ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2022 от 06.06.2022 Городищенского районного суда (Пензенская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

06 июня 2022 года г.Городище

Судья Городищенского районного суда Пензенской области Абрамова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» ФИО1 на постановление врио руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу от 21.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» ФИО1,

установил:

Постановлением врио руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу от 21.10.2021 генеральный директор ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» ФИО1 привлечен к административной ответственности в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.

Согласно постановлению генеральный директор ООО «Объединенные Пензенмские ЛВЗ» осуществил ненадлежащий контроль за деятельностью ООО, что выразилось в производстве алкогольной продукции с нарушением требований законодательства РФ в части производства и оборота алкогольной продукции, не соответствующей государственным стандартам. Согласно постановлению при производстве алкогольной продукции допущены нарушения п. 13.1, 13.2,12.4,12.5, 12.6 ст.2 ФЗ №171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", п.5.2 ГОСТ 31820-2015 «Сидры. Общие технические условия», п.5.2.1 ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные. Общие технические условия», п. 5.2 ГОСТ Р 58010-2017 «Медовухи. Общие технические условия», п.п. 3.3 п.3, пп.4.3.1 п.4 ГОСТ Р 51740-2016 «Национальный стандарт РФ. Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению». Раздел «Введение» ГОСТ Р 52335-2005 «Национаольный стандарт РФ. продукция винодельческая. Термины и определения».

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, просил отменить постановление за отсутствием события и состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что необоснованно без указания каких-либо доказательств вменено несоблюдение требований к оформлению технологических документов на производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. При проведении проверки не проводился отбор проб и образцов произведенной продукции, не проводилось ее исследование на соответствие ГОСТам и технологическим документам ООО. Не проверялось соответствие продукции обязательным требованиям на стадиях производства, не были выявлены отклонения при производстве продукции по качеству и безопасности. Не установлено доказательств ненадлежащего производственного контроля за качеством продукции. Не представлено доказательств тому, что установленные нарушения создавали угрозу жизни или здоровью граждан. Применительно в производству пуаре (грушевый сидр) не учтено, что правомерность производства данного продукта в соответствии с разработанными ООО ТУ и ТИ, внесенных в реестр Росстандарта ФБУ «пензенский ЦСМ» подтверждена арбитражным судом, которым установлено отсутствие правовых оснований к применению к данному виду продукции ГОСТа Р 58010-2017 «Пуаре традиционные. Технические условия». В данном случае судебный акт Арбитражного суда, вступивший в законную силу, был обязателен для контролирующего органа.

В судебном заседании при рассмотрении жалобы по существу представитель ФИО1, действующая на основании доверенности, доводыжалобы поддержала, просила удовлетворить. Дополнительно показала, что аналогичные нарушения были вменены и юридическому лицу, но при рассмотрении жалобы ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» Пензенским арбитражным судом решением от 11.03.2022 нарушения не нашли своего подтверждения и постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 10.09.2021 в отношении юридического лица признано незаконным и отменено. Указанное решение оставлено без изменения Одиннадцатым Арбитражным апелляционным судом (постановление от 19.05.2022).

Изучив доводы жалобы, оценив представленные доказательства и исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих в деле лиц, судья приходит к следующему:

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Часть 1 ст.14.43 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч.2 ст.11.21, ст.14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 119-ФЗ, от 31.12.2014 N 521-ФЗ, от 29.12.2017 N 446-ФЗ)

Таким образом, объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукцию" (далее - Федеральный закон N171-ФЗ).

Пункт 3 ст.11 Федерального закона N171-ФЗ устанавливает обязательность соответствия алкогольной продукции требованиям государственных стандартов до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

По смыслу пп.7 п.3.1 ст.20 Федерального закона N171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов.

В соответствии с изложенным, ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ», являющееся изготовителем алкогольной продукции, обязано осуществлять процесс ее производства таким образом, чтобы такая продукция соответствовала предъявляемым к ней обязательным требованиям, обеспечив, в том числе, соблюдение требований безопасности к ингредиентам, используемым при производстве.

Как следует из обжалуемого постановления и иных материалов дела, основанием привлечения генерального директора ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» к административной ответственности явились результаты плановой выездной проверки деятельности ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» в период с 27.04.2021 по 26.05.2021, в ходе которой установлены следующие обстоятельства.

При производстве пива организацией не осуществляется приготовление сусла путем варки солода, воды и хмеля. В качестве сырья используется экстракт солодовый пивной, экстракт хмеля, что нарушает п.1.31 ст.2 ФЗ №171, п.3.1, 5.2.1 ГОСТ 31711-2012 «Межгосударственный стандарт. Пиво. Общие технические условия». При производстве пивных напитков (пивные напитки Брикс со вкусом спритц венециано, со вкусом россини, со вкусом эпплтини) в нарушение п.13.2 ст.2 ФЗ №171, 5.2.1 ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные. Общие технические условия» использовано применение красителей.

При производстве сидра в нарушение п.5.2 ГОСТ 31820-2015 «Сидры. Общие технические условия» п.12.4 ФЗ №171, согласно которым при производстве сидра не предусмотрено использование готового сидра, используется негазированный сидр наливом по СТО 78861430-001-2021. При наличии соответствующего государственного стандарта для производства данного вида продукции производство сидра осуществляется не по ГОСТ, а по ТИ 11.03.10.211-030-78861430-2021, утвержденной 25.02.2021 генеральным директором ООО «Пензенские объединенные ЛВЗ». Ввиду чего допущены нарушения п. 5.1.3.4 ГОСТ 31820-2015 «Сидры. Общие технические условия» по физико-химическому показателю: массовая концентрация остаточного экстракта в сидрах. СТО 78861430-001-2021 на негазированный сидр наливом разработаны без учета требований вышеназванного ГОСТа по физико-химическому показателю.

При производстве медовухи применяемые СТО 78861430-012-2020 на медовухи фильтрованные наливом разработаны без учета требований ГОСТ Р 57594-2017 «Медовухи. Общие технические условия» по физико-химическому показателю: массовая доля двуокиси углерода (п.5.1.3). В используемой рецептуре на медовуху фильтрованную наливом, утвержденной генеральным директором «Объединенные Пензенские ЛВЗ» установлены ингридиенты, в соответствии с которыми производимая продукция не может считаться медовым суслом. Согласно ТИ 11.03.10.211-030-78861430-2021 при производстве медовухи используется готовая медовуха, что противоречит п. 5.2 ГОСТ Р 57594-2017 «Медовухи. Общие технические условия» п.12.6 ст.2 ФЗ №171.

При производстве пуаре (грушевого сидра) по ТУ 11.03.10-007-78861430-2017 не учитываются требования по физико-химическим показателям: массовая концентрация остаточного экстракта, массовая концентрация лимонной кислоты, давление двуокиси углерода близкому по составу пищевому продукту. Также при производстве пуаре используется готовый пуаре в качестве сырья, что нарушает п.5.2 ГОСТ Р 58010-2017 «Пуаре традиционные. Технические условия».

При осуществлении отбора проб и образцов согласно протоколу от 28.04.2021 и осуществленном на их основе экспертном исследовании установлено, что производимый алкогольный напиток пуаре (грушевый спирт) не соответствует ГОСТ Р 58010-2017 «Пуаре традиционные. Технические условия» по массовой концентрации остаточного экстракта, по давлению двуокиси углерода, по массовой концентрации лимонной кислоты. Указанная продукция содержит в своем названии словосочетание «газированный жемчужный», сходное до степени смешения с уже существующим названием, что вводит потребителей в заблуждение относительно способа приготовления и показателей, позволяя ошибочно принять за другой продукт. Этим нарушены пп. 3.4, 3.5.1.1, пп.3.5.1.4 п.3 ГОСТ Р 51074-2003, п.4.3.1 п.4 ГОСТ Р 51740-2016.

Алкогольная продукция «пуаре (грушевый сидр») производится ООО в соответствии с ГОСТ 31820-2015 «Межгосударственный стандарт. Сидры. Общие технические условия», при том что с 01.09.2018г. в действие вступил ГОСТ Р 58010-2017 «Пуаре традиционные. Технические условия»

Судья полагает, что в действиях должностного лица - генерального директора отсутствует состав в административного правонарушения, принимая во внимания аналогичность нарушений, вмененных как должностному, так и юридическому лицу. При этом принимает во внимание, что в отношении юридического лица - ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 11.03.2022 состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, не установлен.

Несмотря на то, что действующий КоАП РФ не предусматривает прямого применения преюдиции при производстве по делам об административных правонарушениях, вместе с тем по смыслу действующего законодательства, нашедшего отражение в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", с учетом необходимости обеспечения единства судебной практики суд общей юрисдикции в случае рассмотрения дела об административном правонарушении или жалобы на постановление по делу об административном правонарушении обязан принимать во внимание выводы арбитражного суда о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) в части квалификации в отношении одних и тех же правонарушений.

Так, не соглашаясь с выводами обжалуемого постановления, судья приходит к выводу о том, что в части вмененных нарушений о несоблюдении ГОСТ при производстве пивных напитков с использованием красителей, технологические инструкции, разработанные самим обществом и используемы в технологическом процессе, не противоречат требованиям ГОСТ Р 55292-2012. При этом принимает во внимание экспертное заключение ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пензенской области» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Кроме того, соответствие пивной продукции, наименование которой перечислено в обжалуемом постановлении, требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ТР ТС 029/2012 подтверждается декларацией о соответствии со сроком действия по 29.10.2023. В части нарушений, отраженных при производстве Пуаре (грушевый сидр), судья с учетом позиции арбитражного суда (постановление одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021г.) не усматривает оснований полагать, что применяемые при их производстве ТИ 11.03.10.211-030-78861430-2021, ТУ 11.03.10.-007-78861430-2017, нарушают соответствующие Стандарты производства Российской Федерации. Нарушения в части состава сырья при изготовлении сидра, пива, медовухи, опровергаются тем, что напитки изготавливались по ТУ И ТИ, разработанным предприятием на основании соответствущего ГОСТ, при этом впоследствии были своевременно разработаны и утверждены изменения в СТО 78861430-001-2021 и ТИ 1.03. 10.211-030-78861430-2021 (негазированный сидр наливом), в СТО 7886143012020 и ТИ 11.03.10.213-075-78861430-2020 (медовухи фильтрованные наливом).

В итоге судья приходит к выводу о том, что материалы дела не содержат наличия доказательств тому, что пиво светлое фильтрованное пастеризованное» НАЛИВОМ», напиток пивной пастеризованный «БРИКС СО ВКУСОМ СПРИТЦ ВЕНЕЦИАНО (BRIXSPRITZVENEZIANOFLAVOUR)», напиток пивной пастеризованный «БРИКС СО ВКУСОМ РОССИНИ (BRIXROSSINIFLAVOUR)», напиток пивной пастеризованный «БРИКС СО ВКУСОМ ЭППЛТИНИ (BRIXAPPLETINIFLAVOUR)»; сидр газированный жемчужный полусладкий «ДВА ГУСЯ (TWOGEESE)»; негазированный сидр наливом; медовуха фильтрованная пастеризованная «ДВА ГУСЯ (TWOGEESE)» КЛЮКВЕННАЯ»; медовуха фильтрованная наливом; пуаре (грушевый сидр) сладкий газированный «ДВА ГУСЯ (TWOGEESE)»; негазированный пуаре (грушевый сидр) наливом, производились с нарушением требований законодательства Российской Федерации,в части производства и оборота алкогольной продукции, не соответствующей государственным стандартам.

Так по вмененному факту нарушения п 13.1 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ в части использования вместо пивного солода экстракта со 100% заменой, следует отметить, что в соответствии с п. 13.1 ст. 2 ФЗ№ 171-ФЗ пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.

