ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2022 от 03.02.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

12-11/2022 (12-560/2021;)

55RS0-26

РЕШЕНИЕ

г. Омск 03 февраля 2022 года

Судья Центрального районного суда г. Омска Щеглаков Г.Г., при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу главы Администрации Астыровского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области ФИО3, на постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.6 ч.2 КоАП РФ,

установил:

Постановлением заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, глава Администрации Астыровского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО3 обратился в Центральный районный суд г. Омска с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, считает вышеуказанное постановление незаконным и подлежащим отмене. В жалобе указывает на то, что в 2021 году была произведена реконструкция внутрипоселковых водопроводных сетей в с. Астыровка Горьковского района.

В связи с отсутствием управляющей, иной энергоснабжающей организации на сходе граждан поселения на общем собрании ФИО3 было решено использовать сети для нужд населения с установлением платы, возмещающей расходы на электроэнергию, содержание работника, осуществляющего эксплуатацию сетей. ФИО3 как житель поселения также принимал участие в собрании и принятии решения. Сход граждан установил размер платы исходя из объема потребляемой воды. Было назначено лицо, ответственное за сбор средств и ведение расчетов с иными ресурсоснабжающими организациями.

Часть средств поступала в Администрацию поселения для расчета с электроснабжающей компанией для потребленную для подачи воды электроэнергию. Пользователем энергоустановок являлась Администрация поселения. ФИО3 указывает на то, что он ни как глава поселения, ни Администрация поселения как исполнительный орган, ни Совет как представительный орган местного самоуправления не принимали властных императивных решений об установлении тарифов по водоснабжению.

Считает, что он как должностное лицо исполнительного органа местного самоуправления не несет ответственности за установление тарифов, поскольку им они не устанавливались. Законность и правомерность платежей, установленных на сходе граждан являлись предметом рассмотрения настоящего дела. Полагает, что должностное лицо без законных на то оснований пришло к выводу, что Администрация оказывала услуги населению. При проведении административного расследования не было установлено, что Администрация заключала договора с потребителями, устанавливала тарифы, определяя иные правила пользования ресурсами. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Кроме того, изменить назначенное наказание на предупреждение в связи с тем, что допущенное им нарушение не повлекло каких-либо последствий и не создало угрозу охраняемым общественным отношениям.

В судебном заседании ФИО3 доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.

Ранее представитель Региональной энергетической комиссии Омской области ФИО5, действующая в судебном заседании по доверенности, возражала против отмены постановления об административном правонарушении, просит постановление оставить без изменения. Так же, представителем был представлен письменный отзыв, в котором указывают на то, что в Омской области органом регулирования тарифов является Региональная энергетическая комиссия Омской области, никакой другой орган не уполномочен устанавливать тарифы на водоснабжение в Омской области. В пояснениях Заявитель указывал, что сходы граждан от 13.01.2021 и 16.04.2021, об установлении размера платы за водоснабжение на территории Астыровского поселения Горьковского района, проведены в соответствии с п.4 ст. 25.1 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ. Однако, вышеизложенные пояснения противоречат ст. 56 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", где понятие средства самообложения трактуются как разовые платежи граждан для решения конкретных вопросов местного значения. Плата потребителей за водоснабжения является платой за оказываемые коммунальные услуги и не может относится к средствам самообложения. Указывают на то, что ФИО3 не мог принимать участие в сходе граждан как житель поселения. ФИО3 являлся председателем собрания граждан, единственным докладчиком по вопросам об определении размеров оплаты за потребленную воду и о содержании рабочего и кассира. Участниками сходов ФИО3 воспринимался не только как участник схода, но и как должностное лицо с соответствующими полномочиями. Собственником внутрипоселковых сетей водоснабжения в с. Астыровка является Астыровское поселение, фактическая эксплуатация сетей водоснабжения и предоставление коммунальной услуги по водоснабжению невозможна без согласия местной администрации в лице главы сельского поселения ФИО3 Указывают, что платежные документы по оплате водоснабжения населением за подписью кассира ФИО6, с печатью администрации Астыровского поселения, внесение ФИО6, собранных денежных средств за водоснабжение в размере 23813.59 рублей на счет администрации, несение расходов администрации по договору энергоснабжения, включая объекты системы водоснабжения, свидетельствуют о роли администрации в организации водоснабжения по неустановленным тарифам. Просят оставить жалобу заявителя без удовлетворения, постановление без изменения.

Заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Омской области ФИО4 доводы отзыва поддержал по указанным основаниям. Вопрос о назначении наказания оставил на усмотрение суда.

Изучив дело об административном правонарушении, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ административным правонарушением признается занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Из пункта 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ следует, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон 416-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» тарифы в сфере холодного водоснабжения, горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, водоотведения подлежат государственному регулированию.

