Дело № 12-11/2021
УИД 39RS0009-01-2020-001368-39
Р Е Ш Е Н И Е
09 февраля 2021 года г. Гвардейск
Судья Гвардейского районного суда Калининградской области Клименко М.Ю., при секретаре Савкиной В.Н., рассмотрев жалобу ООО «БалтРегс» на постановление заместителя начальника отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 по делу об административном правонарушении от 04.12.2020,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 по делу об административном правонарушении от 04.12.2020 о назначении административного наказания по делу №821/2020 об административном правонарушении юридическое лицо – ООО «БалтРегс» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях к наказанию в виде предупреждения.
Защитник ООО «БалтРегс» Высоцкая Н.Н., не согласившись с данным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит суд признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 по делу об административном правонарушении от 04.12.2020 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, указав, что данное постановление получено обществом 08.12.2020. Положениями ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции, действовавшей до 01.01.2020, было установлено следующее: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Вместе с тем форма, порядок подготовки и подачи вышеуказанной отчетности не были утверждены. Между ООО «БалтРегс» и ООО «АртЭко» заключен договор на специализированное абонентское обслуживание в сфере охраны окружающей среды, в соответствии с которым ООО «АртЭко» оказывает услуги по экологическому сопровождению деятельности ООО «БалтРегс». Ввиду имеющегося пробела в действующем законодательстве по вопросу предоставления отчетности об отходах лицами, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, ООО «АртЭко» в интересах ООО «БалтРегс» направляло обращение в Министерство с просьбой предоставить форму отчётности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, а также сообщить о сроках, в которые хозяйствующие субъекты обязаны представить вышеуказанную отчётность, и порядке её подачи. Министерство письмом исх. № 7268-ОС от 10.09.2019 сообщило, что «к настоящему времени порядок, форма и сроки сдачи такой отчетности установлены не были». Более того, Министерство отметило, что «по мнению Минприроды Калининградской области, при данных обстоятельствах сдача указанной отчетности невозможна». С 01.01.2020 ч. 5 ст. 18 Закона №89-ФЗ изложена в другой редакции: «.…отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.». Согласно ч. 8 ст. 67 Закона №7-ФЗ, форма отчёта по ПЭК, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Форма отчета по ПЭК утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 №261 и, несмотря на указание ч. 5 ст. 18 Закона №89-ФЗ о предоставлении отчетности об отходах в составе отчёта по ПЭК, в форму отчета по ПЭК изменения не были внесены, в связи с чем, у заявления не было возможности предоставить форму отчетности по отходам за 2019 год.
Отчёт по ПЭК за 2019 год, составленный ООО «БалтРегс» по утвержденной уполномоченным органом форме, был предоставлен в адрес Министерства в установленные сроки (была представлена с объяснениями 06.11.2020). Сотрудники Министерства также пояснили, что ООО «БалтРегс» необходимо было направить отчетность об отходах в свободной (произвольной) форме. Вместе с тем Министерством в период с 11.09.2019 по 25.03.2020 не осуществлялось информирование хозяйствующих субъектов о необходимости представления отчетности по отходам в свободной (произвольной) форме до момента внесения изменений в приказ Минприроды России от 14.06.2018 №261.
До внесения изменений в ст. 18 Закона № 89-ФЗ хозяйствующие субъекты, для которых не требовалось установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представляли в Министерство отчётность об отходах МСП.
Таким образом, до утверждения формы и порядка представления отчётности об отходах, предусмотренной для объектов III категории, хозяйствующие субъекты могли бы отчитаться в Министерство по форме отчётности об отходах МСП, т.е. по «старой» форме, однако на сайте Министерства содержатся прямые указания, что представление «старой» формы не требуется.
Учитывая, что форма отчётности об отходах и порядок ее представления не утверждены, а Министерство не предоставило четких разъяснений о порядке действий хозяйствующих субъектов в переходный период, у предприятия не было возможности исполнить требование ч. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ.
Также заявитель указывает, что приказом Министерства от 04.05.2018 № 202 установлен Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Калининградской области, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, предоставляют соответствующий отчет в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Указанный отчет содержит необходимую информацию об отходах ООО «БалтРегс», следовательно, ООО «БалтРегс» не утаивал информацию об отходах, о чем свидетельствует своевременное представление отчета за 2019 год в региональный кадастр отходов производства и потребления на территории Калининградской области.
В судебном заседании представитель ООО «БалтРегс» доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, дав им оценку, приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.
При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
ООО «БалтРегс» привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ за то, что указанное юридическое лицо в нарушение требований п.7 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.5 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не представило отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год.
Как следует из материалов дела, 12.11.2020 составлен протокол №821/2020 об административном правонарушении в отношении ООО «БалтРегс», в соответствии с которым отчет за 2019 год ООО «БалтРегс» был сдан в Министерство (входящий №5087-ОС от 25.03.2020) в отношении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – «Цех отходов текстильных материалов», код объекта 27-0239-001227-П, адрес: 238210, <адрес> категория негативного воздействия на окружающую среду – III, подлежащего региональному государственному экологическому контролю. При этом в рамках данного отчета отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, предоставлена не была. В связи с тем, что срок предоставления отчета за 2019 год установлен 25.03.2020, то временем совершения административного правонарушения является 00 час. 01 мин. 26.03.2020, местом совершения правонарушения - <адрес>. Таким образом, представленные в отчете ПЭК ООО «БалтРегс» сведения не являются полной и достоверной информацией об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Согласно ч. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 утверждены порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (Приложение № 2 к Приказу).
Согласно пункту 1 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Отчет ПЭК за 2019 год ООО «БалтРегс» был сдан в Министерство 25.03.2020 в отношении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – «Цех отходов текстильных материалов», код объекта 27-0239-001227-П, адрес: 238210, <адрес>, категория негативного воздействия на окружающую среду – III, подлежащего региональному государственному экологическому контролю.
При этом в рамках данного отчета ПЭК отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, предоставлена не была.
Как следует из п.5 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей до 1.01.2020) - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, о размещении отходов.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 450-ФЗ - в пункте 5 статьи 18 слова "в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов" заменены словами "отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды".
Таким образом, с 01.01.2020 законодательно было закреплено о необходимости сдачи отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, что свидетельствует о возможности в срок до 25.03.2020 представить отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год.
Вместе с тем, представленные ООО «БалтРегс» в отчете ПЭК сведения не являются полной и достоверной информацией об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Довод ООО «БалтРегс» о том, что требование законодательства в части направления сведений об отходах в рамках утвержденной в установленном законом порядке и действующей на данный момент формы отчета ПЭК исполнить не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующего раздела для заполнения в форме отчета ПЭК, несостоятелен, так как отсутствие утвержденной формы отчетности не освобождает хозяйствующий субъект от предусмотренной законом обязанности по её представлению в уполномоченный орган. В указанной ситуации хозяйствующий субъект вправе был оформить и представить отчетность в произвольной форме, однако этого не сделал.
Учитывая совокупность изложенных доказательств, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «БалтРегс» состава административного правонарушения предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установленных ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
Назначенное ООО «БалтРегс» административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения.
Оснований для признания назначенного ООО «БалтРегс» административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и смягчения наказания, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 04.12.2020 № 821/2020 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л :
Постановление заместителя начальника отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 по делу об административном правонарушении от 04.12.2020 № 821/2020 о привлечении ООО «БалтРегс» к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу ООО «БалтРегс» - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение 10 дней.
Судья: подпись
Копия
Судья: Клименко М.Ю.
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |