ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2022 от 09.03.2022 Увинского районного суда (Удмуртская Республика)

18RS0027-01-2021-003093-77 Дело № 12-11/2022

РЕШЕНИЕ

село Вавож УР 09 марта 2022 года

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Торхова С.Н.,

при секретаре судебного заседания Никитиной Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица – заведующего Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Тюрагай» д. *** Эскандеровой Т.Б.

на постановление заместителя министра финансов Удмуртской Республики от 09 декабря 2021 года, которым к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, привлечено должностное лицо

заведующий Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Тюрагай» д. *** Эскандерова Татьяна Борисовна, *** года рождения, проживающая по адресу: ***

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя министра финансов Удмуртской Республики от 09 декабря 2021 года заведующий Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Тюрагай» д. *** Эскандерова Т.Б. (далее – заявитель, заведующий МДОУ детский сад «Тюрагай» д. ***) привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. в связи с тем, что должностным лицом в нарушение требований ст.ст. 38, 162 Бюджетного кодекса РФ осуществлено нецелевой использование бюджетных средств, выделенных по целевой статье «Создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, сверх установленного уровня софинансирования» на общую сумму 30927,70 руб., выразившееся в перечислении денежных средств в счет исполнения контрактных обязательств на приобретение игрушек, предназначенных для детей старше 3 лет.

В жалобе в районный суд заведующая МДОУ детский сад «Тюрагай» д. *** Эскандерова Т.Б. просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании заявитель жалобу поддержала и просила ее удовлетворить по основаниям и доводам в ней изложенным.

Представителем Министерства финансов Удмуртской Республики, извещенный о времени месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела.

Выслушав заявителя, изучив и проанализировав жалобу, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения заведующей МДОУ детский сад «Тюрагай» д. *** Эскандеровой Т.Б. к административной ответственности явились следующие обстоятельства.

В рамках реализации Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования в Удмуртской Республике от 04.09.2019 № 04-44/257, заключенного Министерством образования и науки Удмуртской Республики и Администрацией муниципального образования «***» (далее - Соглашение), последняя являлась получателем субсидии в 2019 году в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования на создание дополнительных мест в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

В рамках Соглашения Министерством в бюджет МО «***» в 2019 году платежным поручением от ****** перечислено Субсидии на лицевой счет Управления народного образования ***, открытый в УФК по Удмуртской Республике, в сумме 2320312,50 руб.

Согласно п. 1.2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (приложение № 1 к Соглашению): создание дополнительных мест в образовательных организациях на территории муниципального образования в Удмуртской Республике, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (оснащение и (или) дооснащение дополнительных мест в муниципальных образовательных организациях учебно-игровым, хозяйственным оборудованием, мебелью, посудой и мягким инвентарем, необходимыми для реализации программ дошкольного образования и (или) осуществление присмотра и ухода за детьми).

Министерством Управлению народного образования утверждено и доведено бюджетных ассигнований уведомлением по расчетам между бюджетами ф. 0504817 от ****** в сумме 2 320 312,50 руб. по коду бюджетной классификации: код главы 874 «Министерство образования и науки Удмуртской Республики»; раздел 0700 «Образование»; подраздел 0701 «Дошкольное образование»; целевая статья 046Р222320 «Создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, сверх установленного уровня софинансирования»; вид расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий, на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности».

Согласно акту проверки в 2019 году Управлением народного образования МДОУ детский сад «Тюрагай» д. *** Бия уведомлением о лимитах бюджетных обязательств от ****** доведено лимитов бюджетных обязательств в общей сумме 2320312,50 руб. по коду бюджетной классификации: код главы 124 Управление народного образования Администрации МО «***» Удмуртской Республики; раздел 0700 «Образование»; подраздел 0701 «Дошкольное образование»; целевая статья 011Р222320 «Создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, сверх установленного уровня софинансирования»; вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

В 2019 году МДОУ детский сад «Тюрагай» д. *** Бия осуществляло свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением Главы МО «***» от ******.

В соответствии с п. 1.8 Устава МДОУ детский сад «Тюрагай» д. *** учреждение является муниципальным казенным учреждением.

Учредителем Учреждения является МО «***». Вышестоящим отраслевым органом в сфере образования и главным распорядителем бюджетных средств является Управление народного образования Админситрации МО «***» Удмуртской Республики.

Особенности правового положения казенных учреждений установлены в ст. 161 БК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетной сметой признается документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации (абз. 1 п. 1 ст. 221 БК РФ).

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения (п. 2 ст. 221 БК РФ).

Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (абз. 2 п. 2 ст. 221 БК РФ).

Приказом Управления народного образования от ******-ОД утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, подведомственных Управлению народного образования Администрации МО «***» Удмуртской Республики.

В соответствии с п. 2 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений смета составляется в целях установления объема и распределения направления расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до учреждения в установлено законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению функций казенного учреждения, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидий бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с детализацией по кодам подгрупп и (или) элементов видов расходов классификации расходов и дополнительной детализации по кодам статей (подстатей) групп (статей) классификации операций сектора государственного управления (кодам аналитических показателей) в пределах доведенных ЛБО (п. 3 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений).

