ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2021 от 19.01.2021 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-11/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

19 января 2021 года г. Хабаровск

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска С.Н. Опалей, рассмотрев жалобу защитника Мирошниковой С.Б. на постановление Врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 от 10 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении ФКУ «ОСК ВВО»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 от 10 ноября 2020 года ФКУ «ОСК ВВО» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Данным постановлением ФКУ «ОСК ВВО» признано виновным в том, что, являясь должником по исполнительному производству от 07.12.2017 года, допустило нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в не исполнении решения суда и законных требований судебного пристава-исполнителя.

В жалобе, поданной в Кировский районный суд г. Хабаровска, защитник юридического лица Мирошникова С.Б. просит постановление должностного лица, вынесенное в отношении ФКУ «ОСК ВВО» отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Указывает на невозможность исполнения судебного решения и требований судебного пристава-исполнителя по объективным причинам, поскольку ФКУ «ОСК ВВО» не имеет правовых оснований самостоятельно приобретать пожарное имущество и инвентарь для обеспечения воинских частей (организаций). Обеспечение воинских частей пожарно-техническим имуществом является процедурой трудоемкой и осуществляется централизованно посредством заключения соответствующих договоров с юридическими лицами, выполняющими поставку пожарной техники и инвентаря. Учреждение предприняло все зависящие от него меры для исполнения решения суда, что свидетельствует об отсутствии вины ФКУ «ОСК ВВО» в инкриминируемом правонарушении. ФКУ «ОСК ВВО» не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не была предоставлена возможность для дачи пояснений и надлежащей защиты своих прав.

Жалоба в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрена в отсутствие законного представителя ФКУ «ОСК ВВО» и защитника Мирошниковой С.Б., Врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

В суде другой защитник юридического лица ФИО1 жалобу поддержал, приведя те же доводы, в дополнение указал, что в настоящее время решение суда исполнено, о чем судебному приставу исполнителю предоставлены подтверждающие документы. Просит жалобу удовлетворить, постановление отменить.

Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника юридического лица ФИО1, исследовав материалы дела, а также материалы исполнительного производства, прихожу к следующему.

Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с положениями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

Часть 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Исходя из требований ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. № 1 «О судебной системе Российской Федерации», вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу ст. 6 названного Закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО на основании исполнительного листа, выданного Кировским районным судом г. Хабаровска, 07 декабря 2017 года возбуждено исполнительное производство -ИП о возложении обязанности обеспечить пожарную команду войсковой части 62250-2 пожарно-техническим имуществом: средства индивидуальной защиты органов дыхания на сжатом воздухе – 10 шт., газоструйный вакуумный аппарат – 1шт., радиостанция стационарная – 1 шт., осветительная электростанция – 2 шт., радиостанция переносная – 1 шт., бинокль – 2 шт., огнетушитель порошковый – 105 шт., огнетушитель углекислотный - 64 шт., огнетушитель углекислотный (от ОУ-25 до ОУ-80) - 5 шт., кошма - 30 шт., лом - 15 шт., топор - 15 шт., ящик металлический под песок - 5 шт., лопата совковая, штыковая, подборная - 30 шт., багры - 9 шт., веревка спасательная - 2 шт., рукав всасывающий с соединительными головками 125, 150 (4 мм) - 2 шт., сетка всасывающая d -125, 150 - 2 шт., ствол возд. - пен. - 1 шт., ручной пожарный ствол d-70 мм - 3 шт., устройство сушки и талкирования рукавов - 1 шт., фонарь пожарный - 3 шт., рукав напорный с соединительными головками (d-51 мм) - 1 шт., рукав напорный с соединительными головками (d-66,77 мм) - 25 шт., генератор пены - 6 шт., пенообразователь - 2600 кг. в отношении должника ФКУ «ОСК ВВО» и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д. 108-109).

19 декабря 2017 года должнику предъявлено требование об исполнении решения суда и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда в течение 5 дней с момента получения требования (л.д. 110-111).

