ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2021 от 28.01.2021 Березовского городского суда (Кемеровская область)

Дело №12-11/2021

УИД 42RS0003-01-2020-001658-91

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Берёзовский 28 января 2021 года

Судья Берёзовского городского суда Кемеровской области Вязникова Л.В.,

с участием старшего помощника Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли ФИО1,

должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, инженера по производственному контролю ПАО «ЦОФ «Березовская» ФИО2,

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица ФИО2 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО2 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, <данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты> зарегистрированной ипроживающей по адресу: <адрес>, несудимой, к административной ответственности в течение года не привлекавшейся,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Кемеровского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управленияРостехнадзораФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ2020должностное лицо – инженер по производственному контролю ПАО «ЦОФ «Берёзовская» ФИО2 признанавиновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Должностное лицо ФИО2 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить.

Доводы жалобы обоснованы тем, что с постановлением государственного инспектора Кемеровского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ она не согласна по следующим основаниям:

Так, управляющий директор ПАО «ЦОФ «Березовская» ФИО3 ознакомлен с планом ликвидации аварий на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он является лицом, утвердившим план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий в ПАО «ЦОФ «Березовская» на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (согласно п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 730 «Обутверждении положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах), а план ликвидации аварий является специальным разделом плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 730). По данному вопросу с нее было взято письменной объяснение, в котором указано, что нужно ознакомить управляющего директора с планом ликвидации аварий (что она и сделала ДД.ММ.ГГГГ), хотя на нее не возложена данная должностная обязанность.

При этом, не оспаривает, что действительно имело место быть отсутствие проверок в ночную смену по маршруту , закрепленному за ней, но это является нарушением требований приказа управляющего директора ПАО «ЦОФ «Березовская» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственных за состояние ОПО и осуществление производственного контроля на ОПО, и других объектах, неподконтрольных Ростехнадзору на 2020 год», и не является нарушением Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, т.к. в государственных нормативных документах, в том числе в Федеральном законе ФЗ-116 от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов», в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) и других нормативных актах требований по проведению проверок в ночную смену нет.

Согласно пункта 3 приказа управляющего директора ПАО «ЦОФ «Березовская» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственных за состояние ОПО и осуществление производственного контроля на ОПО, и других объектах, неподконтрольных Ростехнадзору на 2020 год» маршрутные проверки проводятся с целью оперативного выявления и устранения нарушений безопасности не реже 2 раз в месяц (одна проверка в ночную смену). Количество установленных проверок в месяц она всегда соблюдает.

Также правилами внутреннего трудового распорядка ПАО «ЦОФ «Березовская» (пункт 6.10) для нее установлена 40-часовая рабочая неделя (без ночных смен), которую она соблюдает. К сверхурочным работам, работам в ночную смену в течение года она не привлекалась.

ДД.ММ.ГГГГ ею была проведена маршрутная проверка автотракторно-бульдозерного парка и цеха обогащения. В ходе проведения проверки выявленные нарушения немедленно сообщаются лицу, ответственному за их устранение, и по окончанию проверки заносятся в журнал проверок опасных производственных объектов по маршрутам ПАО «ЦОФ «Березовская». Лицо, ответственное за устранение нарушений, в тот же день ставит отметку в журнале о принятии предписания. Так ДД.ММ.ГГГГ, начальнику цеха обогащения ФИО5 было озвучено два замечания, по одному из которых он предпринял действия к устранению, а именно: написал заявку инженеру по охране окружающей среды ПАО «ЦОФ «Березовская» на вывоз твердых бытовых отходов. В свою очередь, инженер по охране окружающей среды написала заявку в подрядную организацию ООО «Чистый город» за подписью управляющего директора от ДД.ММ.ГГГГ на вывоз отходов. Отходы вывезены с предприятия. Таким образом, начальник цеха обогащения устранил выявленное замечание в установленный срок, но не расписался вовремя в журнале проверок опасных производственных объектов по маршрутам.

Данный пункт Постановления от ДД.ММ.ГГГГ считает незначительным, поскольку отсутствие подписи в журнале за вывоз мусора и отсутствие у нее ночных проверок не может повлечь за собой существенную угрозу предприятию. В ночные смены производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляется лицами сменного надзора.

Организация аттестации по промышленной безопасности и всего обучения в целом не относится к ее должностным обязанностям.

Таким образом, полагает, что она не является субъектом административного правонарушения по пункту 1 и пункту 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, Пункт 1 и пункт 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными и необоснованными. Пункт 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ является незначительным и не имеющимотношения к промышленной безопасности, а именно к части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, упомянутой в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ФИО2 доводы жалобы поддержала, пояснила, что в течение 2020 года она не проводила проверки по своему маршруту в ночную смену, хотя ей было известно, что обязана проводить данные проверки согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ, в журнале проверок ею ставились отметки о проведении ночных проверок, за исключением июля, ДД.ММ.ГГГГ года.

Кемеровский межрайонный прокурор по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли против удовлетворения жалобы возражал.

Заслушав явившихся лиц,изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд считает постановление по делу подлежащим изменению, жалобу – подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Объектом правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федеральный закон N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения указанного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно требованиям статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

На основании п. 3 ст. 4 Федерального закона № 116-ФЗ федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:

- деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;

- безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Согласно пунктам 3, 4, 5 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовали до ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица); Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий; Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КРФ об АП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 24.1 КРФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании п. 2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли проведена проверка деятельности в ПАО «ЦОФ «Березовская», в ходе которой были выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности.

