ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2022 от 01.03.2022 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

К делу №12-11/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Туапсе 01 марта 2022 года

Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Кит В.О.,

при секретаре судебного заседания Беловой А.Г.,

с участием представителя ООО «РН-Морской терминал Туапсе» - ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя Черноморо-Азовского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «РН-Морской терминал Туапсе» на постановление государственного инспектора Черноморо- Азовского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 23.12.2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением государственного инспектора Черноморо- Азовского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 23.12.2021 г. ООО «РН-Морской терминал Туапсе» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Не согласившись с постановлением представитель ООО «РН-Морской терминал Туапсе» ФИО3 обратился в Туапсинский городской суд с жалобой.

Требования жалобы мотивировав тем, что 23.12.2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Заинтересованное лицо) ФИО2 вынесено постановление о назначении административного наказания, которым ООО «PH-Морской терминал Туапсе» (далее - Заявитель, Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, при следующих обстоятельствах:

В соответствии с решением Врио руководителя Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.10.2021 учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 23, в период с 08.11.2021 по 13.12.2021 была проведена внеплановая выездная проверка деятельности Общества по соблюдению обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в части готовности к ликвидации аварийных розливов нефти.

Проверка проводилась по месту фактического осуществления хозяйственной деятельности Общества: .

В ходе проверки было выявлено, что Обществом осуществляется извлечение подземных вод при ликвидации и локализации очагов загрязнения, без ведения достоверного учета добытых подземных вод из скважин: Отсутствуют водомеры на устьях скважин, не обеспечена в установленном порядке: разработка и утверждение горноотводной документации, в том числе горноотводных актов в уточненных границах под откачивающие скважины. Государственная экспертиза запасов подземных вод не проведена. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется без утвержденного технического проекта и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Не осуществляется ежегодная экспертная оценка извлеченных нефтепродуктов, размеров линз, эффективности работы системы на основе математического моделирования, в сопоставлении с фактическими показателями работы дренажной системы, чем нарушены ст. 7, п. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2, п.п. 2, 10 ч. 2 ст. 22, ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов», п.п. 4.5, 4.6 условий пользования недрами к лицензии КРД 05343 ВЭ. Заявитель считает постановление о привлечении к административной ответственности от 23.12.2021 незаконным и необоснованным по следующим основаниям: по пункту 1 выявленных нарушений, Заявитель поясняет, что для осуществления работ по откачке дренажных вод и водонефтяной эмульсии с помощью скважин защитной дренажной системы (далее - ЗДС) в пределах правобережной части Общества для снижения уровня подземных вод, с целью управления положением линзы нефтепродуктов так. чтобы исключить разгрузку жидких нефтепродуктов в реку Туапсе и дальнейшее растекание линзы, возврат дренажной воды обратно в пласт, с целью ее экологически безопасной утилизации и блокирование линзы в ее краевых частях, Обществом получена лицензия на право пользования недрами от 14.10.1998 КРД 01396 ВЭ (далее - Лицензия) с целевым назначение и видами работ - извлечение подземных вод при ликвидации и локализации очагов загрязнения геологической среды. ЗДС состоит из шести эксплуатационных скважин и пяти нагнетательных. Четыре эксплуатационные скважины (№№ 259Д, 2Э, 5Э, 6Э) предназначены для постоянного водопонижения в зависимости от периода года. Две скважины (№№ ЗЭ, 8Э) резервные, предназначены для кратковременной работы (до месяца) при необходимости блокирования выходов нефтепродуктов в случае их миграции в обход основных скважин ЗДС. Подземные воды подлежат обратной закачке в пласт.

Обустройство скважин ЗДС выполнено в соответствии с проектом «Обустройство эксплуатационных скважин на предприятии «ОАО «Роснефть- Туапсенефтепродукт» и их эксплуатация проводится в соответствии с утвержденным на основании проекта Регламентом «Эксплуатация защитной дренажной системы правобережной части ООО «РН-Туапсенефтепродукт».

В соответствии с Регламентом принцип работы ЗДС представляет собой циркуляцию подземных вод по замкнутой системе трубопроводов из эксплуатационных скважин в закачные для последующего возврата обратно в пласт, т.е без полного извлечения объема вод из пласта и дальнейшего их использования в расходных целях вне пласта. Таким образом, при эксплуатации ЗДС, объемы извлеченных подземных вод и возвращенных обратно в пласт равные.

Согласно п. 8 раздела III постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов» (далее - Постановление), с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод.

Понятие термина «извлечение (добыча)» характеризуется отношением количества извлеченного компонента к общему его количеству в исходном материале.

Следовательно, считают, что оборудование эксплуатационных и резервных скважин приборами учета объема добычи подземных вод, в контексте требований Постановления, предусмотрено только в случаях полного извлечения объема подземных вод из пласта и дальнейшего их использования в расходных целях без обратного возврата в пласт, что отсутствует при эксплуатации ЗДС.

Ведение учета добытых подземных вод из скважин отражается в журнале «Учета объема закачанной воды в скважины», предусмотренном Регламентом. Все скважины системы ЗДС оборудованы водоизмерительной аппаратурой (счетчик воды типа СТВХ-50), что подтверждаются актом проверки Общества от 11.05.2021 года Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора. по пункту 2 выявленных нарушений, Заявитель поясняет, что согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», в соответствии с Лицензией Обществу предоставлялось право пользования участком недр в виде горного отвода площадью 20,5 га для размещения дренажно-поглотительной системы скважин в границах линзы нефтепродукта, которому на момент получения Лицензии придавался статус «предварительного горного отвода» с соответствующими географическими координатами краевых точек. Горноотводная документация была разработана ЗАО «ГИДЭК». 24.05.2007 на основании акта проверки Росприроднадзора . было выдано предписание об устранении нарушений, а именно «оформить в установленном порядке документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт) и включить горноотводный акт в качестве неотъемлемого приложения в Лицензию».

С целью устранения указанных нарушений ЗАО «ГИДЭК» была подготовлена пояснительная записка от 06.03.2008 г. «Уточнение границ горного отвода при проведении природоохранных мероприятий на правобережной части ООО «РН-Туапсенефтепродукт» к Лицензии». Данной пояснительной запиской были уточнены границы горного отвода, ранее, согласно Лицензии, имевшего статус «предварительного». Письмом от 11.03.2008 № АВ-1259 Обществом была направлена в Управление недропользования по Краснодарскому краю геологическая документация для корректировки и уточнения границ горного отвода Лицензии. Согласно сведениям из Лицензии статус участка недр определен как «горный отвод», по пункту 3 выявленных нарушений, Заявитель поясняет, что пользование Обществом недрами в границах горного отвода, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется на основании проекта (рабочая документация) и технологической схемы ЗДС.

По пункту 4 выявленных нарушений, Заявитель поясняет, что Обществом выполняется ежегодная экспертная оценка извлеченных нефтепродуктов, размеров линзы, эффективности работы системы на основе математического моделирования, в сопоставлении с фактическими показателями работы дренажной системы, что подтверждается проведенными экспертными оценками за 2018-2020.

Таким образом, считают, что выявленные в ходе проверки нарушения не имеют своего объективного подтверждения.

В ходе проведения плановой выездной проверки Общества в период с 05.04.2021 по 16.04.2021 (акт проверки от 11.05.2021 ) была проверена деятельность Общества и в сфере недропользования и охраны геологической среды. В ходе проверки, каких-либо нарушений действующего законодательства при оборудовании и эксплуатации скважин ЗДС выявлено не было. После указанной проверки и до проведения внеплановой выездной проверки деятельности Общества в период с 08.11.2021 по 13.12.2021, каких-либо конструктивных изменений ЗДС не производилось, способы эксплуатации не менялись, изменений в законодательстве, регулирующего сферу недропользования не было. Каким образом возникли нарушения эксплуатации ЗДС, выявленные в ходе проведения внеплановой выездной проверки деятельности Общества в период с 08.11.2021 по 13.12.2021 года Заявителю не понятно.

В связи с чем просят отменить постановление по делу об административном правонарушении от 23.12.2021 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей, вынесенное в отношении Заявителя. Производство по делу /ПР/2021 прекратить.

В судебном заседании представитель ООО «РН-Морской терминал Туапсе» - ФИО1, действующая на основании доверенности доводы жалобы поддержала, просила отменить постановление от 23.12.2021 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей, вынесенное в отношении ООО «РН-Морской терминал Туапсе». Производство по делу прекратить.

Кроме того дополнила доводы жалобы, тем, что представителем Росприроднадзора не учитывается следующее: в период с 05.04.2021 по 16.04.2021 Росприроднадзором была проведена плановая выездная проверка Общества, в том числе в сфере недропользования и охраны геологической среды.

В соответствии с выводами, изложенными в Акте проверки от 11.05.2021 проверкой установлено, что все скважины оборудованы измерительной аппаратурой.

Также указанной проверкой не выявлено каких-либо нарушений Обществом в сфере недропользования и охраны геологической среды.

Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Общество считает, что факт невыявления каких-либо нарушений Обществом в сфере недропользования и охраны геологической среды в ходе плановой выездной проверки контролирующим органом является неустранимым сомнением в виновности лица в совершении нарушений, установленных этим же контролирующим органом в ходе внеплановой проверки, проведенной в этом же календарном году.

В судебном заседании представитель Черноморо-Азовского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, действующий на основании доверенности просил постановление Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о назначении административного наказание от 23.12.2021 г. по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в отношении ООО «PH-Морской терминал Туапсе» оставить без изменения, а жалобу ООО «PH-Морской терминал Туапсе» без удовлетворения.

Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав представителей, изучив материалы дела, материалы дела об административно суд не находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд, проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При рассмотрении жалобы на постановление судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Судом установлено, что в отношении 23 декабря 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 вынесено постановление о назначении административного наказания, которым ООО «PH-Морской терминал Туапсе» (далее - Заявитель, Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, при следующих обстоятельствах.

В соответствии с решением Врио руководителя Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.10.2021 -ГК, учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 23, в период с 08.11.2021 по 13.12.2021 была проведена внеплановая выездная проверка деятельности Общества по соблюдению обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в части готовности к ликвидации аварийных розливов нефти.

В ходе внеплановой выездной проверки ООО «PH-Морской терминал Туапсе» по решению Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 27.10.2021 от 11.11.2021 установлено, что предприятие имеет лицензию на пользование недрами КРД 05343 ВЭ для извлечения подземных вод при ликвидации и локализации очагов загрязнения.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 Ка 2395-1 «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Пользователь недр обязан обеспечить согласно п. 2, ч. 2 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

Пользователь недр обязан обеспечить согласно п. 10 ч. 2 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно ст.23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием нед рами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, состав и содержание проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов» охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя: а) мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды; б) мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов; в) наблюдение за химическим и микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод; г) наблюдение за уровневым режимом подземных вод; д) определение объемов добычи (извлечения) подземных вод и подземных водных объектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых; е) определение объемов размещаемых попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I-V классов опасности в глубокие горизонты (коллекторы) в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией; ж) определение объемов сточных вод, размещаемых в подземных и водных объектах, которые не используются и не могут быть использованы для целей питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией; з) установление режима хозяйственной деятельное запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охра водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охране месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно п. 4.5 условий пользования недрами к лицензии КРД 05343 ВЭ владелец лицензии обязан ежегодно осуществлять экспертную оценку извлеченных нефтепродуктов размеров линзы, эффективности работы системы на основе математического моделирования сопоставлении с фактическими показателями работы дренажной системы.

Согласно п. 4.6 условий пользования недрами к лицензии КРД 05343 ВЭ пользования недр обязан в соответствии с законодательством вести учет извлечённых подземных вод нефтепродуктов, представлять указанные данные в заинтересованные органы.

В ходе обследования территории 16 ноября 2021 с 15час. 22мин. до 15час. 30 выявлен факт извлечение подземных вод при ликвидации и локализации очагов загрязнения, без ведение достоверного учета добытых подземных вод из скважин, а именно отсутствуют водомеры на устьях скважин.

Предприятием не обеспечена в установленном порядке разработка и утверждение горноотводной документации, в том числе горноотводных актов в уточненных границах под откачивающие скважины.

Государственная экспертиза запасов подземных вод не проведена.

Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется без утвержденного технического проекта и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Предприятием не осуществляется ежегодная экспертная оценка извлеченных нефтепродуктов, размеров линзы, эффективности работы системы на основе математического моделирования, в сопоставлении фактическими показателями работы дренажной системы.

Нарушены: ст. 7, п. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 ; ст.9 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», п. 2 Постановление Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов», п. п. 4.5- 4.6 условий пользования недрами к лицензии КРД 05343 ВЭ.

В действии (бездействии) юридического лица - ООО «PH-Морской терминал Туапсе» юридический адрес: 352800, РФ,, ИНН <***>, КПП 236501001, ОГРН <***>; ОКПО 78245984, усматриваются нарушения требований предусмотренные ст. 7, п. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 23,2 п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 ; ст.9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 2 Постановление Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов», п. п. 4.5- 4.6 условий пользования недрами к лицензии КРД 05343 ВЭ.

Ответственность за указанное правонарушение предусматривается в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно пользование недрами с нарушением условий, предусмотренной лицензией на пользование недрами.

Судом установлено, а также подтверждается материалами дела, что ООО «РН-Морской терминал Туапсе» не обеспечена в установленном порядке разработка и утверждение горноотводной документации, в том числе горноотводных актов в уточненных границах под откачивающие скважины, государственная экспертиза запасов подземных вод не проведена.

Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется без утвержденного технического проекта и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Предприятием не осуществляется ежегодная экспертная оценка извлеченных нефтепродуктов, размеров линзы, эффективности работы системы на основе математического моделирования, в сопоставлении фактическими показателями работы дренажной системы.