15 января 2018 года Учреждение направило судебному приставу ответ с указанием о том, что доукомплектование недостающим имуществом будет осуществлено при поступлении пожарно-технического имущества на склады военного округа в рамках выполнения Государственного контракта 2018 года (л.д. 119-120).

Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 09.02.2018 ФКУ «ОСК ВВО» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 21.03.2017, сроком до 31 декабря 2018 года (л.д. 135-137).

05 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 138-139).

Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 26.09.2019 ФКУ «ОСК ВВО» отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 21.03.2017 (л.д. 55-58).

В рамках исполнительного производства, в целях исполнения решения суда 09 сентября 2020 года должнику предъявлено требование о предоставлении в трёхдневный срок с момента поступления документов, подтверждающих исполнение решения суда. При этом разъяснено, что в случае неисполнения указанных требований, будет составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 65).

17 сентября 2020 года Учреждение направило судебному приставу ответ о частичном исполнении решения суда, а также о том, что доукомплектование недостающим имуществом будет осуществлено при поступлении пожарно-технического имущества на склады военного округа в рамках выполнения государственного контракта (л.д. 25).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФКУ «ОСК ВВО» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.

Вместе с тем, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела должностным лицом допущено существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ.

Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. В случае неявки указанного лица протокол составляется, если лицо извещено в установленном порядке.

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Данные положения административного законодательства должностным лицом оставлены без внимания.

Как следует из представленных материалов протокол об административном правонарушении -АП от 30.09.2020 в отношении ФКУ «ОСК ВВО» составлен должностным лицом в отсутствие законного представителя юридического лица, при этом в материалах дела отсутствовали сведения о надлежащем извещении лица, привлекаемого к ответственности о времени и месте его составления.

Сопроводительное письмо № 27027/20/17637 от 18.09.2020 о направлении уведомления юридическому лицу, о том, что дата рассмотрения вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ перенесена на 30.09.2020 в 09 часов 15 минут, надлежащим извещением считаться не может, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие вручение уведомления № 27027/20/17637 от 18.09.2020 ФКУ «Объединенное стратегическое командование войсками Восточного военного округа».

Иных документов, подтверждающих факт вручения юридическому лицу извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела не имеется, и судье в ходе рассмотрения дела не представлено.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства (реестр, квитанция), подтверждающие факт направления копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч. 1, ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт извещения юридического лица о времени и месте рассмотрения дела, доказательств получения копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в ФКУ «ОСК ВВО» материалы дела не содержат и судье в ходе рассмотрения дела не представлено.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело было рассмотрено должностным лицом без участия законного представителя юридического лица, в отсутствие данных о его надлежащем извещении, о месте и времени рассмотрения дела.

Поскольку должностным лицом допущено существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления, то доводы жалобы по существу инкриминируемого ФКУ «ОСК ВВО» правонарушения не подлежат оценке при настоящем разбирательстве.

При таких фактических и правовых обстоятельствах доводы защитника о процессуальных нарушениях, допущенных должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, нахожу обоснованными, влекущими отмену постановления должностного лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства об исполнительном производстве лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Из материалов дела следует, что инкриминируемое ФКУ «ОСК ВВО» правонарушение совершено 18.09.2020, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, возможность разрешения настоящего дела по существу не утрачена, то дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 10 ноября 2020 года в отношении ФКУ «ОСК ВВО» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

При новом рассмотрении дела должностному лицу МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО следует устранить допущенное нарушение закона, учесть доводы жалобы, известить ФКУ «ОСК ВВО» надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, принять по делу законное и обоснованное постановление.

С учетом изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление Врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 от 10 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении ФКУ «ОСК ВВО» – отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение должностному лицу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО, правомочному рассмотреть дело.

Жалобу защитника Мирошниковой С.Б. считать частично удовлетворенной.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.

Судья (подпись)

Копия верна, Судья С.Н. Опалей

<данные изъяты>

<данные изъяты>