ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2021 от 01.02.2021 Буйского районного суда (Костромская область)

12-11/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Буй Костромской области 1 февраля 2021 года

Федеральный судья Буйского районного суда Костромской области Беляев В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующей МДОУ № 7 городского округа город Буй Костромской области Беляевой Анастасии Константиновны на постановление заместителя, руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области Ревельцева Олега Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ, которым Беляева А.Н., как должностное лицо привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Беляева А.К. постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> Ревельцева О.В., от ДД.ММ.ГГГГ привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за то, что являясь заведующей МДОУ «Светлячок» <адрес> не обеспечила оплату полученной электрической энергии по договору, заключенному между МДОУ «Светлячек» <адрес> я и ПАО «Костромская сбытовая компания», от ДД.ММ.ГГГГ за январь, февраль, март, апрель, май 2020 года, всего в размере 121551 рубль 80 копеек (счет-фактуры от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

Не согласившись с постановлением, Беляева А.К. обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что МДОУ «Родничок», является бюджетным учреждением, финансирование которого производится из средств местного бюджета. Учреждение не имеет, своей бухгалтерии, бухгалтерское обслуживание осуществляется на основании договора бухгалтерией отдела образования городского округа <адрес>. Именно Отдел образование осуществляет направление заявок на выделение денежных средств, в виде субсидий на оплату электроэнергии, потребляемой учреждением.

Она, как руководитель учреждения своевременно сдавала заявки на выделение денежных средств в бухгалтерию, однако финансирования на оплату электроэнергии из средств местного бюджета не поступало. Имеющаяся задолженность по оплате электроэнергии перед ПАО «Костромская сбытовая компания» в настоящее время погашена. Просит постановление отменить, признать её действия малозначительными и принять новое решение об объявлении ей устного замечания, поскольку она приняла все меры по погашению задолженности.

Помощник Буйского межрайонного прокурора Касарихина Ю.Ю. возражала относительно удовлетворения жалобы, считала, что оснований для отмены постановления не имеется.

ПАО «Костромская сбытовая компания» о месте, времени и дне рассмотрения жалобы извещена надлежаще, её представитель в суд не явился.

Часть.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, устанавливает административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно договора, заключенного между МДОУ «Светлячок» <адрес> и ПАО «Костромская сбытовая компания», от ДД.ММ.ГГГГ п. 6.2. оплата Заказчиком производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика. П. 6.3. договора оплата за потребленную электрическую энергию производится в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок оплаты за потребленную электрическую энергию (мощность). П.6.5 договора стоимость объема покупки электрической энергии в месяц, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных МДОУ <адрес> в качестве оплаты электрической энергии в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счета-фактуры и (или) счете, который выставляется в электронной форме в соответствии с установленными форматами и порядком по телекоммуникационным каналам связи через соответствующего оператора электронного документооборота или по электронной почте.

В соответствии с пунктом 82 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

В силу ч.13 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ №44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно 4.1 ст.94 ФЗ №44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем содействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В соответствии с Уставом МДОУ «Светлячок»

Согласно устава МДОУ «Светлячок», п.1.3 Учреждение является некоммерческой организацией.

П.1.4 Организационно-правовой статус Учреждения: муниципальное учреждение, тип дошкольная образовательная организация.

П.1.7 Учредителем Учреждения и собственником её имущества является муниципальное образование городского округа <адрес>.

П.10.1 Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, обязанности.

Заведующий является единоличным исполнительным органом учреждения и самостоятельно решает текущие вопросы его деятельности, отнесенные к компетенции заведующего.

Заведующий самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заведующий п.п.5 п.5.5 В пределах предоставленных ему прав распоряжается имуществом и денежными средствами Учреждения, является распорядителем бюджетных средств. п. 5.7 Обеспечивает составление плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения и предоставляет его на утверждение Учредителю в порядке, определенном учредителем.

6.7. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджете городского округа <адрес>, бюджета субъекта Российской Федерации, внебюджетных средств согласно плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного на соответствующий год Учредителем.

Согласно положения о порядке взимания и расходования родительской платы за присмотр и уход за детьми в МДОУ «Светлячок» п.1.4 Средства, поступившие от родителей за присмотр и уход за детьми в ДОО, носят целевой характер и направляются на обеспечение комплекса мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечение или личной гигиены и режима дня.

Согласно постановления главы администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Устава отдела образования городского округа <адрес> права учредителя в отношении образовательных и дошкольных учреждений переданы отделу образования городского округа <адрес>.

