ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2021 от 27.04.2021 Гусевского городского суда (Калининградская область)

№ 12-11/2021

39RS0008-01-2021-000140-09

Р Е Ш Е Н И Е

г. Гусев 27 апреля 2021 года

Судья Гусевского городского суда Калининградской области Колотилин Д.В.,

при секретаре Мельникене О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» на постановление главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области № 39/4-287-20-ППР/2 от 12 января 2021 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области № 39/4-287-20-ППР/2 от 12 января 2021 года юридическое лицо МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» (далее по тексту МБУ «Чистота») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 140 000 руб.

Вина юридического лица установлена в том, что работникМБУ «Чистота»,машинист экскаватора Г., не был обеспечен согласно нормам средствами индивидуальной защиты: каской, жилетом сигнальным 2 класса защиты, ботинками кожаными утепленными с жестким подноском.

Место совершения административного правонарушения – <...>. Время совершения административного правонарушения – 25.11.2020.

Директор МБУ «Чистота»ФИО1 с указанным постановлением не согласен, в поданной жалобе просит его отменить и производство делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В обоснование жалобе указано, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось необоснованное утверждение прокурора о нарушении правил выдачи работнику МБУ «Чистота» средства индивидуальной защиты – каски.

Прокурор ссылается на Приказ Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года № 357, но МБУ «Чистота» не относится ни к одному из перечисленных в Преамбуле к этому Приказу видов транспорта, ссылка на данный приказ является необоснованной.

Нормы выдачи средств индивидуальной защиты для машиниста экскаватора МБУ «Чистота» регламентируются пунктом 506 Приказа Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2006 года № 297 и пунктом 33 Минздравсоцразвития России от 16 июля 2007 года № 477, в соответствии с которыми выдача каски машинисту экскаватора не предусмотрена.

МБУ «Чистота» является бюджетным учреждением и не имеет права купить не предусмотренную нормами выдачи каску, так как это будет нецелевое использование денежных средств.

Машинист экскаватора в МБУ «Чистота» вне кабины экскаватора не выполняет никаких производственных операций, согласно инструкции по охране труда работа без каски допускается только в кабине экскаватора. Факт внесения в инструкцию по охране труда для машиниста экскаватора пункта 1.6, согласно которому машинист экскаватора при ремонтных и других работах вне кабины должен работать в каске, является произвольным и ненадлежащим исполнением специалистом по охране труда своих обязанностей, данный сотрудник в МБУ в настоящее время не работает.

В судебном заседании представитель юридического лица ФИО2, действующий на основании письменной доверенности, доводы жалобы поддержал по изложенным основаниям. В дополнение просил в случае отсутствия оснований для удовлетворения жалобы, в соответствии с положениями ст.4.1.1 КоАП РФ применить к МБУ «Чистота» наказание в виде предупреждения.

Старший помощник Гусевского городского прокурора Алёхина Е.В. просила отказать в удовлетворении жалобы юридического лица, ссылаясь, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 24.1КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 4 статьи 5.27.1КоАП РФ предусмотрена ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Согласно примечанию к указанной статье под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко второму классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В соответствии с пунктом 5.5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю: первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия; второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1КоАП РФ является необеспечение работников такими средствами индивидуальной защиты, которые относятся ко второму классу.

Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1КоАП РФ, возбужденов отношении юридического лица МБУ «Чистота» на основании постановления Гусевского городского прокурора от 16 декабря 2020 года, вынесенного по результатам проверки жалобы работника (машиниста экскаватора) МБУ «Чистота» Г. по факту нарушения трудового законодательства, в ходе которой установлено, что указанному работнику из средств индивидуально защиты выданы только зимний, летний костюмы и перчатки, иные средства индивидуальной защиты, предусмотренные Приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года № 357, этому работнику не выдавались. В ходе проверки прокурором выявлены нарушения ст.ст. 22, 212 Трудового кодекса РФ. (л.д.37-39, 134, 142)

Согласно статьи 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (часть 1). Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (часть 2).

В силу абзаца 6 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств, форма которой приведена в приложении к данным Правилам.

В соответствии с пунктами 4, 13 Приказа Минздравсоцразвития от 01 июня 2009 года № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также наработах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение средств индивидуальной защиты осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем средств индивидуальной защиты во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие средства индивидуальной защиты выдаются бесплатно.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Сроки пользования средств индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Целями законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, и именно их несоблюдение является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Выдача средств индивидуальной защиты предполагает их выдачу конкретному работнику в зависимости от занимаемой им должности.