В силу п. 3.1. ГОСТ 31711-2012 «Пиво. Общие технические условия» пиво - пенистый напиток, полученный из пивоваренного солода, хмеля и/или хмелепродуктов и воды с применением или без применения зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов в результате брожения пивного сусла, содержащий этиловый спирт, образовавшийся в процессе брожения сусла. При производстве пива светлого фильтрованного пастеризованного «наливом» используется экстракт солодовый пивной (сырьем для производства которого выступает пивоваренный солод)При приготовлении пивного сусла происходит восстановление экстракта до нормализованных значений, то есть последующее брожение происходит на 100% солодовом пивном сусле (без использования иного сахаросодержащего сырья), до крепости пивного сусла 8,5% об. Ввиду изложенного нет доказательств тому, что ООО нарушило вышеприведенную норму закона.

В части нарушений п. 13.2 статьи 2 Федерального закона №ФЗ-171 в части содержания в рецептурах на пивные напитки красителей и по пункту 5.2.1. ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные. Общие технические условия» в части использования красителей для производства пивных напитков), сукдья учитывает следующее: Согласно п. 5.2.3. ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные. Общие технические условия» при производстве пивных напитков допускается использовать пищевые добавки и вспомогательные средства, обеспечивающие их качество и безопасность, регламентированные ТР ТС 029/2011. В силу ст. 4 технического регламента «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» ТР ТС 029/2011 краситель - пищевая добавка, предназначенная для придания, усиления или восстановления окраски пищевой продукции; к пищевым красителям не относится пищевая продукция, обладающая вторичным красящим эффектом, а также красители, применяемые для окрашивания несъедобных наружных частей пищевой продукции (например, для окрашивания оболочек сыров и колбас, для клеймения мяса, для маркировки сыров и яиц).

В соответствии с приложением 11 к техническому регламенту «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» ТР ТС 029/2011 красители: красный очаровательный АС (Е129), желтый "солнечный закат" FCF (Е110), понсо 4R (Е124), тартразин (Е102), синий патентованный V (Е131), разрешается использовать при производстве алкогольных напитков в дозировке, не превышающей 200 мг/кг продукции.

При этом как установлено подп. 7 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Ограничения, установленные приложениями 9, 10 ТР ТС 029/2012, не распространяются на пивные напитки, в связи с чем использование вышеуказанных красителей при производстве пивных напитков допускается на основании приложения 11 ТР ТС 029/2012. Кроме того, п. 5.1.2. ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные. Общие технические условия» определено, что в пивных напитках допускаются цвета, обусловленные используемым сырьем. В данном случае красители являются "используемым сырьем", разрешенным к применению ТР ТС 029/2012. Таким образом, указанные рецептуры на пивные напитки не противоречат ТУ 11.05.10-003-78861430-2020. Кроме того, соответствие данного ТУ требованиям ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные. Общие технические условия» подтверждено экспертным заключением ФБУ «Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Пензенской области» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Лицом, привлеченным к административной ответственности представлен ответ на ранее сделанный запрос к разработчикам ГОСТ Р 55292-2021 «Напитки пивные. Общие технические условия» - во Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН -о предоставлении разъяснений понятия «сырье» применительно к производству пивных напитков с указанием используемых в качестве сырья для их производства компонентов и о правомерности использования при производстве пивных напитков пищевых добавок в виде красителей. 02.12.2021г. разработчиками ГОСТ Р 55292-2021 «Напитки пивные. Общие технические условия» были даны разъяснения, что «согласно п.п. 5.2.1-5.2.3 ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные. Общие технические условия» (с 01.01.2022 ГОСТ 34796-2021 «Напитки пивные. Общие технические условия») в состав сырья для производства пивных напитков могут входить пищевые добавки в соответствии с ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». ТР ТС 029/2012 определяет краситель как пищевую добавку, предназначенную для придания, усиления и восстановления окраски пищевой продукции. Красители могут входить в состав комплексных пищевых добавок».

Ввиду изложенного может следовать вывод, что при производстве напитков пивных пастеризованных «БРИКС СО ВКУСОМ СПРИТЦ ВЕНЕЦИАНО (BRIXSPRITZVENEZIANOFLAVOUR)», «БРИКС СО ВКУСОМ РОССИНИ (BRIXROSSINIFLAVOUR)», «БРИКС СО ВКУСОМ ЭППЛТИНИ (BRIXAPPLETINIFLAVOUR)» Общество правомерно использует поименованные выше красители, руководствуясь положениями п. 5.2.3 ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные. Общие технические условия», ст. 4 ТР ТС 029/2011 и приложением 11 к техническому регламенту «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» ТР ТС 029/2011.

При установлении наличия нарушений по пункту 12.4 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ и пункту 5.2 ГОСТ 31820-2015 в части использования сидра для производства сидра, следует учесть, что представленными материалами подтверждено, что разработка технологии производства сидра осуществлена Обществом на основании ГОСТ 31820-2015 «Сидры. Общие технические условия» и определения понятия «сидр» согласно п. 12.4 Федерального закона № 171-ФЗ.

В соответствии с п. 3.1 «Термины и определения» данного ГОСТ «сидр - продукт с объемной долей этилового спирта не менее 1,2 % и не более 6,0 %, изготовленный в результате спиртового брожения свежего яблочного сусла и/или восстановленного яблочного сока, без добавления или с добавлением сахаросодержащих продуктов, без насыщения или с искусственным насыщением двуокисью углерода, или насыщением двуокисью углерода в результате брожения».

Согласно п. 5.2 названного ГОСТа для изготовления сидров применяют следующее сырье и пищевые добавки: яблоки свежие для промышленной переработки и дикорастущие; груши свежие ранних и поздних сроков созревания и дикорастущие; виноматериалы фруктовые (плодовые) сброженные (яблочный и грушевый); соки фруктовые концентрированные (яблочный и грушевый); сахар-песок; сахар белый; дрожжи винные чистых культур, в том числе сухие активные дрожжи; воду питьевую; кислоту лимонную пищевую; кислоту сорбиновую и ее растворимые соли; двуокись углерода газообразную и жидкую; ангидрид сернистый жидкий технический.

В силу п. 12.4 Федерального закона № 171-ФЗ «сидр - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода».

Как подтверждается представленными материалами, производство сидра газированного жемчужного полусладкого «ДВА ГУСЯ TWOGEESE», осуществляется Обществом в два этапа: Первый этап производства осуществляется на филиале ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» Нижнеломовский ЛВЗ в соответствии с технологической инструкцией 11.03.10.211-029-78861430-2021 по производству негазированного сидра наливом по СТО и рецептуре на данный продукт. Включает в себя брожение восстановленного яблочного сока, который получается путем восстановления сока яблочного концентрированного водой питьевой Данный этап производства осуществляется строго в соответствии с требованиями п. 3.1 (определение понятия «сидр»), 5.2 (требования к сырью, пищевым добавкам и технологическим вспомогательным средствам) ГОСТ 31820-2015 «Сидры. Общие технические условия» и согласно п. 12.4 Федерального закона № 171-ФЗ.

Осуществление второго этапа производства происходит на филиале ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ»ЮТБ и включает в себя добавление сахаросодержащих продуктов и насыщение двуокисью углерода в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ 31820-2015 и положением п. 12.4 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. Осуществляется на основании ТИ 11.03.10.211-030-78861430-2021 на производство сидра газированного жемчужного полусладкого «ДВА ГУСЯ TWOGEESE» и ТУ 11.03.10-001-78861430-2021 «Сидры (в ассортименте)»

Ввиду изложенного, следует вывод, что производство сидра на ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ»осуществляется из следующего сырья: сок яблочный концентрированный; вода; дрожжи; сахар; лимонная кислота; сорбат калия; кадифит; двуокись углерода и другие вспомогательные средства, разрешенные к применению, что не противоречит требованиям ГОСТ 31820-2015 и положениям п. 12.4 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г.

Также при рассмотрении жалобы следует вывод, что Разработка технологии производства пуаре (грушевого сидра) осуществлена Обществом на основании ТУ 11.03.10-007-78861430-2017 и определения понятия «пуаре» согласно п. 12.5 Федерального закона № 171-ФЗ.