Постановлением государственного инспектора Кемеровского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления РостехнадзораФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.2020должностное лицо – инженер по производственному контролю ПАО «ЦОФ «Берёзовская» ФИО2 признанавиновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность ФИО2 в его совершении подтверждены совокупностью следующих доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в области законодательства о промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; личной карточкой работника; должностной инструкцией инженера по производственному контролю; объяснениями ФИО7; Положением о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда ПАО «ЦОФ «Берёзовская»; Приказом от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственных за состояние ОПО и осуществление производственного контроля на ОПО и других объектах, неподконтрольных Ростехнадзору на 2020 год; журналом проверок опасных производственных объектов по маршрутам ПАО «ЦОФ «Берёзовская».

Полагаю, что государственным инспектором Ростехнадзора сделан верный вывод о виновности должностного лица – инженера по производственному контроля ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КРФобАП, поскольку она, достоверно зная, что в соответствии с п. 2.2 должностной инструкции инженера по производственному контролю ПАО Центральная обогатительная фабрика «Березовская» обязана контролировать выполнение требований промышленной безопасности и охраны труда, а так же в соответствии с пунктом 3.5.1 положения о единой системе управления промышленной безопасности и охраны труда ПАО Центральная обогатительная фабрика «Березовская» обязана осуществлять проверки за соблюдением требований промышленной безопасности в подразделениях организациях в соответствии с планом, утвержденным управляющим директором.В соответствии с пунктом 3 приказа управляющего директора от ДД.ММ.ГГГГ обязана была производить осмотр состояния промышленной безопасности не реже двух раз в месяц по своему маршруту , при этом 1 проверку во вторую смену.

Однако, инженер по производственному контролю, являясь ответственной за осуществление проверки производственного контроля по маршруту , в 2020 году не провела ни одного ночного обследования по маршруту, что подтверждается как ее пояснениями в судебном заседании, так и журналом проверок опасных производственных объектов по маршрутам ПАО «ЦОФ «Берёзовская».

Кроме того, в действиях должностного лица ФИО2 усматривается отсутствие контроля за выполнением выданного ею предписания об устранении выявленных недостатков при проверке по маршруту ДД.ММ.ГГГГ, что следует из журнала проверок опасных производственных объектов от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствуют подписи, лица, которому поручено исполнение указания, начальника цеха обогащения ФИО6, дата принятия к исполнению и дата исполнения, а также подпись ФИО10 о проверке выполнения указания.

Вместе с тем, считаю необходимым исключить из постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица инженера по производственному контролю ПАО «ЦОФ «Березовская» ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указание на совершение ФИО2 следующих нарушений: в ПАО «ЦОФ «Березовская» управляющий директор ФИО3 не ознакомлен с планом ликвидации аварий на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ПАО «ЦОФ «Березовская» инженерно-технические работники не проходят аттестацию по промышленной безопасности – мастер цеха обогащения ФИО9 (назначен на должность ДД.ММ.ГГГГ) не прошел аттестацию по промышленной безопасности.

Как следует из п. 2.11 Положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда ПАО «ЦОФ «Березовская», утвержденной управляющим директором ДД.ММ.ГГГГ, о порядке проведения предаттестационной подготовки кадров и аттестации, обучения и проверки знаний в области промышленной безопасности руководителей и работников, подготовку руководителей и специалистов ПАО «ЦОФ «Березовская» осуществляют организации, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности. Инженер по подготовке кадров организует обучение по промышленной безопасности руководителей и специалистов, на которых возложены обязанности по промышленной безопасности, рабочих, к профессии которых применяются специальные требования.

Таким образом, вменение ФИО2, инженеру по производственному контролю, нарушения - в ПАО «ЦОФ «Березовская» инженерно-технические работники не проходят аттестацию по промышленной безопасности – мастер цеха обогащения ФИО9 (назначен на должность ДД.ММ.ГГГГ) не прошел аттестацию по промышленной безопасности – является излишним, поскольку организация аттестации возложена на инженера по подготовке кадров, не входит в должностные обязанности ФИО2

Кроме того, является необоснованным и вменение ФИО2 нарушения - в ПАО «ЦОФ «Березовская» управляющий директор ФИО3 не ознакомлен с планом ликвидации аварий на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку доказательств данного факта не предоставлено, в должностной инструкции инженера по производственному контролю данной обязанности не имеется. Вместе с тем, обоснованным судья считает довод ФИО2, что управляющий директор ФИО3 с планом ликвидации аварий на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен, так как данный план утвержден управляющим директором ФИО3

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей ч.1 ст. 9.1 данного Кодекса.

Действия ФИО2 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено ФИО2 в пределах санкции ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полагаю, что назначенное должностному лицу – инженеру по производственному контроль ФИО2 наказание является справедливым, соответствует положениям ст.4.1 КРФобАП и снижению не подлежит.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

При таких обстоятельствах,постановление государственного инспектора Кемеровского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управленияРостехнадзораФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица инженера по производственному контролю ПАО «ЦОФ «Березовская» ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей подлежит изменению, жалоба ФИО2 подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КРФобАП, судья

РЕШИЛ:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица инженера по производственному контролю ПАО «ЦОФ «Березовская» ФИО2 <данные изъяты> к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей изменить, жалобу ФИО2 удовлетворить частично.

Исключить из постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица инженера по производственному контролю ПАО «ЦОФ «Березовская» ФИО2 <данные изъяты> к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указание на совершение ФИО2 нарушений:

- в ПАО «ЦОФ «Березовская» управляющий директор ФИО3 не ознакомлен с планом ликвидации аварий на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- в ПАО «ЦОФ «Березовская» инженерно-технические работники не проходят аттестацию по промышленной безопасности – мастер цеха обогащения ФИО9 (назначен на должность ДД.ММ.ГГГГ) не прошел аттестацию по промышленной безопасности.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: Л.В. Вязникова