Согласно договора на бухгалтерское обслуживание , заключенного между Отделом образования городского округа <адрес> и МДОУ «Светлячок» от ДД.ММ.ГГГГ, п. 2.1.9 на основании заявок на финансирование от учреждения отдел образования, на который постановлением Администрации городского округа <адрес>, возложены функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения отправляет заявку на предоставление субсидий бюджетному учреждению в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. П.4.1 Отдел обязуется надлежаще и качественно оказывать услуги МДОУ «Светлячок», основываясь в своих действиях на законных и объективных методах бухгалтерского и налогового учета, направленных на формирование достоверной и полной бухгалтерской и налоговой документации. П.5.1 Учреждение обязано своевременно предоставлять в бухгалтерию необходимые документы и сведения в соответствии с утвержденным графиком документооборота. Руководитель учреждения должен своевременно подписывать финансовые документы по согласованию с централизованной бухгалтерией. П.9.1 Учреждение несет дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с действующим законодательством за:

П.9.1.1. несвоевременное предоставление в бухгалтерию необходимых документов и сведений; п.9.1.2 нецелевое использование выделяемых бюджетных средств; п.10.1 За убытки Учреждения, в результате ошибок отдела при осуществлении бухгалтерского обслуживания несет отдел.

Согласно соглашений, заключенных с отделом образования администрации городского округа <адрес>, как учредителем и МДОУ «Светлячок» от декабря 2019 года:

п. 2.1 учредитель определяет размер субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с учетом нормативных затрат.

п. 2.1.2 определяет размер субсидий с учетом расходов на содержание соответствующего недвижимого имущества.

п. 2.1.3 предоставляет Субсидию на авансовый платеж в размерах и в соответствии с графиком перечисления субсидий, являющимся неотъемлемым приложением к соглашению.

п.2.1.4 Не изменяет утвержденный размер субсидии без соответствующего муниципального задания.

п. 2.1.6 Осуществляет контроль за сверенным и полным исполнением муниципального задания и расходованием субсидии. По целевому назначению.

При рассмотрении дела установлено, что первый экземпляр договора, заключенного между МДОУ «Светлячок» <адрес> и ПАО «Костромская сбытовая компания», от ДД.ММ.ГГГГ находится у учредителя в бухгалтерии отдела образования городского округа <адрес>. Соглашением между учреждением и учредителем определен порядок внесения авансовых платежей по договору из чего следует, что заказчик довел до учредителя - отдела образования порядок расчета с поставщиком.

Согласно положении Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Бюджетное учреждение вправе самостоятельно производить оплату товаров услуг без использования бюджетных средств, только при наличии изданного бюджетным учреждением соответствующего правового акта, позволяющего учреждению осуществлять в 2020 году закупки без использования субсидий, принятого в соответствии с положениями п.1, 2, 3 части 3 статьи 2 Федерального закона от ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе.

При рассмотрении дела установлено, что приведенного выше правового акта учреждением не издавалось.

При заключении договора между МДОУ «Светлячок» и ПАО «Костромская сбытовая компания» в силу ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе, оплата полученной учреждением электроэнергии предусматривалась за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к которым согласно ст. 10 БК РФ, в том числе, относятся: федеральный бюджет Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов.

В связи с изложенным, оплата полученной электроэнергии по договору, заключенному между МДОУ «Светлячок» <адрес> и ПАО «Костромская сбытовая компания», является расходными обязательствами бюджетной системы Российской Федерации.

Привлечение Учреждением к оплате заемных средств, в том числе в кредитных организациях не предусмотрено законом, ведет к нецелевому использованию бюджетных средств.

При рассмотрении дела факт нарушения срока оплаты по договору бюджетным учреждением МДОУ «Светлячок» <адрес>, по договору нашел свое подтверждение. В то же время в деле отсутствуют сведения о направлении поставщиком заказчику счетов для внесения авансовых платежей.

Указанное обстоятельство не нашло отражения в постановлении должностного лица.

Разрешая вопрос о виновности должностного лица – директора между МДОУ «Светлячок» <адрес> Беляевой А.К. в совершении административного правонарушения, прихожу к следующему.

Между МДОУ «Светлячок» <адрес> и ПАО «Костромская сбытовая компания», заключен договор на поставку электроэнергии в рамках лимитов, утвержденных учредителем.

В договоре определена дата расчёта до 18 числа месяца, следующего за отчетным. Хотя договор содержит сведения о внесении авансовых платежей, однако дата внесения авансовых платежей не конкретизирована.

Из материалов административного дела следует, что Беляевой А.К. своевременно подписаны акты выполненных работ ( оплата электроэнергии за январь, февраль, март, апрель, май) и вместе с заявкой и платежными документами поданы в бухгалтерию отдела образования до 18 числа месяца следующего за отчетным периодом.

После поступления от поставщика претензий по поводу отсутствия платежей в счет исполнения договора, Беляевой А.К. направлены учредителю ходатайства о погашении задолженности.

Таким образом, при рассмотрении апелляционной жалобы, виновных действий (бездействий) Беляевой А.К., как должностного лица учреждения, которые не позволили в сроки, установленные законом и договором произвести оплату полученной электроэнергии, не установлено.

Согласно положений ч.1,2 ст. 1.5 КоАП РФ Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1- 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя, руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> Ревельцева Олега Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ, которым Беляева Анастасия Константиновна, как должностное лицо - заведующая МДОУ «Светлячок» <адрес> привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд, через Буйский районный суд, в течение 10 дней после получения (вручения) копии постановления.

Судья В.М. Беляев