Смета составляется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы (абз. 2 п. 4 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений).

В соответствии с п. 6 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений смета учреждения, а также обоснования (расчеты) плановых сметных показателей утверждаются руководителем учреждения или иным лицом, уполномоченным действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от имени учреждения.

Согласно п.п. 10,11 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений ведением сметы является внесение изменений в показатели сметы в пределах доведенных учреждению в установленном законодательством Российской Федерации порядке ЛБО. Внесение изменений в показатели сметы осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком «плюс», и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком «минус».

Согласно Изменениям показателей бюджетной сметы на 2019 финансовый год (на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годов) *** от ***, утвержденных заведующей МДОУ детский сад «Тюрагай» д. *** Эскандеровой Т.Б., учреждению утверждены дополнительные сметные назначения в сумме 23437,50 руб. по коду бюджетной классификации: код главы 124 Управление народного образования Администрации МО «***» Удмуртской Республики; раздел 0700 «Образование»; подраздел 0701 «Дошкольное образование»; целевая статья 011Р222320 «Создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, сверх установленного уровня софинансирования»; вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Согласно Изменениям показателей бюджетной сметы на 2019 финансовый год (на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годов) *** от ***, утвержденных заведующей МДОУ детский сад «Тюрагай» д. *** Эскандеровой Т.Б., учреждению утверждены дополнительные сметные назначения в сумме 2320312,50 руб. по кодам бюджетной классификации: код главы 124 Управление народного образования Администрации МО «***» Удмуртской Республики Раздел 0700 «Образование»; подраздел 0701 «Дошкольное образование»; целевая статья 011Р222320 «Создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, сверх установленного уровня софинансирования»; вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

С целью реализации мероприятий по созданию дополнительных мест в образовательных организациях на территории муниципального образования в Удмуртской Республике, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» МДОУ детский сад «Тюрагай» д. *** заключено 20 муниципальных контрактом на сумму 2343750,00 руб.

В ходе проведения контрольного мероприятия проведена выборочная инвентаризация материальных ценностей, приобретенных по муниципальным контрактам: от ******, заключенному с индивидуальным предпринимателем К.М.В.; от ******, от ******, от ******, заключенным с индивидуальным предпринимателем П.Н.А.; от ******, заключенным с индивидуальным предпринимателем Б.Р.Н.

При проведении инвентаризации установлено, что в нарушение ст.ст. 38, 162 БК РФ МДОУ детский сад «Тюрагай» д. *** за счет средств субсидии приобретены игрушки по муниципальным контрактам от ******, от ******, заключенным с индивидуальным предпринимателем П.Н.А. на общую сумму 30 927,70 руб. (набор оборудования для исследовательской деятельности 5 200,00 руб. х 5 шт. + 4 927,70 руб. х 1 шт.), не соответствующие целям предоставления субсидии (игрушки предназначены для детей старше трех лет), определенным бюджетной сметой, что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении: копией письма о нарушении бюджетного законодательства от ****** Министра образования и науки УР; актом проверки соблюдения Администрацией муниципального образования «***» *** от ***; копией информационного письма от ******; копией акта ревизии от *** (л.д. 14); копией соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования в Удмуртской Республике от ****** (л.д. 15-26); копией постановления Администрации муниципального образования «***» от ****** «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования и воспитания на 2015-2020 годы» (л.д. 27-33); сведениями о бюджетных обязательствах от *** (л.д. 34-37); копией контракта *** от *** с документами о его исполнении (л.д. 38-48); копией контракта *** от *** с документами о его исполнении (л.д. 49-58); копией платежного поручения от ****** о перечислении субсидии в сумме 2320312,50 руб. (л.д. 62); копией уведомления о лимитах бюджетных обязательств *** (л.д. 63); копией распоряжения от ****** «О временном переводе Эскандеровой Т.Б.» на должность заведующей муниципальным учреждением (л.д. 77).

Суд приход к выводу о нарушении заведующей МДОУ детский сад «Тюрагай» д. *** Эскандеровой Т.Б. указанных выше требований бюджетного законодательства.

Таким образом, действия должностного лица правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заведующей МДОУ детский сад «Тюрага» д. *** Эскандеровой Т.Б. приняты все зависящие от нее меры по соблюдению вышеназванных требований законодательства. Вина должностного лица выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения вышеуказанных требований закона, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы заявителя о том, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, суд находит не основанными на законе.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Датой совершения административного правонарушения, вменяемого Эскандеровой Т.Б. является дата заключения муниципальных контрактов 23 декабря 2019 года и 25 декабря 2019 года.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено 09 декабря 2021 года, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые влияли бы на существо принятого решения и могли бы служить основанием для отмены постановления.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя министра финансов Удмуртской Республики от 09 декабря 2021 года, которым к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ привлечено должностное лицо – заведующая Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Тюрагай» д. *** Эскандерова Татьяна Борисовна и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб., оставить без изменения, жалобу заведующей Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Тюрагай» д. *** Эскандеровой Т.Б. - без удовлетворения.

Копию решения направить в Министерство финансов УР, Эскандеровой Т.Б.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Увинский районный суд УР в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья: С.Н. Торхов