ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/2022640004-01-2021-009008-55 от 24.02.2022 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело №12-11/2022 64RS0004-01-2021-009008-55

РЕШЕНИЕ

24 февраля 2022 года г. Балаково Саратовской области

Судья Балаковского районного суда Саратовской области Орлова О.И.,

при секретаре судебного заседания Параняк О.Ю.,

с участием представителя должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении ФИО1 - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО3 от 19 ноября 2021 года №1-732/2021 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО3 от 19 ноября 2021 года №1-732/2021 должностное лицо – начальник отдела охраны природы АО «Балаковорезинотехника» ФИО1 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Должностное лицо – начальник отдела охраны природы акционерного общества «Балаковорезинотехника» ФИО1 подала жалобу на указанное постановление, в которой просила заменить наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей на предупреждение. В обоснование жалобы указала, что впервые привлекается к административной ответственности, правонарушение является незначительным, влияние полигона ПО на окружающую среду отсутствует, захоронение промышленных отходов производится правильно.

В судебном заседании защитник должностного лица ФИО2 поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить, в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ просила заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.

Выслушав объяснения защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки в период с 18 октября 2021 года по 29 октября 2021 межрегиональным управлением установлено, что предприятие АО «Балаковорезинотехника» осуществляет деятельность на двух объектах негативного воздействия на окружающую среду:

- производственная территория - ОНВОС 63-0164-000570-П по адресу: 413856, Саратовская обл., г. Балаково-16;

- полигон ПО - ОНВОС 63-0164-000567-П по адресу Саратовская обл., Балаковский район, с. Блюзань, е/х Березовский.

АО «Балаковорезинотехника» имеет лицензию №64-00130 от 22 мая 2017 года на размещение отходов 2-4 классов опасности, обезвреживание отходов 4 класса опасности, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов 3-4 классов опасности в Управлении Росприроднадзора по Саратовской области.

Полигон промышленных твердых отходов построен и эксплуатируется в соответствии с проектом №10167 «А» (1999г.) на который было получено заключение государственной экологической экспертизы №572/9 от 5 июля 2000 года.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 1 августа 2014 года №479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» полигон ПО включен в государственный реестр объектов размещения отходов под номером 64-00011-3-00592- 250914. Категория земель, на которой расположен объект размещения отходов (ОРО) - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики. Кадастровый номер земельного участка 64:05:010301:265. Дата проведения последней инвентаризации ОРО – 8 октября 2020 года. Проектная вместимость полигона - 142800 т, остаточная вместимость на начало 2021 – 1722,261 т.

АО «БРТ» разработан технологический регламент TP 57-103-2011 «Захоронение неутилируемых производственных отходов» в соответствии с которым и производится размещение отходов на промполигоне. Размер СЗЗ -1000 м. Отходы, образующиеся в процессе производства, разделяют по классам опасности и вывозят на площадки сбора отходов.

Факт размещения отходов производства и потребления подтверждается данными учета в области обращения с отходами за 2018-2021 года, данными отраженными в отчете по ПЭК, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018-2020 г.г.

Информация по полигону частично присутствует в проекте ВДВ, никакие расчеты выбросов не произведены, выбросы от полигона ПО не включены в перечень ЗВ в атмосферу, нормативы не установлены, разрешение на выброс ЗВ в атмосферу для полигона ПО объекта №2 отсутствует.

В представленной обществом программе мониторинга состояния окружающей среды на территории полигона ТКО, разработанной на основании Приказа Минприроды России от 8 декабря 2020 года №1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», определена периодичность исследований состояния атмосферного воздуха на границе СЗЗ полигона в 2020 лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» осуществлялся 1 раз в квартал, начиная со 2-го, собственной лабораторией - ежемесячно в рамках графика аналитического контроля. Исследуемые компоненты в атмосферном воздухе: углеводороды предельные С1 - С5 и взвешенные частицы пыли.

Согласно пункту 2 Методического пособия но расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенному в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года №14-01-333, при инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Росси й ской Федерации.

При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица АО «БРТ» подтверждены совокупностью письменных доказательств – актом плановой выездной проверки, программой мониторинга, отчетом о результатах мониторинга, программой производственного экологического контроля, журналом учета, должностной инструкцией, протоколом об административном правонарушении, постановлением о назначении административного наказания.

Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностному лицу АО «Балаковорезинотехника» в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в статье 3.4 указанного Кодекса.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Акционерное общество «Балаковорезинотехника» – крупнейший ведущий производитель резинотехнических изделий в России, предприятие является генеральным поставщиком российских автоконвейеров, выполняет госзаказы, и не относится к субъектами малого и среднего предпринимательства.

При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом учтены конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, характер и степень его общественной опасности, смягчающие обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств, вследствие чего наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.21 КоАП РФ назначено обоснованно.

Доводы жалобы о замене наказания должностному лицу судья находит несостоятельными, в связи с чем приходит к выводу о том, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного должностным лицом АО «Балаковорезинотехника» административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности и не может повлечь избыточное ограничение прав должностного лица.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям С.О.В. от 19 ноября 2021 года №1-732/2021 – оставить без изменения, жалобу должностного лица – начальника отдела охраны природы акционерного общества «Балаковорезинотехника» ФИО1 – <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.И. Орлова