Из Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года № 357н, следует, что машинисту экскаватора должны быть бесплатно выданы средства индивидуальной защиты, в том числе каска защитная, жилет сигнальный, ботинки кожаные утепленные с жесткимподноском.

Согласно приложению № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) к средствам индивидуальной защиты относятся средства индивидуальной защиты головы (каски защитные), одежда специальная сигнальная повышенной видимости, средства индивидуальной защиты ног (обувь) от проколов, порезов, отнесенные ко второму классу риска.

Довод юридического лица, что требования Приказа Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года № 357н не распространяются на МБУ «Чистота», не соответствует нормативным актам.

20 января 2020 года директором МБУ «Чистота» утверждены Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам МБУ «Чистота».

При составлении Норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам МБУ «Чистота» использован, в том числе, Приказ Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года № 357н, на что имеется ссылка в этом локальном акте (л.д.80-86).

В соответствии с данными Нормами машинисту экскаватора положены, в том числе, жилет сигнальный 2 класса защиты, ботинки кожаные утепленные с жестким подноском, наушники противошумовые (с креплением под каску) или вкладыши противошумовые.(л.д.83)

Согласно инструкции по охране труда для машиниста экскаватора, утвержденной директором МБУ «Чистота», машинист экскаватора должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другим средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и другими средствами индивидуальной защиты и Коллективным договором (пункт 1.5). Машинист при ремонтных и других работах вне кабины экскаватора должен работать в каске. Работа без каски допускается только в кабине экскаватора (пункт 1.6). Перед началом работы машинист должен надеть спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты (пункт 2.1).(л.д.93, 94)

Довод юридического лица о том, что пункт 1.6 инструкции является произвольным, противоречит нормативным актам.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 16 июля 2007 года № 477 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированный специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятых на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями» всем рабочим, руководителям и специалистам, предусмотренным настоящими Нормами, должны дополнительно выдаваться каска со сроком носки «до износа» и подшлемник под каску со сроком носки 1 год. Зимой дополнительно к каске должен выдаваться подшлемник утепленный (с однослойным или трехслойным утеплителем) со сроком носки 2 года. В пункте 33 данного Приказа предусмотрен машинист экскаватора.

Согласно пункту 506 Приказа Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2006 года № 297 машинист экскаватора должен быть обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты.

Однако машинист экскаватора МБУ «Чистота» Г. каской, жилетом сигнальным, ботинками с жестким подноском работодателем обеспечен не был, что следует из личной карточки учета выдачи спецодежды и специнвентаря Г. (л.д.90-92).

В соответствии с трудовым договором от 20 мая 2019 года и дополнительным соглашением к нему Г. принят на работу в МБУ «Чистота» для выполнения трудовой функции в должности «машинист экскаватора». МБУ «Чистота» является работодателем Г. (л.д.143-146, 147).

Согласно Положения о системе управления охраной труда в МБУ «Чистота», работодатель в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивает соблюдение требований охраны труда. (л.д.99-127).

Таким образом, выводы главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области о наличии в действияхМБУ «Чистота» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, сделаны на основании исследования собранных по данному делу вышеприведенных доказательств, содержащих фактические сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, позволяющие установить событие административного правонарушения и вину юридического лица в его совершении.

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Поэтому, вопрекидоводов жалобы, суд соглашается с выводом должностного лица о виновности МБУ «Чистота» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, считает его правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на исследованных доказательствах.

Постановление о привлечении МБУ «Чистота» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении, и влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.

Оснований для замены в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется, так в результате совершенногоМБУ «Чистота» правонарушения существовала угроза причинения вреда жизни и здоровью человека.

Вместе с тем, учитывая характер совершенного правонарушения,организационно-правовую форму юридического лица, которое является муниципальным бюджетным учреждением МО «Гусевский городской округ», егофинансовое и имущественное положение, суд, руководствуясь положениями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, полагает возможным изменить обжалуемое постановление, снизив размер административного штрафа до 65 000 руб.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области № 39/4-287-20-ППР/2 от 12 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» изменить, назначив наказание за совершенное правонарушение в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу юридического лица МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Д.В. Колотилин