилось в 2017 году.

Установленные обстоятельства, позволяют судьей придти к выводу о том, что в действиях АО "Концерн "Созвездие" отсутствует правонарушение, выразившееся в нарушении условия предоставления бюджетных инвестиций, так как ввод объекта капитального строительства (Создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний нового поколения телекоммуникационных систем и комплексов в открытом акционерном обществе "Концерн "Созвездие") 1 января 2016 года не является условием предоставления бюджетных инвестиций.

Из протокола об административном правонарушении следует, что срок ввода объектов в эксплуатацию в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой (в 2015 г.) определен пп. 4.2.14 КоАП РФ, а также утвержденным Росимуществом и Минпромторгом России Титульным списком переходящего объекта капитального строительства на 2015 год.

При этом, в вину юридическому лицу вменяется нарушение условия предоставления бюджетных инвестиций, выразившиеся в неисполнении в установленный срок обязанности по вводу объекта в эксплуатацию.

Из протокола об административном правонарушении не следует, конкретная дата, событие, либо период, в течение которого юридическое лицо должно было исполнить принятые на себя обязательства.

Не представлены доказательства того, что о данном условии (конкретной дате исполнения обязательства) юридическое лицо знало или достоверно могло знать, имело возможность для соблюдения указанного условия, однако, данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные обстоятельства позволяют суду придти к выводу об отсутствии в действиях АО "Концерн "Созвездие" состава вменяемого правонарушения.

Вместе с этим ст. 24.5 КоАП РФ предполагает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, хотя бы одного из оснований, предусмотренных данной статьей, в том числе состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу начальника инспекции Счетной палаты РФ И.А. Скляр, АО «Концерн «Созвездие» на постановление мирового судьи судебного участка №4 в Центральном судебном районе Воронежской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.4 ч. 2 КоАП РФ удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №4 в Центральном судебном районе Воронежской области от 26.09.2017 г., которым АО «Концерн «Созвездие» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, освобождено от административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ с объявлением устного замечания, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.4 ч. 2 КоАП РФ, в отношении АО «Концерн «Созвездие» прекратить.

Судья: