УИД 25RS0023-01-2022-000119-31
дело № 12-11/2022
Р Е Ш Е Н И Е
7 июня 2022 года пгт. Ольга
Судья Ольгинского районного суда Приморского края Н.А. Филатова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Почта России» - ФИО1 на постановление главного государственного инспектора по Ольгинскому муниципальному району по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ольгинскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Приморскому краю ФИО3 от 16 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении АО «Почта России»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора по Ольгинскому муниципальному району по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ольгинскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Приморскому краю ФИО3 от 16.03.2022 АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
На данное постановление защитником АО «Почта России» по доверенности ФИО1 подана жалоба, в которой ставится вопрос о признании его незаконным, отмене и прекращении производства по делу.
04.05.2022 от начальника ОНДиПР по Ольгинскому муниципальному району ФИО3 поступил письменный отзыв на жалобу, в котором он просит постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание заявитель, иной защитник или законный представитель АО «Почта России» не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных извещений: 11.05.2022 – УФПС Приморского края, 13.05.2022 – АО «Почта России», 16.05.2022 – защитнику ФИО1 При таких обстоятельствах, учитывая, что ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило, суд не усматривает препятствий для рассмотрения жалобы в отсутствие указанных лиц.
Представитель административного органа – ст. дознаватель ОНДиПР по Ольгинскому муниципальному району управления надзорной деятельности и профилактической работы по Ольгинскому муниципальному району Управления надзорной деятельности профилактической работы ГУ МЧС России по Приморскому краю ФИО4 возражал против удовлетворения жалобы по изложенным в отзыве доводам, указав, что уведомления и копии решений о проведении плановых выездных проверок в восьми почтовых отделениях Ольгинского района были направлены 25.01.2022 генеральному директору АО «Почта России» ФИО5 и получены 02.02.2022, в подтверждение чего представил оригинал соответствующего уведомления о вручении (заверенная копия приобщена к материалам дела – л.д. 40). Также пояснил, что акты о проведении плановых выездных проверок 18.02.2022 были направлены на электронную почту оператора делопроизводителя Арсеньевского почтампа ФИО6, указанной в приказе начальника указанного почтампа от 21.09.2021 №-п, о чем получены входящие номера отправлений, при этом сведения об актах были внесены в единый реестр контрольных мероприятий и предоставил копии протоколов осмотра, скриншоты данных ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», пояснив, что при внесении в реестр сведений о решениях о проведении выездных проверок была ошибочно указана дата этих решений – 25.01.2022, вместо верной даты – 24.01.2022, что объясняется тем, что данная информация вводилась 25.01.2022.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав пояснения представителя административного органа, изучив материалы административного дела, представленные сторонами материалы, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно части 3 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении, в том числе, условия в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Ольгинскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Приморскому краю в период с 7 по 17 февраля 2022 года на основании решений органа государственного надзора от 24.01.2022 №рс, №рс, №рс, №рс, №рс, №рс, №рс, №рс проведена внеплановая выездная проверка в отношении расположенных на территории Ольгинского района Приморского края зданий и помещений, эксплуатируемых АО «Почта России» в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора, в ходе которой установлено, что по адресу:
1) не представлена декларация пожарной безопасности на объект защиты в органы государственного пожарного надзора (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 4, 6, 64 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не проводится ежегодное испытание автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при возникновении пожара в связи с их истекшим сроком службы (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», п. 16.6 «РД 78.145-93 Пособие к руководящему документу «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ», п. 5.1.6, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт»); в складских помещениях противопожарные двери менее предела огнестойкости EI 30 (ст. ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, таблица 24, 23 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не обеспечена своевременная обработка огнезащитным составом деревянных конструкций крыши; руководитель организации не разработал инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом специфики помещений; отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в т.ч. на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний систем (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 13, п. 2, п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479);
2) Б не представлена декларация пожарной безопасности на объект защиты в органы государственного пожарного надзора (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. ст. 4, 6, 64 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ); не проводится ежегодное испытание автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при возникновении пожара в связи с их истекшим сроком службы (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 16.6 «РД 78.145-93 Пособие к руководящему документу «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ», п. 5.1.6, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт»); руководитель организации не разработал инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом специфики помещений; отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в т.ч. на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний систем; горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до электросветильников менее 0,5 м. (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 2, п. 54, постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, подп. 2 п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические нормы и правила проектирования»);
3) . не представлена декларация пожарной безопасности на объект защиты в органы государственного пожарного надзора (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. ст. 4, 6, 64 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 14 Приказа МЧС России от 16.03.2020 № 171); не проводится ежегодное испытание автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при возникновении пожара в связи с их истекшим сроком службы (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 16.6 «РД 78.145-93 Пособие к руководящему документу «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ», п. 5.1.6, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт»); руководитель организации не разработал инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом специфики помещений; отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний систем; не установлен пожарный щит в соответствии с требованиями; не предоставлена техническая документация на металлическую печь (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 2, п. 393, п. 54, п. 410, п. 82 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
4) не представлена декларация пожарной безопасности на объект защиты в органы государственного пожарного надзора (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. ст. 4, 6, 64 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ); не проводится ежегодное испытание автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при возникновении пожара в связи с их истекшим сроком службы (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 16.6 «РД 78.145-93 Пособие к руководящему документу «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ», п. 5.1.6, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт»); руководитель организации не разработал инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом специфики помещений; отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний систем; в путях эвакуации и в помещениях объекта защиты пожарные извещатели установлены на горючей подложке; горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до электросветильников менее 0,5 м. (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 2, п. 54, п. 410, п. 82 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 4.3РД 78.145-93. Руководящий документ. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, подп. 2 п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические нормы и правила проектирования»);
5) не представлена декларация пожарной безопасности на объект защиты в органы государственного пожарного надзора (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. ст. 4, 6, 64 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ); не проводится ежегодное испытание автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при возникновении пожара в связи с их истекшим сроком службы (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 16.6 «РД 78.145-93 Пособие к руководящему документу «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ», п. 5.1.6, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт»); в складском помещении противопожарная дверь менее предела огнестойкости EI 30 (ст. ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, таблица 24, 23 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); руководитель организации не разработал инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом специфики помещений; отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний систем (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 2, п. 54, постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
6) не представлена декларация пожарной безопасности на объект защиты в органы государственного пожарного надзора (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. ст. 4, 6, 64 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ); не проводится ежегодное испытание автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при возникновении пожара в связи с их истекшим сроком службы (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 16.6 «РД 78.145-93 Пособие к руководящему документу «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ», п. 5.1.6, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт»); руководитель организации не разработал инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом специфики помещений; отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний систем; не установлен пожарный щит в соответствии с требованиями (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 2, п. 54, п. 410 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
7) не представлена декларация пожарной безопасности на объект защиты в органы государственного пожарного надзора (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. ст. 4, 6, 64 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ); не проводится ежегодное испытание автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при возникновении пожара в связи с их истекшим сроком службы (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 16.6 «РД 78.145-93 Пособие к руководящему документу «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ», п. 5.1.6, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт»); в складском помещении противопожарная дверь менее предела огнестойкости EI 30 (ст. ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, таблица 24, 23 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); руководитель организации не разработал инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом специфики помещений; отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний систем (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 2, п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
8) не представлена декларация пожарной безопасности на объект защиты в органы государственного пожарного надзора (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. ст. 4, 6, 64 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ); не проводится ежегодное испытание автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при возникновении пожара в связи с их истекшим сроком службы (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 16.6 «РД 78.145-93 Пособие к руководящему документу «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ», п. 5.1.6, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт»); в складском помещении противопожарная дверь менее предела огнестойкости EI 30 (ст. ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, таблица 24, 23 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); руководитель организации не разработал инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом специфики помещений; отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний систем; в центральном помещении пожарные извещатели установлены на горючей подложке; горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до электросветильников менее 0,5 м. (ст. ст. 2, 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 2, п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 4.3РД 78.145-93. Руководящий документ. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, подп. 2 п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические нормы и правила проектирования»).
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения к АО «Почта России» административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт выявленного события административного правонарушения и виновность АО «Почта России» подтверждаются протоколами осмотра, актами о проведении плановой выездной проверки, протоколом об административном правонарушении и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Материалы дела позволяют прийти к выводу о том, что юридическим лицом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Обоснованность выводов должностного лица о виновности АО «Почта России» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Действия АО «Почта России» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что орган государственного пожарного надзора провел 8 плановых проверок, не включенных в план и единый реестр контрольных мероприятий являются несостоятельными. Факт проведения выездных проверок на основании согласованного с органом прокуратуры плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год подтверждается сведениями, указанными в левом верхнем углу каждого из восьми решений о проведении внеплановой выездной проверки от 24.01.2022, содержащими дату размещения этой информации – 23.09.2021 и учётные номера контрольных мероприятий, указанный на решениях QR-код позволяет перейти к сведениям конкретного КНМ в реестре. Представленные административным органом скриншоты данных ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» бесспорно подтверждают соблюдение последним требований ч. 4 ст. 19, ч. 2 ст. 64 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации и проведение контрольно-надзорных мероприятий с предварительным включением сведений о них в единый реестр таких мероприятий.