Согласно части 1 статьи 5 Закона 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе:

- установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

- осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 года № 212-п, Комиссия устанавливает тарифы на услуги в сфере водоснабжения для потребителей Омской области, а также осуществляет цен (тарифов) в сфере водоснабжения, рассматривает в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ.

Таким образом, для организации, осуществляющей деятельность в сфере водоснабжения, установление тарифов на регулируемый вид деятельности обязательно.

Как следует из материалов дела, а именно, из постановления об административном правонарушении, установлено, что Администрация являлась получателем денежных средств за услуги холодного водоснабжения в период с января по август 2021 года по тарифу, не установленному уполномоченным государственным органом.

Из представленных Администрацией Астыровского сельского поселения пояснений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что "строительство объекта реконструкция внутрипоселковых водопроводных сетей в с. Астыровка велось с 2012 по 2021 годы. Данный объект зарегистрирован и оформлен в собственность Астыровского сельского поселения в Росреестре ДД.ММ.ГГГГ.

На сходе граждан ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об оплате потребителя воды расходов за электроэнергию, содержание работника и кассира. Расчет потребления за 1 куб.м. составил 71,07 руб/куб.м. ДД.ММ.ГГГГ в связи с нехваткой денежных средств на оплату электроэнергии сходом граждан было принято решение о размере платы в сумме 100 руб/куб.м. Трудовые договоры на рабочего водонасосной станции и кассира Администрация Астыровского сельского поселения не заключала.

Анализируя представленные в ходе административного расследования протокол от ДД.ММ.ГГГГ собрания граждан, направленных на решение вопросов местного значения и протокол от ДД.ММ.ГГГГ собрания граждан, направленных на решение вопросов местного значения установлено, что председателем указанных собраний граждан избран глава Администрации Астыровского сельского поселения ФИО3

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ утверждена следующая повестка дня собрания граждан: 1) об определении размеров оплаты за потребленную воду 1 куб.м., 2) о содержании рабочего и кассира.

По первому вопросу выступал ФИО3 и по итогам рассмотрения было решено утвердить размер платы 71,70 руб/куб.м.. По второму вопросу выступал ФИО3 по итогам рассмотрения которого было решение назначить рабочего на водопроводные сети ФИО7, и кассира за сбор денег ФИО6

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ утверждена следующая повестка для собрания граждан: 1) об определении размеров оплаты за потребленную воду 1 куб.м.

По вопросу выступал ФИО3 и пот итогам рассмотрения было решено утвердить размер платы 100 руб/куб.м.

Таким образом, глава Администрации ФИО3 выступая на собраниях граждан ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ вносил предложения об организации холодного водоснабжения, а также о размере платы за холодную воду.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон 416-ФЗ), постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» тарифы в сфере холодного водоснабжения, горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, водоотведения подлежат государственному регулированию.

Согласно части 1 статьи 5 Закона 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе:

- установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

- осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

По средством самооблажения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.размер платежей в порядке самооблажения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (населенного пункта (либо части его территории), входящего в состав поселения (ч.1. ст. 56 Закона 131-ФЗ).

Договор энергоснабжения насосной станции в с. Астыровка заключен между ООО ОЭК и Администрацией Астыровского сельского поселения. В качестве потребителя электроэнергии по данному договору является Администрация Астыровского сельского поселения в лице главы Администрации ФИО3

В соответствии с выпиской ФНС России из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ №ЮЭ с ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации Астыровского сельского поселения назначен ФИО1.

Наличие в действиях ФИО3 административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, а также его виновность в совершении данного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, объяснениями ФИО3, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, ведомостью оказания коммунальных услуг, копиями счет-извещений, и иными материалами дела.

Объектом административного правонарушения является общественные отношения в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах холодного водоснабжения.

Субъектом правонарушения является глава Администрации - ФИО3

Вина главы Администрации ФИО8 выразилась в допущении организации регулируемого вида деятельности в сфере холодного водоснабжения по тарифам, не установленным РЭК Омской области.

Факт нарушения применения нормативов, суд находит доказанным, и подтверждённым имеющимися доказательствами.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учётом выявленных обстоятельств.

Учитывая характер правонарушения, отсутствие каких-либо вредных последствий вследствие выявленного нарушения, устранение нарушения, а также то обстоятельство, что решение об определении размера платы принималось большинством голосов общего собрания поселения, суд полагает справедливым признать допущенное им нарушение малозначительным, не представляющим существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9-29.11, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении главы Администрации Астыровского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области ФИО1, предусмотренном ст. 14.6 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить, признав данное правонарушение малозначительным, и ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г. Омска.

Судья Г.Г. Щеглаков