В связи с чем нарушены: ст. 7, п. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 ; ст.9 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», п. 2 Постановление Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов», п. п. 4.5- 4.6 условий пользования недрами к лицензии КРД 05343 ВЭ.

В соответствии с ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от трехсот тысяч до сумма прописью.

Исходя из преамбулы к Закону РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 "О недрах", недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

В силу ст. 12 Закона «О недрах» Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии); сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; условия снижения содержания взрывоопасных марка автомобиля в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев); порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Судом установлено, что обществом осуществляется извлечение подземных вод при ликвидации и локализации очагов загрязнения, без ведения достоверного учета добытых подземных вод из скважин: отсутствуют водомеры на устьях скважин, не обеспечена в установленном порядке: разработка и утверждение горноотводной документации, в том числе горноотводных актов в уточненных границах под откачивающие скважины, государственная экспертиза запасов подземных вод не проведена, пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется без утвержденного технического проекта и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, не осуществляется ежегодная экспертная оценка извлеченных нефтепродуктов, размеров линз, эффективности работы системы на основе математического моделирования, в сопоставлении с фактическими показателями работы дренажной системы, чем нарушены ст. 7, п. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2, п.п. 2, 10 ч. 2 ст. 22, ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов», п.п. 4.5, 4.6 условий пользования недрами к лицензии КРД 05343 ВЭ.

Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «РН-Морской терминал Туапсе» в его совершении подтверждается имеющимися в материалах дела доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно судом исследованы: постановление от 23.12.2021 года, объяснение, определение, протокол об административном правонарушении от 14.12.2021 года, решение о проведении выездной проверки от 27 октября 2021 года, фотоматериалы, экспертные оценки 2018 года, 2019 года, 2020 года, пояснительная записка от 6 марта 2008 года, лицензия на пользование недрами серии без ограничения срока действия, акт выездной проверки от 13.12.2021 года, акт выездной проверки от 11 мая 2021 года, регламент эксплуатации защитной дренажной системы правобережной части, журнал учета объема закачанной воды в скважины.

Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.

Должностное лицо, в чьем производстве находилось указанное дело приняло процессуальное решение, исследовав все обстоятельства дела и подтверждающие их доказательства, вопреки доводам заявителя.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО «РН-Морской терминал Туапсе» имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод жалобы о том, что в период с 05.04.2021 года по 16.04.2021 года Росприроднадзором была проведена плановая выездная проверка Общества, в том числе в сфере недропользования и охраны геологической среды, в соответствии с выводами, изложенными в Акте проверки от 11.05.2021 г. , проверкой установлено, что все скважины оборудованы измерительной аппаратурой, также указанной проверкой не выявлено каких-либо нарушений Обществом в сфере недропользования и охраны геологической среды, суд находит не состоятельными поскольку как пояснил в судебном заседании представитель Черноморо-Азовского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, факт не выявления нарушений в ходе плановой проверки проведённой 11 мая 2021 года не подтверждает фактическое отсутствие выявленных в ходе внеплановой проверки нарушений.

Кроме того пояснил, что плановая проверка была проведена иными инспекторами, которые в ходе проведения плановой проверки не выявили нарушения которые были установлены в ходе плановой проверки иными инспекторами с более высокой квалификацией.

Также пояснил, что с данными инспекторами проведена обучающая работа с целью повышения квалификации.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица.

Из представленных материалов дела явно следует, что наименование организации ООО «РН-Морской терминал Туапсе» является субъектом данного административного правонарушения.

Согласно ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление; адрес, дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья названного Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Постановление должностного лица в полном объеме соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, все юридически значимые обстоятельства по делу установлены верно, норма закона применена правильная.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение вынесенного постановления должностного лица по делу не допущено.

Доводы жалобы ни чем не подтверждены и направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств и не свидетельствуют о невиновности ООО «РН-Морской терминал Туапсе» в совершении административного правонарушения и не могут быть признаны состоятельными, не свидетельствуют о невиновности заявителя и отсутствии события правонарушения, поскольку факт совершения административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в их допустимости и достоверности не вызывают.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3 ст. 7.3 КоАП РФ.

Оснований для признания вмененного наименование организации правонарушения малозначительным не имеется, поскольку малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Тогда как, с учетом характера совершенного правонарушения и конкретные обстоятельства дела, оснований для признания его малозначительным не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу ООО «РН-Морской терминал Туапсе» на постановление государственного инспектора Черноморо- Азовского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 23.12.2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ - оставить без удовлетворения.

Постановление государственного инспектора Черноморо- Азовского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 23.12.2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Председательствующий: _____ подпись___

Копия верна:

Судья

Туапсинского городского суда В.О. Кит

Подлинник решения находится

в материалах а/д №12-11/2022

УИД 23RS0054-01-2022-000004-44