Ошибочно указанная при размещении сведений в ФГИС ЕРКНМ дата издания решений о проведении плановой выездной проверки – 25.01.2022, вместо действительной даты 24.01.2022, не свидетельствует о нарушении прав контролируемого лица, поскольку вся иная общая информация о КНМ, в том числе об объектах контроля и сроках проведения проверок отражена в реестре верно. Более того, 25 января 2022 года решения о проведении плановых выездных проверок и соответствующие уведомления от 24.01.2022 направлены почтовой связью с заказным уведомлением на имя генерального директора АО «Почта России» ФИО5 () и получены адресатом 2 февраля 2022 года (л.д. 40 - уведомление о вручении). Также уведомления о проведении плановых выездных проверок с прилагаемыми к ним соответствующими решениями от 24.01.2022 вручены 31 января 2022 года заместителю начальника Арсеньевского почтампа по операционному управлению ФИО7, уполномоченной на основании доверенности от 01.10.2021 № представлять интересы АО «Почта России» перед всеми органами гос. власти, их должностными лицами, о чем последней в решениях выполнена соответствующая запись с заверением личной подписью, а на уведомлениях проставлены штампы с датами и номерами входящей корреспонденции.
Акты о проведении плановых выездных проверок были направлены 18.02.2022 в порядке ч. 9 ст. 98 Закона № 248-ФЗ в электронной форме на электронную почту оператора делопроизводителя Арсеньевского почтампа ФИО6, поименованной в приказе начальника названного почтампа от 21.09.2021 №-п, о чем получены входящие номера отправлений. Кроме того, все сведения об актах своевременно внесены в ФГИС ЕРКНМ.
Вопреки утверждению защитника, привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо надлежащим образом извещено о дате и времени составления протокола об административном правонарушения (09.03.2022 в 10-30 час.) и рассмотрения дела по существу (16.03.2022 в 16-00 час.).
Статья 25.4 КоАП РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
В абзаце 3 ответа на вопрос № 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009 разъяснено, что системный анализ положений статьи 25.4 и статьи 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КодАП РФ. (Аналогичная позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 г., утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г. (вопрос № 18).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п.
Руководитель филиала или представительства юридического лица может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанных подразделений общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица.
Согласно имеющейся в материалах дела доверенности от 09.02.2022 №, начальник Арсеньевского почтампа УФСП Приморского края АО «Почта России» ФИО8 уполномочена представлять интересы АО «Почта России» в соответствии с действующим законодательством, представлять и совершать процессуальные действия от имени АО «Почта России» по делам об административных правонарушениях со всеми правами, которые предоставлены законом лицу, участвующему в деле, защитнику, в т.ч. совершать следующие действия: давать объяснения, подписывать и получать протоколы по делам об административных правонарушениях, принимать участие в рассмотрении должностными лицами (органами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, подписывать и получать постановления по делам об административных правонарушениях.
Сообщение о составлении в отношении АО «Почта России» 09.03.2022 в 10 час. 30 мин. протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ поступило в Арсеньевский почтамп УФСП Приморского края АО «Почта России» 28 февраля 2022 года вх. №.
Адресованная начальнику Арсеньевского почтампа копия протокола об административном правонарушении от 09.03.2022, в котором указано, что дело будет рассмотрено в ОДНиПР по Ольгинскому муниципальному району () 16.03.2022 в 16 час. 00 мин. получена адресатом 14 марта 2022 года.
При таких обстоятельствах уведомление руководителя Арсеньевского почтампа УФСП Приморского края АО «Почта России» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении является надлежащим извещением законного представителя юридического лица.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены, административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) в минимальном размере.
Правовых оснований для назначения виновному юридическому лицу наказания в виде предупреждения либо изменения назначенного административного наказания не имеется.
Так, санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривала наказания для юридических лиц только в виде административного штрафа.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исходя из смысла статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.
Объектом рассматриваемого правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
В данном случае, исходя из обстоятельств дела, количества и характера выявленных нарушений требований пожарной безопасности, за совершение данного правонарушения обществу не может быть назначению административное наказание в виде предупреждения, поскольку им создана существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая в силу возможных негативных последствий может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей, возложенных на него законодательством. Назначение иного вида административного наказания не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, правовых оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора по Ольгинскому муниципальному району по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ольгинскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Приморскому краю ФИО3 от 16 марта 2022 года, которым Акционерное общество «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд Приморского края в течение 10-ти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.А. Филатова