Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Судья Пестовского районного суда <адрес> Кобяков К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, работающей генеральным директором ООО «КАЛИНЛЕСПРОМ», проживающей по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
на постановление заместителя Руководителя У. Ф. налоговой службы по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГг., которым должностное лицо – генеральный директор ООО «КАЛИНЛЕСПРОМ» ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок №У. Ф. налоговой службы по <адрес>ФИО3 в отношении должностного лица ООО «КАЛИНЛЕСПРОМ» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Постановлением заместителя Руководителя У. Р. по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратилась в Пестовский районный суд <адрес> с жалобой на указанное постановление. В жалобе ФИО1 выражает несогласие с данным постановлением, просит его отменить, совершенное административное правонарушение признать малозначительным, освободить её от административной ответственности и ограничиться устным замечанием или назначить административное наказание в виде предупреждения на основании ст.4.1.1 КоАП РФ. Указывает, что совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, может быть признано малозначительным. Доходы, полученные работниками иностранцами, не прошли мимо учёта налоговой службы, все полагающиеся взносы и налоги были начислены и выплачены. Предприятие не производило выплаты иностранным гражданам, которые не были учтены в отчетности. Для выплаты через кассу были использованы средства, полученные с расчетного счета предприятия на выплату заработной платы. По мнению заявителя, должностное лицо У. Р. по <адрес>, делая выводы о невозможности применения ст.2.9 КоАП РФ, ссылается лишь на общие цели валютного регулирования и валютного контроля, содержащиеся в преамбуле Закона 173-ФЗ и не раскрывает - каким образом действия ФИО1 в данном случае привели к значительному размеру вреда, кому был причинен вред, какова степень тяжести наступивших последствий для общественных интересов. Таким образом, по мнению ФИО1, дело об административном правонарушении рассмотрено формально, не приведено достаточных мотивов о невозможности применения ст.2.9 КоАП РФ, должностным лицом У. неправомерно, необоснованно не применены положения ст.4.1.1 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО1, а также представитель У. Р. по <адрес>, надлежащим образом извещенные о месте и времени разбирательства, не явились, об отложении разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьями 1, 2 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Частью 1 статьи 1 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ определены основные используемые понятия: валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка Р., находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 1 Ф. закона № 173-ФЗ); резидентами признаются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (подпункты «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Ф. закона № 173-ФЗ); юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Ф. законом «О международных компаниях» (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Ф. закона № 173-ФЗ); нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Ф. закона № 173-ФЗ (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Ф. закона № 173-ФЗ); к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ).
Статьей 6 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного закона.
В силу части 1 статьи 13 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Ф. законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен также частью 2 статьи 14 Ф. закона № 173-ФЗ. Передача резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации в перечень исключений не включено.
Согласно ст.131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисления на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Согласно ч.5 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается Ф. законом или трудовым договором.
Как следует из материалов дела, ООО «КАЛИНЛЕСПРОМ» в лице генерального директора ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заключило трудовой договор № б/н с гражданином Украины ФИО4 и трудовой договор № б/н от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином Украины ФИО5
По условиям трудовых договоров работодатель обязуется выплачивать работникам зарплату в размере 12 500 рублей ежемесячно.
Согласно платежной ведомости за февраль 2020 года ООО «КАЛИНЛЕСПРОМ» ДД.ММ.ГГГГ осуществлена выплата заработной платы ФИО5 в сумме 12500 рублей, ФИО4 в сумме 11849 рублей. Общая сумма заработной платы, выплаченной за февраль 2020 года нерезидентам через кассу организации по расчетно-платежной ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 24349 рублей, что подтверждается отметкой в платежной ведомости о выдаче денежных средств из кассы организации расходным кассовым ордером № от ДД.ММ.ГГГГ. Факт выдачи сотрудникам (нерезидентам) заработной платы подтверждается их подписями в соответствующей графе платежной ведомости.