В соответствии понятием термина по ТУ 11.03.10-007-78861430-2017 «пуаре (грушевый сидр) - алкогольный продукт с содержанием этилового спирта не менее 1,2 % не более 6,0 %, изготовленный в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока, без добавления или с добавлением сахаросодержащих продуктов, с насыщением или без насыщения двуокиси углерода, или насыщением двуокисью углерода в результате брожения, предназначенного для непосредственного употребления в пищу»

Согласно ТУ 11.03.10-007-78861430-2017 для изготовления пуаре (грушевый сидр) применяют следующее сырье: груши свежие ранних и поздних сортов созревания; виноматериал фруктовый (плодовый) сброженный грушевый; сок фруктовый концентрированный грушевый; сахар-песок; сахар белый; дрожжи винные чистых культур, в том числе сухие активные дрожжи; воду питьевую; кислоту лимонную пищевую; кислоту сорбиновую и ее растворимые соли; двуокись углерода газообразную и жидкую; ангидрид сернистый жидкий технический.

В силу п. 12.5 Федерального закона № 171-ФЗ «пуаре (грушевый сидр) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода». На основании указанных выше нормативных документов производство пуаре (грушевый сидр) сладкого газированного жемчужного «ДВА ГУСЯ TWOGEESE» осуществляется Обществом в два этапа:

Первый этап производства осуществляется на филиале ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» Нижнеломовский ЛВЗ в соответствии с технологической инструкцией 11.03.10.212-028-78861430-2021 по производству негазированного пуаре (грушевый сидр) наливом по СТО и рецептуре на данный продукт. Включает в себя брожение восстановленного грушевого сока, который получается путем восстановления сока грушевого концентрированного водой питьевой. Данный этап производства осуществляется в соответствии с требованиями разработанного Обществом ТУ 11.03.10-007-78861430-2017 и согласно п. 12.5 Федерального закона № 171-ФЗ. Осуществление второго этапа производства происходит на филиале ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ»ЮТБ и включает в себя добавление сахаросодержащих продуктов в соответствии с ТИ 11.03.10.212-031-78861430-2021 на производство пуаре (грушевый сидр) сладкого газированного жемчужного «ДВА ГУСЯ (TWOGEESE)» и ТУ 11.03.10-007-78861430-2017 «Пуаре (грушевый сидр) в ассортименте» и положением п. 12.5 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. (ТИ и ТУ имеются в материалах дела).

С учетом изложенного, при производстве пуаре (грушевый сидр)на ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» использует : сок грушевый концентрированный; вода; дрожжи; сахар; лимонная кислота; сорбат калия; кадифит; двуокись углерода и другие вспомогательные средства, разрешенные к применению, то есть предусмотренные положениями ТУ 11.03.10-007-78861430-2017 и п. 12.5 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г.

Относительно нарушений п. 12.6 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ и пункту 5.2 ГОСТ Р 57594-2017 «Медовухи. Общие технические условия» в части использования медовухи для производства медовухи), следует принять во внимание следующее: Разработка технологии производства медовухи была осуществлена Обществом на основании ГОСТ Р 57594-2017 «Медовухи. Общие технические условия» и определения понятия «медовуха (медовый напиток)» согласно п. 12.6 Федерального закона № 171-ФЗ. В соответствии с п.3 «Термины и определения» данного ГОСТ в настоящем стандарте применены термины по Федеральному закону № 171-ФЗ. В силу п. 12.6 Федерального закона № 171-ФЗ «медовуха (медовый напиток) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8 процентов меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта».

Согласно п. 5.2.1. названного ГОСТа для изготовления медовухи применяют следующее сырье: вода питьевая; мед натуральный; прополис; пыльца цветочная (обножка); молочко маточное пчелиное адсорбированное; перга и другие продукты пчеловодства; сахар белый; сахар жидкий; сахар-сырец; сахаросодержащие продукты: патоку крахмальную, глюкозо-фруктозный сироп; соки концентрированные и другое фруктово-ягодное и овощное сырье и продукты его переработки; хмель прессованный, хмелепродукты и другое пряно-ароматическое сырье; дрожжи хлебопекарные прессованные; дрожжи хлебопекарные сушеные; дрожжи пивоваренные, дрожжи винные.