ФИО1 (ИНН №) назначена на должность генерального директора ООО «КАЛИНЛЕСПРОМ» с ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРЮЛ внесены соответствующие сведения.
ООО «КАЛИНЛЕСПРОМ» является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а поэтому в соответствии с подпунктом «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Ф. закона № 173-ФЗ – резидентом, а граждане иностранного государства ФИО4 и ФИО5 на дату выплаты им из кассы Общества заработной платы в валюте Российской Федерации в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Ф. закона № 173-ФЗ являлись нерезидентами.
Таким образом, произведенный ДД.ММ.ГГГГ Обществом расчет по заработной плате, выразившийся в выдаче (отчуждении) физическим лицам – нерезидентам валюты Российской Федерации в наличной денежной форме из кассы ООО «КАЛИНЛЕСПРОМ» в размере 24349 рублей согласно требованиям подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Ф. закона № 173-ФЗ является валютной операцией между резидентом и нерезидентом.
Учитывая, что работники ООО «КАЛИНЛЕСПРОМ» являются гражданами иностранного государства – нерезидентами, то реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
Нормы трудового законодательства не препятствовали должностному лицу Общества в осуществлении расчетов с работником-нерезидентом с соблюдением правил, установленных валютным законодательством.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Выявленное нарушение явилось основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом в отношении генерального директора Общества ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и привлечения её ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности по данной норме.
Установленные административным органом фактические обстоятельства совершения генеральным директором Общества ФИО1 административного правонарушения и вывод о виновности указанного должностного лица в его совершении подтверждены собранными и исследованными доказательствами, подробно приведенными в вынесенных постановлении и судебном решении, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Проанализировав действующее законодательство и фактические обстоятельства дела, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что генеральный директор ООО «КАЛИНЛЕСПРОМ» ФИО1, являясь должностным лицом, при исполнении ею должностных обязанностей, в нарушение требований ст.14 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ осуществила ДД.ММ.ГГГГ выплату заработной платы нерезидентам – гражданам Украины ФИО4 и ФИО5 в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, что является незаконной валютной операцией и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Довод ФИО1 о малозначительности совершенного административного правонарушения суд отвергает. По смыслу закона малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. ФИО1, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями, на которое возложена обязанность по текущему руководству деятельностью общества, выплачивая заработную плату иностранным гражданам наличными денежными средствами в нарушение законодательства о валютном регулировании, должна была предвидеть противоправный характер своей деятельности. Таким образом, характер действий ФИО1 и исполнения ею своих должностных обязанностей, её роль в осуществлении деятельности организации, не свидетельствует о малозначительности совершенного ею административного правонарушения. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного деяния.
Совершенное правонарушение посягает на правоотношения в области валютного регулирования и валютного контроля, на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, которая является частью мер национальной безопасности, и характеризуется повышенной опасностью.
Вопреки мнению ФИО1 совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ допускается замена административного штрафа предупреждением, в данном конкретном случае не имеется, в связи с чем, её просьба в жалобе о замене назначенного ей наказания в виде административного штрафа на предупреждение удовлетворению не подлежит.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного генеральным директором Общества ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд не находит оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения.
Административное наказание ФИО1 назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.15.25 КоАП РФ для должностных лиц, с учетом требований статей 3.1, 3.5 и 4.1 данного Кодекса, характера совершенного административного правонарушения и личности виновной.
Оснований для применения положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ не имеется, поскольку минимальный размер административного штрафа, за вмененное ФИО1 правонарушение, для должностных лиц составляет менее 50 000 рублей.
В данном случае назначенное ФИО1 административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости и неотвратимости административной ответственности.
Постановление о назначении ФИО1 административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу ст.24.5 КоАП РФ об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление заместителя Руководителя У. Ф. налоговой службы по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГг., которым ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, за которое ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Пестовский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья <адрес>
суда <адрес> подпись К.В.Кобяков
Копия верна
Судья <адрес>
суда <адрес> К.В.Кобяков