На основании указанных выше нормативных документов производство медовухи фильтрованной пастеризованной «ДВА ГУСЯ TWOGEESE» клюквенная осуществляется Обществом в два этапа и из следующего сырья : мед натуральный, вода питьевая, сахар, концентрированный лимонный сок, концентрированный клюквенный сок и другие вспомогательные средства, разрешенные к применению, что соответствует требованиям ГОСТ 57594-2017 и положением п. 12.6 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г.

Судья соглашается с доводами представителя привлеченного к административной ответственности лица о том, что административным органом ошибочно сделан вывод о несоответствии СТО 78861430-012-2020 на медовуху фильтрованную наливом (сусло медовое сброженное), ТИ 11.03.10.213-075-78861430-2020 требованиям п. 3.2. ГОСТ Р 57594-2017 «Медовухи. Общие технические условия». В ГОСТ Р 57594-2017 отсутствует понятие «сусло медовое сброженное». При этом, в силу требований п. 5.2. поименованного ГОСТ 5.2.1 для изготовления продукции применяют следующее сырье: воду питьевую; мед натуральный по ГОСТ Р 54644; прополис по ГОСТ 28886; пыльца цветочная (обножка) по ГОСТ 28887; молочко маточное пчелиное адсорбированное по ГОСТ 31767; перга по ГОСТ 31776 и другие продукты пчеловодства; сахар белый по ГОСТ 33222; сахар жидкий по ГОСТ 31896; сахар-сырец по ГОСТ Р 52305; сахаросодержащие продукты: патоку крахмальную по ГОСТ 33917, глюкозо-фруктозный сироп; соки концентрированные по ГОСТ 32102 и другое фруктово-ягодное и овощное сырье и продукты его переработки; хмель прессованный по ГОСТ 21947, хмелепродукты по ГОСТ 32912 и другое пряно-ароматическое сырье; дрожжи хлебопекарные прессованные по ГОСТ Р 54731; дрожжи хлебопекарные сушеные по ГОСТ Р 54845; дрожжи пивоваренные, дрожжи винные.

Согласно представленной рецептуры на медовуху фильтрованную наливом установлены следующие ингредиенты на 1000 л. готового напитка: мед натуральный - 80,85 кг., концентрированный лимонный сок - 2,5 кг., сахар - 59,57 кг., вода - до 1000 л.; объемная доля этилового спирта 5,5+/- 0,5 %, что полностью соответствует требованиям п. 5.2 ГОСТ Р 57594-2017 и подтверждает сам административный орган в оспариваемом постановлении. При таких обстоятельствах, административный орган необоснованно вменил нарушение требований п. 3.2. ГОСТ Р 57594-2017 «Медовухи. Общие технические условия».

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела по существу, не была дана надлежащая правовая оценка имеющимся доказательствам. Орган, вынесший обжалуемое постановление, в нарушение ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, не установил все юридически значимые обстоятельства его совершения.

При установленных фактических обстоятельствах, нет оснований полагать, что генеральный директор ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» ФИО1 осуществлял ненадлежащий контроль за деятельностью Общества, что привело к отраженным в постановлении нарушениям.

В соответствии с ч.3 ст.2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст.2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

В данной конкретной ситуации вина юридического лица не установлена. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 11.03.2022 состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» (по тем же самым правонарушениям, что вменены директору ООО) не установлен. Постановление МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу от 10.09.2021 о привлечении ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ признано незаконным и отменено.

Учитывая изложенное, постановление врио руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу от 21.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» ФИО1 подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.16 КоАП

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу генерального директора ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» ФИО1 удовлетворить. Постановление врио руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу от 21.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» ФИО1 - отменить, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП.

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном КоАП РФ порядке.

Судья: Н.В. Абрамова.